…В прошлом году старшеклассники выработали около трех миллионов трудодней, дали стране десятки тысяч тонн сельскохозяйственных продуктов, заложили 93 000 тонны кукурузного силоса. Ребята посадили 167 гектаров садов и теперь ухаживают за ними. Шефствуя над фермами, они помогли вырастить 50 000 голов молодняка.
Сейчас каждая рязанская школа имеет учебно-опытное хозяйство площадью от 20 до 70 гектаров с системой десятипольного севооборота. Всего за ними закреплено более четырех тысяч гектаров земли. Наконец, недавно появились у нас и учебно-опытные фермы: девушки и юноши полностью берут на себя заботу о животных.
Залогом всех этих успехов явилось неустанное внимание к школам со стороны партийных и комсомольских организаций. Ясно и другое – то новое, что появилось в политехническом обучении, самым тесным образом связано с общим подъемом рязанской деревни.
Несколько лет назад наша область была одной из самых отсталых в республике…
Особенно плохо обстояло у нас дело с кадрами в сельском хозяйстве. Надо было привлечь к труду на колхозных полях, на фермах молодежь. Прежде всего это относилось к выпускникам школ.
Когда десятиклассники из Федотьевска Спасского района обратились ко всем выпускникам области с призывом остаться после школы работать в родных колхозах, они получили дружную поддержку. Сотни юношей и девушек (а впоследствии – тысячи) пошли на фермы, стали телятницами, доярками, пастухами, свинарками. Теперь уже некоторые из них славятся как передовики труда. Доярка Люда Голтанова из села Юштино награждена орденом «Знак Почета», выпускница Мосоловской школы Екатерина Радюхина надоила в прошлом году по 6023 килограмма молока от коровы.
Надо сказать, что немалая заслуга в этом принадлежит, конечно, самим школам, которые стремились приблизить обучение к жизни, привить своим воспитанникам трудовые навыки. Федотьевская, Юштинская, Спасская, Федякинская и некоторые другие школы и раньше славились прекрасными пришкольными участками.
Однако работой на опытных делянках были заняты не все ребята, а лишь сравнительно малое число юннатов. Кроме того, при существующей организации труда школьники не получали прочных и, главное, разносторонних практических знаний. Чтобы готовить по-настоящему квалифицированные кадры, необходимо было повести всю работу по какому-то иному руслу…
Жизнь заставляла искать иные формы политехнического обучения. Пионерами в данном случае оказались педагоги Ермишинской средней школы. Коллектив ее решил взять на себя пятьдесят га земли и сеять на них не только кукурузу, но и другие культуры.
Так возникла новая, на наш взгляд, наиболее удачная для наших условий форма соединения обучения с производительным трудом – учебно-опытное хозяйство.
Ермишинская, Шиловская и некоторые другие школы имеют даже тракторы и другие сельскохозяйственные машины. Таким образом, старшеклассники получают знания агротехники, учатся водить машины.
А совсем недавно в учебно-опытных хозяйствах появились и животноводческие фермы. Теперь их создано около девяноста. Учащиеся Шиловской школы проходят на ферме практические уроки животноводства. Душой всего этого дела является преподаватель биологии, заслуженная учительница школы РСФСР А.В. Федорова. Надо сказать, что за последнее время многие директора и особенно учителя биологии стали знатоками сельского хозяйства.
Из статьи секретаря Рязанского обкома КПСС
С. ЯКИМОВА
№600 (17 июня 1958 г.)
Если в СССР делали все возможное для развития и укрепления села, подготовки кадров, улучшения жизни сельских жителей, то последние четверть века отечественное село обезлюживает и умирает. Нет школы – нет деревни, эта горькая истина известна давно. Между тем процесс «оптимизации», то есть уничтожения сельских школ, не прекращается. Если в 1990/1991 учебном году в РСФСР 48,6 тыс. сельских школ открыли двери для своих учеников, то в 2014/2015 таких осталось лишь 18 тысяч.
