В защиту прославленного вуза, которому в декабре прошлого года исполнилось 85 лет, выступил депутат-коммунист Казбек Тайсаев:
– С первых дней основания Московский автомобильно-дорожный институт (теперь – Государственный технический университет) играл огромную роль в процессе индустриального преобразования СССР. Его коллектив и выпускники вписали доблестные страницы в героическую летопись Великой Победы. Усилиями мадийцев была проложена Дорога жизни, по которой блокадному Ленинграду везли продукты, оружие, боеприпасы. По этой же дороге было вывезено и спасено 500 тысяч жителей города-героя.
Выпускники института внесли большой вклад в восстановление народного хозяйства: отремонтировали тысячи мостов, тысячи километров автомобильных дорог, построили новые мосты, тоннели, дороги, аэропорты, осваивали целину, нефтяные и газовые месторождения Восточной Сибири. Нынешнее поколение мадийцев продолжает славные традиции своих старших товарищей.
Вуз уникален. Его специалисты создают уникальные объекты стратегических пунктов управления ракетных комплексов на базе «Ангара-1» и «Ангара-5», новой технологии заправки и блока выведения ракетоносителя «Союз-2», пуск которого состоялся с космодрома «Восточный», мостового перехода на остров Русский, транспортных сооружений в Москве, крупных горных тоннелей в Сочи, строят Керченский мост, реконструируют Московский авиационный узел, аэропорты в удаленных регионах России, в том числе и в Арктике.
Коллектив МАДИ наработал бесценный опыт в вопросах организации безопасного движения и готов применить его на практике. Ученые университета неоднократно удостаивались наград и премий, в том числе президента и правительства РФ. Более 8 тысяч иностранцев, выпускников МАДИ, работают в 67 странах мира.
И вот вместо того, чтобы создать необходимые условия для дальнейшего развития МАДИ и его научного потенциала, ведомство Ливанова решает его ликвидировать. Непонятно, для чего Минобраз начал сливать МАДИ с Автомеханическим институтом, что приведет к поглощению автодорожного вуза. Ученый совет МАДИ, опираясь на мнение многотысячного коллектива преподавателей и студентов, выступил против слияния, что обернется утратой научных школ, накопленного опыта и традиций.
Тогда министерство Ливанова пошло в обход, устроив в вузе кадровую чехарду. На должность исполняющего обязанности ректора назначен человек, слепо исполняющий корыстную волю отдельных руководителей ведомства. На ученый совет МАДИ, твердо заявивший о самостоятельности университета, оказывается давление со стороны ставленников Ливанова. Министерство образования сделало все для того, чтобы из университета уволилось около 200 кадровых работников, зарплата у части сотрудников вспомогательного персонала упала до 3 тыс. 500 рублей в месяц. В МАДИ началась охота на ведьм. Абсурдные проверки обрушились на тех, кто наиболее активно выступает против «реформирования». В число «неблагонадежных» попали доктор технических наук Владимир Петрович Носов, много лет проработавший проректором МАДИ по науке, Александр Николаевич Сова, академик Российской академии космонавтики имени Циолковского, член-корреспондент РАН Вячеслав Михайлович Приходько и десятки других ученых и педагогов, составляющих золотой фонд нашей страны.
Новое руководство заменяет опытных специалистов и руководителей ключевых подразделений МАДИ на своих друзей, знакомых и даже родственников, не обращая никакого внимания на низкую профессиональную квалификацию новичков. Так, вместо уволенного опытного начальника отдела кадров, почетного работника высшего профессионального образования России Ирины Евгеньевны Ершовой, назначена родная сестра начальника департамента Минобраза пенсионного возраста. Произошли и другие знаковые увольнения. Новоявленные руководители не имеют никакого представления о специфике работы ученых, да и с основами трудового законодательства либо не знакомы, либо умышленно его нарушают.
А вуз, преодолевающий трудности, искусственно созданные министерством Ливанова, признан в этом году одним из лучших и эффективных в РФ. Так зачем же ликвидируется престижный МАДИ? И, как утверждают сами мадийцы, вуз подводят к крайней черте, за которой последуют утрата самостоятельности и распродажа имущественного комплекса, включающего не только студенческие общежития на 1 тыс. 800 мест, но и четыре здания в центре Москвы, учебные полигоны в ближайшем Подмосковье и Тверской области, недалеко от берега Волги.
Примечательно, что так называемое Министерство образования совершенно не интересуется, нужны ли стране кадры с высшим образованием для организации безопасного дорожного движения, для оборонно-промышленного комплекса. МАДИ ежегодно выпускал тысячи специалистов высокого уровня. Отрасль нуждается в образованных специалистах, потребность – до 55 тыс. в год, с высшим образованием – 2 тысячи 250 человек в год. А не станет МАДИ, кто подготовит молодую смену автодорожников? Нет, так не пойдет. Ливановы приходят и уходят, а отрасль остается, и ей требуются образованные специалисты.
КПРФ считает необходимым привлечь Генпрокуратуру РФ и ФСБ России для проверки фактов по развалу вуза. В МАДИ есть куратор по линии ФСБ, который мог бы тщательно присмотреться, что происходит в МАДИ, напрямую, ведь затрагиваются вопросы национальной безопасности страны. Мы обязаны вмешаться в сложившуюся ситуацию и не допустить ликвидации МАДИ, опытной кузницы кадров для российской автомобильно-дорожной отрасли.
Казбек ТАЙСАЕВ