Старая как мир истина: зло и добро соседствуют в жизни постоянно. Вот и сейчас для недоброжелателей выдался повод для злословия: Первомайский праздник и православная Пасха выпали на один день – 1 мая. Посему нашлись «демоны», которые стали не только противопоставлять эти праздники, но даже пытаться стравить атеистов и православных. В это включились некоторые региональные и муниципальные власти, где рекомендовавшие, а где и настойчиво потребовавшие от профсоюзных, других общественных, особенно левых, организаций не проводить традиционные первомайские шествия, митинги, концерты из-за... Пасхи.
Но так ли действительно противоположны и противоестественны эти два знаменательных исторических события, одному из которых в этом году исполняется 130 лет, другому – более 2000 лет, чтобы противопоставлять их? Для того чтобы объективно ответить на этот вопрос, восстановим кратко историю их возникновения.
Напомним, что праздник Песах, означавший по-древнееврейски «исход, избавление, пощада», праздновался у иудеев как праздник благодарения Всевышнему за избавление еврейского народа от многовекового египетского рабства и счастливого его перехода на новые земли. Только вот в самый канун Пасхи в Иерусалиме был жестоко забит камнями и палками, а потом распят с помощью гвоздей на деревянном кресте Иисус Христос, называющий себя сыном Божьим. А расправу над ним учинили по наущению особой касты – фарисеев, местных богатеев и римской знати, подговоривших римского консула Пилата приговорить Иисуса к смерти. Вся же вина последнего состояла лишь в том, что называл он себя сыном Божьим, давал окружающим ценные советы, заступался за бедных и обездоленных, исцелял слепых и больных, снимал порчу с калек, и все это делал бесплатно и бескорыстно, чем и вызвал ненависть местных богатеев и знати, натравивших толпу на справедливого заступника.
Однако случилось чудо. В ночь, когда наступила Пасха, близкие Иисуса направились в храм, где покоился гроб с убиенным, приподняли его крышку, прибитую гвоздями, и убедились, что гроб пуст. Ангелы объяснили: Христос воскрес, одухотворился и вознесся на небеса. Оттуда он будет помогать всем страждущим, всему человечеству…
«Он взял на себя грехи всего человечества!». Казнь через распятие на кресте Цицерон называл самой ужасной из всех казней, которые придумали люди.
Так с тех пор и повелось: словом «Песах», пришедшим уже в древнегреческий и другие языки мира, в том числе русский, как «Пасха», стали именовать самый великий праздник всех христиан мира, обозначающий Воскресение Христа. Вот и наши православные с благодатностью отмечают ежегодно этот великий праздник (приходится он на первое воскресение после весеннего полнолуния по лунно-солнечному календарю), при встрече горячо приветствуя словами «Христос Воскресе» и обязательно заслушивая в ответ слова «Воистину воскресе». Тем самым верующие вкладывают в эти слова глубокую признательность Богу, по их мнению, за те добрые дела, что он совершает для них лично и для окружающих. Так что, фигурально выражаясь, социальная основа деяний Божьих налицо!
А теперь перенесемся к истокам Первомая. К сожалению, оба праздника связывает не только добродетель, но и кровь, расправа, несправедливость, свершенные из-за действий фарисеев. Напомним, что 1 мая 1886 года 90 тыс. рабочих г. Чикаго вышли на мирную демонстрацию под лозунгом предоставления им 8-часового рабочего дня. Протест имел более чем веские основания. Дело в том, что американские капиталисты и тогда были самыми «исключительными», хозяева заводов и фабрик установили самый длинный в мире рабочий день – 15–16 часов (в других странах он составлял, как правило, 12–14 часов).
«Исключительными» оказались по жестокости и ответные действия чикагских полицейских. Уже в первый день при разгоне демонстрации ими были убиты 6 человек, несколько ранено. На следующий день, уже с возмущениями против действий полиции, протестующие вновь вышли на улицы. Кто-то из них бросил мощную бомбу, убив взрывом 8 полицейских и ранив 66 из них. В ответ полиция открыла огонь на поражение. Результат: 7 демонстрантов убиты, 200 ранены. Восьмерых профсоюзных лидеров полиция арестовала как зачинщиков, четверо из них были судом приговорены к смерти через повешение.
Восемь рабочих активистов, представших перед судом, были бездоказательно признаны виновными в убийстве полицейского в Чикаго 4 мая 1886 года. Семеро из них были приговорены к смертной казни через повешение, один – к 15 годам заключения. Приговор вызвал в США и во всем мире волну протестов рабочих организаций и прогрессивной интеллигенции.
Но страдания чикагцев не оказались напрасными. В 1888 году Американская федерация труда объявила, что с этих пор 1 мая в США ежегодно будет считаться днем борьбы за 8-часовой рабочий день, и призвала все остальные страны последовать ее примеру. Призыв был подхвачен почти повсеместно. Уже на следующий год первомайские демонстрации прокатились во многих городах США и Европы. Первый конгресс Второго интернационала, собравшийся в 1889 году в Париже, принял решение считать 1 мая Днем борьбы за 8-часовой рабочий день и Днем международной солидарности. Ныне Первомай отмечается уже в 140 странах мира.
