Солнечный летний день 1954 года. Мы с отцом идем по Приморскому парку Победы в Ленинграде к стадиону имени Сергея Мироновича Кирова смотреть футбольный матч ленинградского «Зенита» с куйбышевской командой «Крылья Советов». Радостно на душе. Кругом родные лица спешащих на стадион ленинградцев, которые вместе со всем городом после войны построили этот красивейший стадион и разбили прекрасный парк, названный в память о Великой Отечественной войне Приморским парком Победы, которым все ленинградцы гордились. Мои родители несколько лет по воскресеньям трудились на строительстве стадиона.
Началось строительство в 1932 году по проекту архитектора Александра Никольского совместно с архитектором Кашиным. В 1930-х и 1940-х годах велись работы по возведению искусственного холма на берегу моря. Строительство было прервано Великой Отечественной войной и блокадой Ленинграда и возобновлено в 1945 году.
Стадион был самым большим в Советском Союзе и Европе. Являлся памятником архитектуры первой половины XX века, был включен в перечень памятников истории и культуры федерального значения. Но даже это его не спасло. Разрушили, варвары!
Футболистами «Зенита» гордились, их знали в лицо. Папа рассказывал мне, что до войны нередко можно было встретить футболистов на улице, поговорить с ними, запросто, как с давним знакомцем. Недалеко от дома, где жили родители, жил знаменитый нападающий Петр Дементьев, или Пека, как его все звали. В послевоенные годы весь город знал Льва Бурчалкина, которого любовно называли «выручалкиным». Каждый футболист был частицей города, частицей его славы, на матчах «Зенита» почти всегда собирался полный стадион. А ведь вмещал он ни много ни мало почти сто тысяч зрителей! А когда в гости приезжали прославленные команды московских «Спартака», «Динамо», ЦДКА, киевского «Динамо» – на стадионе был аншлаг, люди стояли один к одному по всему периметру.
Болели за «Зенит» с истинно ленинградской культурой: никакого мата, ни спиртных напитков, ни баннеров или полуголых так называемых фанатов, к которым уместнее подобрать другое слово. В студенческие времена я часто приглашал на матч свою девушку, будучи совершенно уверенным в том, что не придется краснеть перед ней за «окружающую обстановку».
***
Прошло много лет. Эпоха сменилась. На стадион уже не хожу, как и мои друзья-болельщики. Не потому, что сил нет, просто уже и любимого стадиона десять лет как нет, да и смотреть на нынешнюю команду под названием «Зенит» не очень-то хочется. Скажу откровеннее – смотреть неприятно. Играют неважно, да и кто играет? Заморские «варяги».
С благословения бывшего мэра Петербурга Валентины Матвиенко красавец стадион имени С.М.Кирова в 2006 году был варварски разрушен. Под давлением всесильного «национального достояния» в лице ПАО «Газпром», вознамерившегося взять на содержание «Зенит» и сделать клуб самым лучшим в Европе. Желание само по себе хорошее, но какой ценой оно будет достигнуто?
Японский архитектор, которому предложили сделать проект реконструкции стадиона, просил, чтобы не сносили значительную его часть, японец хотел сохранить все достоинства стадиона и обещал сделать минимальные изменения его архитектуры и конструкции. Его не послушали. Все советское надо разрушить, видимо. Японец умер – и руки у Газпрома были развязаны: делай что хочу.
И он делает. Прошло уже десять (!) лет, как снесли стадион, а нового до сего дня нет. Менялись проектировщики, с каждым новым проектировщиком стоимость проекта (35 миллиардов рублей) все возрастала, причем существенно. Теперь обещают сдать стадион к середине 2017 года. Но где гарантия? И почему стадион имени С.М. Кирова методом народной стройки достроили за два-три года, а в ХХI веке – при современной технике, таких темпов нельзя достичь? Столько лет народ мучают! «Зенит» всегда отмалчивается по важному поводу, хотя первым должен возмущаться и требовать. И прокуратура помалкивает. Тишь да гладь.