– Какие школьные бригады могут сегодня быть на Рязанщине, если и самих сельских школ все меньше и меньше! – говорит руководитель обкома КПРФ Рязанской области В.Н. Федоткин.
В области только за последние 15 лет закрылось более 330 школ. В подавляющем большинстве это именно сельские учебные заведения. «2011–2012 учебный год Федякинская школа встретит с закрытыми дверями и пустыми классами», – писала несколько лет назад местная пресса. Та самая Федякинская школа, которая в 1947 году стала инициатором всесоюзного движения «Каждой сельской школе – фруктовый сад», а в 1956 году ее ученики получили премии на выставке в ВДНХ. Теперь ребят из этого села возят учиться за 15 км.
Нет больше ни Федотьевской школы, ни Юштинской.
Под разговоры с трибун о развитии аграрного сектора и продовольственной безопасности умирает само российское село.
Как ни удивительно, но усилиями энтузиастов некоторые такие бригады еще работают в разных регионах страны. Летом 2014 года на Ставрополье после огромного перерыва состоялся слет ученических бригад.
«Провести слет было непросто. Министерству образования и науки это дело совершенно чужое. Министерство сельского хозяйства этим вопросом и не занимается», – рассказала тогда нашей газете Л.К. Балясная, будучи секретарем ЦК ВЛКСМ, она занималась распространением этого опыта.
Проблемы перед нынешними ученическими бригадами стоят почти неразрешимые. В советские времена у каждой школьной бригады была земля – свой опытный участок. Сегодня школы от этой земли избавляются, так как за нее надо платить огромный налог. Деятельность бригады не считается учебным процессом. А значит школа не имеет права закупать для нее технику. У коллективных хозяйств, которые еще сохранились, тоже нет ни средств, ни возможностей, а зачастую и желания заниматься такими бригадами.
В этом и проявляется истинное отношение руководителей государства и к деревне, и к подрастающему поколению – и в советские времена, и сегодня.
Почта рубрики
Vitali. Идея новой рубрики мне понравилась. Все 60 лет шагал вместе с «Советской Россией» как ее читатель, но с удовольствием проделаю этот путь (пусть с пятого на десятое) еще раз.
Многие, и не только молодые, не представляют себе, насколько интересным и полезным для современности может быть перечитывание старых советских газет с учетом накопленных знаний и опыта. У меня всегда под рукой десятки тематических папок, набитых вырезками из газет и журналов прошлого. Начал собирать еще с 5-го класса. Советская школа развивала любознательность, интерес к Родине и событиям в мире.
Не согласен с теми, кто считает, что погружение в прошлое отвлекает от насущных задач. Чтение старых номеров не только приятно пожилым читателям, но также интересно и поучительно для молодежи, ибо обезвреживает «чернуху» и невольно побуждает к сравнению, в результате которого проясняется цель борьбы. Это не отвлечение от борьбы, а подключение к ней мощного дополнительного ресурса – исторической памяти.
spr. Понравилась рубрика. Помимо того, что она навеяла воспоминания о прошлом, с московским улицами и проспектами, без уродливых рекламных щитов, по которым спешили на работу утренними троллейбусами, трамваями на ЗИЛ, «Серп и молот», в КБ, в НИИ и пр., рубрика явилась еще и яркой иллюстрацией того, что мы потеряли и чем была наполнена наша жизнь (работа, досуг с возможностью заняться любимым делом и пр.). И увидится то развлекательно-пустое, с мишурой, и вместе с тем малодоступное, что приобрели и чем сейчас заполнена столица. Собянин с удовлетворенным видом подчеркнул размах великолепия прошедших праздников – образец чиновничьего дебилизма, особенно если вспомнить его реакцию на предложение депутата подсократить инфраструктуру и переключиться на бедственное положение пенсионеров: «Не надо увлекаться раздачей денег» (на сайте выложено!) – изрек московский мэр. Ну это ли не карикатурное резонерство!
vasilevs. Когда-то проходил практику на ЗИЛе. Меня, тогда еще студента МАМИ, завод поразил своими размерами: по заводской территории ходили автобусы с многочисленными полноразмерными остановками. Это был город в городе. Свое моторное производство, мощнейшее КБ с опытно-экспериментальной базой, огромный жилой массив – свой же! А Дворец культуры дал путевку в жизнь многим известным впоследствии деятелям театра и кино.