В Российской империи впервые Первомай был отмечен всеобщей стачкой 10 тыс. рабочих предприятий Варшавы в 1890 году. На следующий год первомайская демонстрация прошла в Санкт-Петербурге, а в последующие годы они были организованы и в других крупных городах. В 1912–1914 годах в майских демонстрациях ежегодно участвовало уже по 300 – 400 тыс. человек. Причем среди лозунгов демонстрантов все больше и больше было не только экономических, но и политических требований. Так, преобладающими в майских демонстрациях в 1917 году были лозунги «Долой министров-капиталистов!», «Вся власть Советам!», «Долой империалистическую войну!».
В Советской России официально Первомай стал праздноваться с 1918 года. Поначалу он именовался День Интернационала и только с 1930 года стал называться Праздником международной солидарности пролетариата. В годы Великой Отечественной войны Первомай стал именоваться Боевым праздником международного пролетариата, а с 1972 года – Днем международной солидарности трудящихся. Последняя официальная первомайская демонстрация в СССР состоялась в 1990 году. В следующем году Первомай уже отмечался неофициально – шествиями, организованными профсоюзами.
С 1992 года в так называемой «новой России» Первомай стал именоваться «Праздником весны и труда». С виду безобидное переименование стало носить явное классово-буржуазное содержание. Если советские первомайские лозунги подразумевали, что праздник всемирный, причем именно трудящихся, и призывали последних к единению и солидарности в борьбе за их права, то в ельцинский период этот праздник стал носить явно другой смысл. Фактически ельцинисты стали призывать нас при встрече радоваться в целом весне и еще достойно трудиться на благо… капиталистов-работодателей, прихватизировавших, в основном неправедными методами, 90% народных предприятий. То есть была выхолощена центральная составляющая этого исторического праздника, ради чего он и организовывался: международная солидарность трудящихся в борьбе за свои права. Тем самым из ельцинского толкования Первомая было выведено его христианское понимание – помоги ближнему, будь заодно со страждущими и нуждающимися.
Близость же социалистического и коммунистического толкования задач Первомая к христианским заповедям, целесообразность единения верующих и атеистов в борьбе за их практическую реализацию неоднократно отмечал лидер КПРФ Г. Зюганов. Он, в частности, высказал такое мнение: «Христос был первым коммунистом в новом летоисчислении. Он возвысил свой голос за сирых, за страждущих, за бедных, за больных, за убогих – всех, кому плохо и тяжело». С лидером КПРФ нельзя не согласиться, поскольку общеизвестно, что Моральный кодекс строителя коммунизма также зиждился на библейских заповедях. Положительно высказался Г. Зюганов и о Пасхе, назвав ее «удивительным, прекрасным праздником». Можно говорить о духовном единстве коммунистических лозунгов и христианских заповедей. И, конечно, грехом является как их принципиальное противопоставление, так и желание столкнуть атеистов и верующих в день Пасхи и Первомая.
Рекомендации же подобного рода, к сожалению, имеются. Они являются еще одним фактом того, что буржуазная власть боится солидарности трудовых людей в борьбе за свои права. Ведь только солидарность и совместные действия могут противостоять капиталистическим кровососам. Вспомним хотя бы, с каким трудом прорвались (им пришлось для этого покинуть остров) на «прямую линию» с В. Путиным бывшие работники рыбокомбината с острова Шикотан. Учитывая островное положение комбината, его хозяева цинично заманивали через трудовые агентства работников, обещая им золотые горы, а затем превращая их фактически в рабов – содержали в антисанитарных условиях, месяцами не выплачивали зарплату, не выдавали документов, дающих право на отъезд с острова и т.д. Нелишне припомнить здесь позицию тех, кто обязан был по долгу службы заниматься защитой прав трудящихся: ни местная полиция, ни прокуратура, ни трудовые надзоры палец о палец не ударили, чтобы помочь работникам, несмотря на их заявления и просьбы. Вот что значит «свобода и демократия» по-капиталистически!
Как огня боится власть солидарных действий трудящихся по тем направлениям, где она идет на поводу олигархии и работодателей. И как следствие такой бесконтрольности – потакание капиталистам, не защищаются права простых людей. Например, сегодня 2/3 работников в стране получают зарплату 15 тыс. рублей и меньше. По вине работодателей из месяца в месяц растет число работников, не вовремя получающих зарплату. На апрель с.г. задолженность перед ними составила 4,5 млрд рублей. Из месяца в месяц в стране растет число безработных – только зарегистрировавшихся уже почти 4,6 млн человек, что составляет 6% экономически активного населения. И это – лишь небольшая часть айсберга, который мощной подземной глыбой надвигается на корабль с именем «Россия».
Что же касается мнения левых сил по поводу участия или неучастия в праздновании двух светлых праздников, пришедших одновременно в нашу страну, то лично мне понравилась позиция крымских коммунистов. Ее озвучил заведующий политотделом Крымского отделения КПРФ Сергей Давидянц. Коммунисты и профсоюзы, заявил он, вовремя подали заявки, и поэтому 1 мая обязательно проведут и митинг, и концерт. А вот светлый праздник Пасхи Сергей, как крещеный, начнет отмечать сразу после празднования Первомая.
Впрочем, то или иное мнение по отношению к празднованию и Первомая, и Пасхи – дело сугубо индивидуальное. И не по-христиански будет, если мешать и верующим, и атеистам праздновать в уважении и дружбе с окружающими и друг с другом. Главное – чтобы в этом действии присутствовала истинная братская солидарность и с братьями по вере, и с товарищами по партии.
Вячеслав БОВКУН