Следующий шаг газпромовских хозяев «Зенита» – отчисление из ленинградской команды коренных ленинградских футболистов Александра Кержакова, Андрея Аршавина, Владимира Быстрова, Вячеслава Малафеева, Игоря Денисова, Александра Горшкова и других, не являвшихся коренными ленинградцами, но много лет честно служивших команде. Их замещают легионеры, купленные иностранные футболисты. Суммарная цена, например, футболистов Витселя и Халка при покупке составляла порядка 100 миллионов евро, а их зарплаты астрономические: у бразильского футболиста Халка примерно около 8 миллионов евро в год, а ведущие футболисты клуба получают от 200 до 400 тысяч евро в месяц (!). Это без бонусов и премиальных. Если считать по сегодняшнему курсу, то футболист со средней зарплатой в 300 тысяч евро в месяц получает 23 миллиона 400 тысяч рублей ежемесячно (!).
Моя жена сказала, что она даже не может представить, куда можно деть столько денег… А у нас стало привычным обращаться к телезрителям с просьбой собрать детям на операцию, лечение. Скольким людям (детям, взрослым) можно было бы помочь! Скольким «детям войны» можно было бы дать льготы на зарплату того же Халка! Ведь каждый гол Халка при его зарплате стоит миллионы рублей (!). Скажите, читатель, нам с вами нужны такие сверхдорогие голы? Это разве не транжирство денег, крайне необходимых для жизни и существования людей? А вы как считаете, господин Миллер?..
***
«Зенит» перестал быть городской командой! За кого болеть? За бразильцев Маурисио, Халка? За португальца Данни, являющегося капитаном команды? За итальянца Кришито? За аргентинца Гарая? За португальца Нету? А может, за бельгийцев Ломбертса и Витселя? Это всё люди, приехавшие крепко подзаработать на «Зените», не более. Вот пришедшие недавно в команду русские Дзюба, Кокорин, Юсупов даже не скрывают, что они пришли, чтобы что-то выиграть с «Зенитом», не более. Им наплевать на честь города-героя Ленинграда, на историю и заслуги команды советского периода. Тем более наплевать иностранцам. Таких денег они не заработают нигде в мире! Нигде! Вот что говорит в интервью газете «Спорт уик-энд» чемпион СССР 1984 года в составе «Зенита» Сергей Дмитриев, отвечая на вопрос: «Какие слова нужны руководству команды, чтобы готовили футбольную смену?» «Увы, никакие слова не подействуют. Целенаправленно гробится даже система подготовки резервов. Убедился в этом на примере собственного сына, который занимается в академии «Зенита». Я сам выпускник этой школы, которая раньше называлась «Смена». Год назад сын был лучшим бомбардиром среди футболистов своего возраста, и за один сезон из самобытного парнишки сделали заурядного футболиста. Такое впечатление, что в академии просто не хотят готовить резервы для «Зенита». Зачем, если можно купить за большие деньги футболиста за границей или в Москве? В академии готовят какую-то серую массу, которую в лучшем случае можно сплавить в низшие дивизионы».
И это в обнищавшей стране! Простите, я русский, и я хочу болеть за русскую команду, за своих ребят! Не надо мне иностранцев! Разве это плохо?
А начать надо бы с кропотливой подготовки смены. Ее надо растить терпеливо. Талантливой молодежи много, но ей не всегда ход дают. Чтобы дали ход, обратили внимание, нужно заинтересовать тренера…
У нас в России есть прекрасные тренеры – А. Бышовец, А. Кобелев, К. Бердыев, Р. Рахимов, А.Давыдов. Они знают российский футбол, любят и умеют работать с молодежью. Нет, подавай Миллеру тренера из-за границы! Хоть он и завалящий (Андре Виллаш-Боаша досрочно увольняли из двух очень сильных английских клубов «Челси» и «Тоттенхем», а Газпром подобрал). Этого тренера брали для побед в Лиге чемпионов УЕФА, но он за три года этого не сделал и «Зенит» даже близко не подошел хотя бы к финалу Лиги чемпионов. Полный конфуз в Лиге! И в первенстве России играют блекло, неровно, лениво.