Кроме того, по всей стране были еще разбросаны филиалы этого автогиганта со своими Домами культуры, поликлиниками, турбазами. Похоже, что, уничтожив знаменитый ЗИЛ, режим намерен уничтожить все сколько-нибудь значимое из советской эпохи. Но вот эпизод буквально сегодняшнего дня: в автобусе студенты обсуждают, кто сколько платит за общежитие. Называется цифра в 5400 руб. в месяц при стипендии меньше 1 тысячи. Девчонка тотчас подсчитывает, сколько месячных стипендий надо отдать за месяц проживания в общаге. Один из парней упоминает отца, который за прекрасное общежитие в советское время платил копейки.
Игнат. Первые публикации из давних номеров «Советской России» – это удары советского прошлого по сомнительно капиталистическому (точнее, криминально-олигархическому) настоящему.
Один из бокситогорских журналистов взялся освещать события в районе со времени строительства завода и города. Интересно было ожидать, как же он подойдет к дням сегодняшним. Разумеется, был выбран путь самый простой и безопасный: с годами 90-ми пошли оговорки, недомолвки, а затем и переключение на сегодняшний лад – пожелания «возрождения» разрушенного и утраченного без указания, кто же рушил и зачем... При одной из встреч с молодежью нашелся парень, без обиняков спросивший: так, значит, вы разрушили вами же построенное, а теперь предлагаете нам начинать с нуля? Сначала объясните: зачем и кому на пользу громили?!
В ответ было какое-то невнятное бормотание. Солидные по возрасту покрякивали, а молодые открыто усмехались.
Очень полезны публикации из прошлого: страна жила, работала и крепла, плесень стеснялась всплывать на поверхность.
Надо надеяться, что умы людские от сведений-воспоминаний станут выздоравливать, ведь слово правды, что ни говори, – сила.
астра-Рита. В нашем городе в начале 90-х годов был уничтожен судостроительный завод – Москва сразу прекратила финансирование. Рабочим более полугода не выдавали зарплату, они перекрывали дорогу «Москва–Горький», проводили пикеты, митинги. Но все бесполезно – денег не было, судостроителей (3,5 тыс. человек) начали увольнять. Работать негде. Настоящая трагедия! Квалифицированнейшие кадры судостроителей оказались никому не нужными. А ведь перед развалом советской власти на нашем небольшом заводе стали делать новейшие для ВМФ суда-невидимки, с уникальным вооружением, неизвестным для противника, и другим ценным военным оборудованием. Но как бороться за свой завод, люди не знали. На самый большой митинг рабочих глава района, бывший директор совхоза, уважаемый в то время в районе человек, не пустил первого секретаря райкома КПРФ. Бывшие коммунисты уже тогда начали бороться с настоящими, не допуская их до рабочих. Вот так в самом начале «реформ» объединялись разрушители своего военного производства и всей промышленности.
Volk. Уже через 5 лет после войны в стране грандиозные стройки (о постановлении правительства СССР 1950 г. – Ред.). А нам по сей день говорят, что после 90-х никак не оправимся. И объяснение одно – тогда все зеки строили. Сказать больше нечего…
Grigory. С волнением читаю о тех громадных планах и свершениях, которые осуществляла наша Родина сразу по завершении Великой Отечественной войны. Еще не все раны залечили, нанесенные войной, а страна уже планировала свое развитие на десятки лет вперед. И все с целью улучшения благосостояния советского народа. Стоит сравнить «планов громадье» социалистической Родины с 16-летним итогом правления страной Путина: http://subscribe.ru/group/svobodnyij-mikrofon/10975480/ Упущенные возможности и разрушение страны под убаюкивающие ежегодные Послания.