Против этого законопроекта выступали различные общественные организации, правозащитники, сотовые операторы и интернет-компании. Даже совершенно разнополярные СМИ сошлись в одном: после вступления в силу «пакета Яровой» россияне проснутся в другой стране. «Советская Россия» уже подробно разбирала, как из-за принятия закона пострадают граждане, национальная безопасность страны и отечественные производители.
Напомним, по предварительным оценкам, для организации хранения всех сообщений потребуется свыше 2,2 триллиона рублей. А на постройку должной инфраструктуры уйдет более 5 триллионов рублей. Для сравнения: доходы федерального бюджета России в 2015 году составили 13,7 триллиона рублей. «Ведомости» оценили стоимость хранения только звонков в 70 миллиардов долларов – эта сумма в несколько раз больше совокупной годовой выручки мобильных операторов. В нашей стране нет такого количества электроэнергии, чтобы питать планируемые дата-центры. И системы эти в России не производятся. Выходит, деньги на их закупку пойдут за рубеж.
«Антитеррористический пакет» может повысить риски для национальной безопасности страны, поскольку вся информация, в том числе содержащая государственную тайну, будет сконцентрирована в одном месте. Существует возможность утечки данных. На черном рынке могут появиться сливы сервисов, на которых хранились все переписки.
В общей шумихе из «антитеррористического» закона все уяснили только одно: связь подорожает в несколько раз. Большая часть расходов будет черпаться из наших карманов. Кто-то даже пошутил: «Новый тариф от Яровой – говори меньше, плати больше».
Но вернемся к основной сути закона – тотальному контролю за гражданами. Самое страшное, что проект отнимает у людей не только деньги, но и свободу. Новые поправки угрожают праву россиян на тайну личной жизни. Власти обязали операторов связи и некоторые интернет-ресурсы хранить содержание всех разговоров и сообщений в течение полугода и по запросу выдавать оперативникам. Мы оказались под колпаком Большого брата, он будет следить за каждым. Прикрываясь заботой об общественной безопасности и необходимостью борьбы с терроризмом, законопроект нарушает конституционное право на свободу слова и неприкосновенность переписки.
Теперь власти смогут беспрепятственно следить за тем, какой сайт мы открыли в интернете, какое видео смотрим, какую статью читаем. Вплоть до того, что система может подключиться к камере и микрофону вашего ноутбука.
В своем Twitter получивший убежище в России Эдвард Сноуден заявил: «Путин подписал репрессивный закон, который не только нарушает права человека, но и противоречит здравому смыслу». Американец подчеркнул, что, помимо политических и конституциональных последствий, «закон Яровой» является еще и налогом на интернет стоимостью более $33 млрд.
Еще 25 июня Сноуден призывал Путина не подписывать принятый Госдумой «антитеррористический пакет», назвав его «законом Большого брата» по аналогии с системой слежки, описанной в книге Джорджа Оруэлла «1984». Бывший сотрудник АНБ считает, что закон принят вопреки воле граждан, бизнеса и регуляторов.
«Массовая слежка не работает. Законопроект отнимет деньги и свободу у каждого россиянина, при этом уровень безопасности не вырастет», – уверен Сноуден.
Новый проект ужесточает целый ряд законов. В УК вводится статья о недоносительстве. Возраст уголовной ответственности по статьям «террористической направленности» снижается до 14 лет.
Уже есть примеры реального уголовного срока за лайк и репост в ВКонтакте. Ранее суд признал жителя Перми виновным в распространении ложных сведений о деятельности СССР в годы Второй мировой войны. Поводом для уголовного преследования стал репост статьи, в которой идет речь о совместном нападении СССР и Германии на Польшу. А Тверской суд приговорил к двум годам и трем месяцам в колонии-поселении местного инженера-механика Андрея Бубеева. Он репостнул чужой материал о Крыме на свою страничку в социальной сети.
Существует пара сценариев, по которым будет разворачиваться это сумасшествие. Первый, как часто у нас бывает, – деньги украдут еще на стадии постройки информационных центров. Придумают правдоподобную отмазку, и все спустится на тормозах.
Второй – мы окажемся под колпаком слежки и контроля. Но, как водится, больше всех достанется известным правозащитникам, блогерам и оппозиционерам. Неугодных власти затаскают по судам, а любимым олигархам продолжат вручать награды «За вклад в развитие страны».
Или же нас ждет еще более «увлекательная» антиутопия, а скорее, тотальный регресс. Цены на все привычные услуги взлетят. Сотовая связь станет настолько дорогой (если вообще не загнется), что мы вытащим забытые стационарные телефоны. На улицах вновь расплодятся телефонные будки, и мы начнем искать «двушку» по карманам. Откажемся от социальных сетей и других привычных мессенджеров. Начнем писать бумажные письма, хотя Яровая, скорее всего, и их возьмет под контроль. Прекратим пользоваться интернетом, пойдем за информацией в полуразрушенные библиотеки.
Как вам такое в XXI веке?
Римма КРЮЧКОВА
***
«Почта России» оценила затраты на исполнение «пакета Яровой» в 500 млрд рублей
Еще более 100 млрд рублей потребуется ежегодно на его обслуживание, оборудование и оплату труда персонала
ФГУП «Почта России» оценивает реализацию поправок в законодательство из «антитеррористического пакета» (так называемого «закона Яровой») не менее чем в 500 млрд рублей, говорится в сообщении предприятия. Эти средства будут направлены на закупку специального оборудования и привлечение подготовленных специалистов во все 42 тысячи отделений почты.
«При этом более 100 млрд рублей потребуется выделять ежегодно на его обслуживание и оплату труда персонала, обеспечивающего контроль при приеме почтовых отправлений», – говорится в сообщении.
«Почту России» закон обязывает проверять посылки на наличие взрывчатых и ядовитых веществ. Кроме того, операторы почтовой связи обязаны принимать меры по недопущению к пересылке почтой оружия, взрывчатки, ядовитых растений и животных, наркотиков, ядов, денег, скоропортящихся продуктов.