26 января на страницах «Советской России» была опубликована статья писателя из Вологды Геннадия Сазонова в защиту Учебно-опытного молочного завода. Это предприятие – единственное, которое выпускает настоящее вологодское масло. Как теперь говорят, «бренд», а точнее – один из главных товарных символов России. Пока еще 100% акций завода принадлежит государству. Но меньше чем через две недели завод может быть продан.
КОМУ пришло в голову за бесценок выставлять на продажу высокодоходное предприятие, которое только за прошлый год заплатило в бюджеты разных уровней 86 млн рублей, получив 30 млн чистой прибыли?
Этим вопросом сегодня задаются едва ли не все жители Вологодчины.
– Ко мне поступило более 15 тысяч обращений вологжан по поводу приватизации молочного завода. Вологжане категорически против этого, и я с ними солидарен и поддерживаю, – говорит мэр Вологды Евгений Шулепов.
– Мы, студенты, сейчас не знаем, что будет дальше, может, нас вообще не будут пускать в экспериментальный цех, мы не сможем делать что-то полезное для молочной промышленности и страны, – выражает свою тревогу Роман Шутро, председатель профкома студентов ВГМХА им. Верещагина.
Однако ни тревоги, ни возмущенных голосов специалистов, ни многочисленных публикаций СМИ центральная власть не видит и не слышит. Впрочем, давно известно, что на интересы рядовых тружеников ей наплевать. Но без ответа остаются и призывы высокопоставленных чиновников Росимущества и Минсельхоза не продавать завод.
Хотя, возможно, скоропалительное назначение торгов прямо под Новый год, 29 декабря 2015-го, и есть такой ответ. Не нужным этой власти оказалось национальное достояние – вологодское мало и завод, в развитие которого вложен труд многих поколений. И огромные государственные средства. Только за последние 10 лет на его реконструкцию потрачено 3 млрд рублей. А продать намерены всего за 1 млрд 80 млн. Что ж, новые хозяева придут на все готовенькое! Их выгода очевидна. А какова от этого выгода государства?!
Года не прошло, как на большой пресс-конференции Владимир Путин заявил, что разберется в проблеме. «Я вам обещаю, что обязательно посмотрю на это дело и поручу своим коллегам из правительства, соответствующим структурам региональным, и после этого примем решение», – сказал президент.
Тогда продажу завода удалось предотвратить. Как выяснилось, на совсем короткое время. Теперь очевидно – решение о приватизации принято, причем на самом «верху». Ведь невозможно, чтобы после публичных путинских обещаний кто-то решил избавиться от «Вологодского масла» в обход воле президента. Но вот публично объяснить, почему принято такое решение, ни глава государства, ни председатель правительства не посчитали нужным.
Что ж, о причинах этих догадаться несложно. После обрушения цен на нефть властям, которые за 15 лет так и не озаботились развитием несырьевых отраслей экономики, срочно понадобились «живые деньги». Им надо срочно заткнуть зияющие дыры бюджета. Сегодня. А завтра… Ну мало ли: может, цены на энергосырье опять поднимутся. А не поднимутся, так «прихватизируют» и распилят что-нибудь еще. Список на заклание уже формируется, вологодский завод – в первых строках.
И речь идет как раз о высокодоходных и высокотехнологичных предприятиях, которые являются основной для промышленного развития России, для того самого импортозамещения, для продовольственной и прочих видов безопасности государства! Для его самодостаточности. А в нынешних условиях это, безусловно, вопрос жизни и смерти страны.
Понятное дело, что рухлядь, не приносящая дохода, покупателям не нужна. Однако и «Вологодское масло» им тоже не нужно. По некоторым данным, через аффилированные, якобы российские, структуры завод по дешевке приобретут американские и финские компании. Цель – устранить конкурента, чтобы то же финское масло стало в РФ безальтернативным. А на мощностях предприятия будут производить маргарин, который во многих странах Запада был признан вредным для здоровья и запрещен. Под эту сурдинку появившийся в США маргарин даже намерены провозгласить «традиционным русским продуктом». Вместо легендарного «Вологодского масла».
Уничтожение вологодского Учебно-опытного молочного завода, без преувеличения, равнозначно преступлению против национальных интересов государства. У высших государственных руководителей осталось всего несколько дней, чтобы эти интересы защитить – отменить торги, назначенные на 17 февраля. Сделают ли они это? По факту будем следить – какие они государственники.