После долгих лет бессудной расправы МТБЮ вынужден признать очевидное: Воислав Шешель не виновен. «Он обещал победить гаагскую ложь – и выполнил обещание!» – такими заголовками пестрят страницы сербских газет.
«Не виновен в разжигании ненависти, военных преступлениях в Хорватии и Воеводине, не руководил формированиями боевиков», – зачитывал приговор судья МТБЮ Жан-Клод Антонетти. В завершении Антонетти заявил, что отныне Воислав Шешель «является свободным человеком».
Но свободным человеком Воислав Шешель был всегда. И 23 февраля 2003 года, когда добровольно отправился в Гаагу, чтобы, по его словам, защищать от клеветы свой народ. И все долгие годы, что провел в застенках.
Оправдание человека, которого почти 12 лет продержали без вины и без приговора за решеткой, – наглядное свидетельство, что Гаагский трибунал не имеет отношения к правосудию, а его решения, по которым осуждены десятки сербов – незаконны, заявил президент боснийской Республики Сербской Милорад Додик.
Абсурдность выдвинутых против Шешеля обвинений в военных преступлениях была ясна изначально. Что касается так называемого «языка ненависти», здесь аргументы обвинения выглядели смехотворно. Мол, на митингах говорил о великой Сербии. Ни единого его призыва к расправам над другими народами предъявлено не было. Однако это не помешало стороне обвинения требовать для Шешеля 28 лет тюрьмы. (Судья Антонетти признал, что и дела Караджича, других сербских политических и военных деятелей, которые получили огромные сроки, свидетельствуют: их целью была защита своего народа и сохранение Югославии, а не причинение вреда представителям других этнических групп.)
99 свидетелей обвинения за 175 дней суда так и не привели фактов преступной деятельности подсудимого. Дело развалилось еще не начавшись. Но процесс всячески затягивали, при этом не осужденный, а значит, по закону являющийся невиновным, Воислав Шешель, вопреки всем юридическим нормам, оставался за решеткой.
Но несмотря на полную несостоятельность обвинений, оправдательный приговор воспринимается как сенсация. Потому что главный принцип, которым руководствуется МТБЮ, хорошо известен: если ты серб, значит, по определению, преступник.
За время действия МТБЮ им осуждено 68 сербов, получивших совокупно 1165 лет тюрьмы, четверо – пожизненный срок. Для сравнения: 14 хорватов осуждены к 183 годам, 5 бошняков-мусульман к 41 году, двое албанцев – к 19 годам. Безнаказанными остались все масштабные преступления против сербов в Хорватии, Боснии, Косове. Поэтому и сам Шешель был убежден в обвинительном вердикте.
С ноября 2014 года он находится в Белграде, на оглашении приговора ему было разрешено не присутствовать. Следить за процессом по ТВ не стал: много важных дел, партия активно готовится к апрельским выборам в парламент. Добровольно возвращаться в Гаагу Шешель, по его заявлениям, не собирался. Отправлять же его туда насильно для бывшего партийного соратника, а ныне премьера Александра Вучича равносильно политическому самоубийству.
Что же, правосудие восторжествовало хотя бы в отдельно взятом случае? Увы, это не так. За 12 лет в застенках Шешель несколько раз был на грани жизни и смерти: и в результате многодневной голодовки, когда он отстаивал свое право защищаться самостоятельно, и из-за тяжелого заболевания. Но в отличие от погибшего в Гааге Слободана Милошевича, уничтожить его физически не удалось. Зато удалось надолго исключить из политической жизни страны, расколоть и ослабить Сербскую радикальную партию, выступающую за защиту национальных интересов Сербии и дружбу с Россией. Сейчас Воислав Шешель делает все возможное, чтобы вернуть СРС влияние.
МТБЮ был и остается инструментом США и НАТО для расправы над сербами, и один оправдательный приговор заведомо невиновному ничего не меняет, убежден Воислав Шешель. А потому необходимо продолжать борьбу против судилища, за честное имя и свободу Радована Караджича, Ратко Младича, многих других сербских патриотов, брошенных в тюрьму гаагским произволом.
Екатерина ПОЛЬГУЕВА
Россия призвала как можно скорее закрыть МТБЮ
Москва призывает как можно скорее прекратить функционирование Международного трибунала по бывшей Югославии в Гааге, заявил в пятницу глава МИД РФ Сергей Лавров.
По словам министра, «такое решение уже принято».
«Есть период, в ходе которого должен работать остаточный механизм, но и он должен как можно скорее закруглиться», – отметил Лавров.
Он также сказал, что Москва фиксирует «существенную политизированность в работе МТБЮ».
Накануне Международный трибунал по бывшей Югославии признал лидера Сербской радикальной партии Воислава Шешеля невиновным по всем пунктам обвинения.
Премьер Сербии констатировал провал МТБЮ в деле примирения на Балканах
Международный трибунал по бывшей Югославии (МТБЮ) стал не юридическим, а политическим инструментом и не смог содействовать примирению на Балканах, заявил в пятницу премьер Сербии Александр Вучич.
«Трибунал не сумел выполнить одну из задач, которую он сам себе поставил: он не обеспечил примирение на территории бывшей Югославии», – сказал он на пресс-конференции в Белграде.
По его мнению, МТБЮ своими действиями подтолкнул балканские государства к тому, чтоб они «в дальнейшем вспоминали о прошлом, о войнах, крови и конфликтах, не делая при этом ничего другого».