На снимке: последствия теракта в Бейруте, унесшего жизни более 40 человек.
Двойной теракт в ливанском Бейруте унес жизни более 40 человек. Ответственность взяло на себя «Исламское государство». Местные СМИ называют произошедшее местью за недавние успехи «Хезболлы» в Сирии – добровольцы этого шиитского движения воюют на стороне Башара Асада. Международные наблюдатели видят в терактах признаки расширения зоны действий ИГИЛ в регионе.
Террористическая группировка «Исламское государство» взяла на себя ответственность за двойной теракт в столице Ливана Бейруте. По последним данным, его жертвами стали 43 человека, еще 239 получили ранения. Среди погибших и пострадавших есть дети.
Взрывные устройства были приведены в действие накануне вечером в южном пригороде Бейрута в лагере Бурдж-эль-Бараджна, где преимущественно проживает шиитское население. Теракт стал самым кровавым в Бейруте за последнее время – в последний раз подобное происходило в январе прошлого года.
По данным SITE Intelligence Group, занимающейся мониторингом активности террористов в интернете, в социальных сетях боевики «Исламского государства» назвали произошедшее «уникальной операцией по обеспечению безопасности», которая стала возможна благодаря заминированному мотоциклу и террористу в «поясе смертника». Всего в атаке были задействованы три боевика, однако один из них сам стал жертвой взрыва.
Еще один террорист после преследования сдался властям – он оказался жителем ливанского Триполи.
Молодой человек добровольно признался правоохранителям, что он был наемником ИГ.
Изначальной мишенью боевиков была мечеть имама Хусейна – именно к ней на мотоцикле пытался прорваться первый террорист-смертник. Путь ему преградил активист шиитской партии «Хезболла» Адиль Турмус. Молодой человек ценой собственной жизни не позволил боевику приблизиться к храму и тем самым спас десятки жизней. После того как прогремел первый взрыв, люди бросились помогать раненым, и тогда с интервалом в пять минут боевики привели в действие вторую бомбу. Стоит отметить, что подобную тактику боевики применяли в России. Например, в 2013 году в Буйнакске взорвались две самодельные бомбы, причем второй взрыв прогремел, когда на место прибыли полицейские. А годом ранее аналогичные взрывы были в Дербенте.
В ливанской армии отмечают, что смертники пошли в атаку около 18.00 по местному времени, во время часа пик, по-видимому, чтобы максимизировать число жертв и пострадавших. В качестве цели террористической атаки был выбран оживленный квартал Айн-эс-Сикка с узкими улицами, кишащими людьми, а также небольшими магазинами и лавками.
Первый взрыв прогремел возле пекарни, второй – неподалеку от госпиталя Расуль аль-Аазам.
По словам главврача Мухаммеда Бешира, близость больницы смогла спасти многие жизни. «Люди приносили раненых в приемное отделение прямо на руках, не дожидаясь карет скорой помощи. Врачи и медперсонал также проявили высокий профессионализм», – рассказал он. К помощи подключился и Ливанский Красный Крест, который ночью организовал сбор донорской крови для пострадавших. «Ливанцы не спят и спешат на выручку своим собратьям. Ведь вызов брошен не «Хезболле», а всему Ливану», – заключил Бешир.
Теракт был осужден видными политиками и религиозными деятелями страны. Премьер-министр Ливана Тамам Салям заявил, что подобным действиям нет никаких оправданий, и призвал сограждан «к бдительности, единству и солидарности перед происками сил, пытающихся разжечь в стране междоусобицу». Глава правительства также выразил соболезнования семьям погибших, подчеркнув, что «эта трагедия должна послужить импульсом для политиков к скорейшему преодолению разногласий и способствовать выходу страны из затяжного кризиса, необходимо укрепить внутренний фронт перед натиском терроризма, который нацелен на Ливан».
Как указывает Foreign Policy, атака была произведена менее чем через две недели после того, как ИГ взяло на себя ответственность за теракт на самолете российской авиакомпании «Когалымавиа», взорвавшемся в небе над Синаем, унесший жизни 224 человек. По мнению издания, это является «сигналом о расширении операционных способностей «Исламского государства» в данном регионе». В Ираке и Сирии целями террористических атак ИГ становятся, как правило, курдские вооруженные формирования, «Сирийская свободная армия» и другие силы, выступающие за смещение сирийского президента Башара Асада. «В четверг, устроив теракт на твердыне «Хезболлы» в Бейруте, экстремисты расширили зону своей борьбы», – пишет Foreign Policy.
Взрывы в ливанской столице прогремели всего за два дня до саммита в Вене, на котором представители США, России и арабских стран будут обсуждать варианты выхода из пятилетнего кризиса в Сирии.
В многостороннем формате впервые примет участие и глава МИД Ирана Мухаммед Джавад Зариф. Ожидается, что стороны будут в первую очередь пытаться найти выход из тупика, связанного с дальнейшим будущим Асада и предоставлением более заметной роли сирийским оппозиционным силам.