В Москве 22 июня хоронили детей, погибших в оздоровительном лагере в Карелии. Как установлено, лишь один из 13 утонул, остальные погибли от переохлаждения и травм. Тело 13-летнего Жени Романова, участвовавшего в роковом лодочном походе по Сямозеру, по-прежнему не найдено.
«Вашего ребенка нет в списках спасенных» – эта страшная фраза поначалу еще давала какую-то надежду. Вдруг ошибка? Игорь Заслонов, отец 11-летнего Севы, до последнего не мог поверить в гибель сына. Тем более что, как утверждали организаторы похода, в нем участвовали ребята постарше. «У моего ребенка даже физически было намного меньше шансов, чем у остальных, ведь ему не исполнилось и 12 лет. Он не был готов к таким суровым условиям».
Максиму Ходасевичу 12 уже исполнилось, но плавать он не умел. Почти не умела плавать и Амалия Широких.
А 12-летний Сеня Балакирев плаванием занимался всерьез и, по словам его мамы, на воде держался, как дельфин. Но в лагере «Сямозеро» ему не очень нравилось. Даже попросил выслать ему посылку с едой. Но денег на посылку не было – в семье еще двое маленьких детей, а мать с отцом в разводе.
Хорошим спортсменом был и его ровесник Игорь Фомин. «Он профессионально занимался культуризмом, греблей. Завоевывал награды. Плавал отлично. Я так поняла – получил удар по голове и лишился чувств», – плачет мама Игоря. Он был единственным ребенком в семье, отец Игоря умер, поэтому маме и дали социальную путевку.
«Маша ходила в бассейн, была спортивной девочкой. Но я посмотрел на это озеро – там выплыть невозможно даже взрослому. Инструктора – сами дети», – это слова отца Маши Макаровой. Выжившие ребята рассказывают, что вела себя девочка героически, помогала другим. Но сама не спаслась.
Даже по отрывочным свидетельствам очевидно – халатность при организации похода проявлена чудовищная. В группу собрали детей разного возраста, с разным уровнем подготовки, взрослых инструкторов – не по названию, а по навыкам – с ребятами просто не было.
Так что свалить всю вину на стихию не получится. По всей видимости, не удастся сделать крайними и 18–19-летних студентов педучилища, которых обязали выполнять функции инструкторов. Их товарищи, которые также проходили практику в этом лагере и знают о царящих там нравах, обратились в правоохранительные органы с петицией в защиту Людмилы Васильевой, Регины Ивановой и Валерия Круподерщикова. Накануне Петрозаводский суд не нашел основания для ареста Валерия, который ранее был задержан и провел несколько дней в СИЗО.
Между тем директор (и хозяйка) Парк-отеля «Сямозеро» Елена Решетова, а также ее заместитель Вадим Виноградов взяты под стражу. Защита Решетовой настаивала, что она вообще не знала о лодочном походе, а значит, не может нести ответственность за тяжкие последствия. В лагерь Решетова приехала лишь после трагедии, так что о походе она, видимо, и впрямь не знала. Но это отнюдь не оправдание, а, напротив, еще одно свидетельство вопиющей безответственности.
Сам бизнес-проект лагеря явно был направлен на экономию по максимуму – даже на еде, не говоря о специалистах и технике. Как рассказал гид-проводник из Петрозаводска Виктор Смирнов, он несколько раз организовывал в лагере мероприятия, но деньги потом приходилось выбивать по суду. Опытный инструктор получает по полторы – две тысячи рублей в день. Зачем же раскошеливаться, если можно бесплатно обозвать «инструкторами» бесправных студентов и сэкономить на этом?
В лагере отдыхало детей больше, чем могли вместить корпуса, а потому «лишних» отправляли в походы даже при недопустимых погодных условиях. Такая челночная практика и стала роковой для погибших ребятишек.
Сейчас лагерь закрыт, все дети из него эвакуированы. Ценой решения стали 14 детских жизней.
А что же раньше? «С 2012 года мы бьемся с этим лагерем, я его закрывала, когда была замминистра образования Карелии, в 2009 году ни одного ребенка туда не пустила, в 2010-м мы вывезли оттуда 71 ребенка из детских домов Москвы. Следующий год – 15 детей с пневмонией. Министерство социального развития Республики Карелия штрафует лагерь на 360 тысяч. Хозяева лагеря обращаются в Арбитражный суд республики, и суд признает все проверки неправильными», – заявила депутат Госдумы от фракции «Справедливая Россия» Ирина Петеляева.
По убеждению Петеляевой, проблема не только в конкретном лагере, она – системная. Организация детского отдыха совершенно недопустимым образом отдана в руки департаментов соцразвития – «эффективным» менеджерам и управленцам. Их деятельность направлена на «оптимизацию» расходов, а в детском отдыхе, его качестве и содержании они ничего не понимают в принципе.
В нынешних условиях, когда детский отдых отдан в частные руки, коррупция неизбежна. Характерно, что долг по договорам аренды «Сямозера» составил 1,67 млн рублей, долги по штрафам – 264,1 тыс. рублей. В таких условиях фирму вообще нельзя было допускать к госзаказам, а она их беспрепятственно выигрывала и в Карелии, и в Москве.
Задержан руководитель управления Федеральной службы Роспотребнадзора по Карелии Анатолий Коваленко. Его подозревают в халатности, игнорировании многочисленных жалоб на деятельность лагеря.
Особенно лагерь почему-то полюбился в Москве. По словам депутата Петеляевой, 3 июня департамент соцразвития столицы проводит тендер и сразу же выплачивает 42 млн рублей за путевки. И в тот же день получено разрешение СЭС на открытие санаторно-курортного лагеря, в котором отмечено, что проведение походов и экстремального туризма здесь запрещено. При этом москвичи заезжают на «Сямозеро» тоже 3 июня, то есть путевки распространены заранее! Что это, как не вопиющие нарушения?
В департаменте социальной защиты Москвы прошли обыски. Но ни о каких оргвыводах пока нет и речи. Министр правительства Москвы, руководитель соцзащиты Владимир Петросян, который и отвечал за тендеры, видимо, не чувствует за собой никакой вины. После трагедии он приехал в еще не закрытый на тот момент лагерь и прокомментировал ситуацию: «Дети в хорошем настроении... Им понравилось нахождение в этом лагере... Ну были какие-то детали».
В «хорошем настроении» после того, как произошла катастрофа с их товарищами? (Не говоря уже о многочисленных лагерных безобразиях, про которые рассказывают сами ребята.) «Какие-то детали» – это беспрецедентная массовая гибель детей?
Арестованный замдиректора лагеря Вадим Виноградов, некогда, как говорят, замечательный вожатый и педагог, попросил родителей погибших детей проклясть его: он не знает, как жить дальше. Но у высокопоставленного московского чиновника, похоже, ни терзаний, ни проблем. Так что нет никакой гарантии, что на следующий сезон «соцзащита» не заключит выгодный контракт с каким-нибудь аналогичным лагерем смерти.
Екатерина ПОЛЬГУЕВА