Команда явно зазналась, оскорбляет соперников, вмешивается в работу судей. Кстати, судьи часто «помогают» «Зениту», ставя в его пользу сомнительные штрафные, пенальти, не замечая нарушений со стороны игроков «Зенита». Любители футбола давно знают некоторых судей (Мешков, Вилков, Егоров и др.), которые в матчах с участием «Зенита» часто совершают «ошибки» в его пользу. Говорят, Газпром «ведет» работу с судьями. Наверно, «ведет». Денег-то навалом, и все дармовые…
Итак, подведу итоги своим рассуждениям.
Во-первых, команда под названием «Зенит» не является командой города Петербурга, а есть международный футбольный клуб, содержать который в нынешнее время очень накладно для города и страны. Она заимствовала название «Зенит» от советского клуба, но ничего общего даже отдаленно с ним не имеет. Это называется незаконным присвоением.
Во-вторых, команда не имеет будущего. Отсутствуют желание и старание готовить смену нынешнему поколению российских футболистов, что мешает формированию состава сборной команды России.
В-третьих, нынешний курс на привлечение к работе в качестве тренера «Зенита» иностранца крайне вреден для утверждения самостоятельности нашего футбола, для развития и совершенствования подготовки российских специалистов.
В-четвертых, само существование в нынешнем виде такого клуба, как «Зенит», наносит глубокий вред делу воспитания патриотизма, любви и уважения к истории спорта и истории страны. Оно привносит чувство ущербности гражданам России.
В-пятых, город Петербург при ориентации на российских игроков и специалистов дополнительно получит очень большие деньги (идущие сейчас на оплату иностранцев), которые могут использоваться для повышения благосостояния наших людей и для решения неотложных задач города.
В-шестых, клуб «Зенит» давно объявлен Газпромом «национальным проектом». Конечно, раз сам Газпром есть «национальное достояние России», то и его мероприятия есть «национальные проекты». Так вот, господа из Газпрома, сильное гниение вашего проекта налицо. Нужна обильная дезинфекция совести. Готовы к ней?
…На память часто приходит одна и та же картина: мы с отцом идем на стадион имени Сергея Мироновича Кирова смотреть футбольный матч, а рядом с нами идут обычные трудовые люди, ленинградцы, наши друзья-болельщики. Идут смотреть на игру советских команд «Зенит» (Ленинград) и «Крылья Советов» (Куйбышев). Название-то какое – «Крылья Советов»! Радостное, волнующее, поднимающее ввысь, к вершинам справедливого и мирного жизнеустройства.
Юрий СИДОРОВ,
профессор,
доктор технических наук
***
К строителям «Зенит-Арены» пришли с обысками
В Петербурге в среду, 6 июля, начались десятки обысков в офисах и квартирах субподрядчиков строительства «Зенит-Арены».
Обыски проходят в рамках следственных действий по делу о мошенничестве в особо крупном размере.
Уголовное дело было заведено петербургским управлением СКР в феврале. Оно касается госконтрактов, заключенных между комитетом по строительству города и ЗАО «Инжиниринговая корпорация «Трансстрой» в 2013 году. Эта фирма заключила договор субподряда со своей «дочкой» – «Инжиниринговой корпорацией «Трансстрой-СПб», а та, в свою очередь, поручила выполнение работ другим петербургским компаниям.
По версии следствия, в результате весной 2014 года была незаконно обналичена крупная сумма денег.
Обыски проходят по заявлению Трансстроя. «Мероприятия проводятся в отношении недобросовестных субподрядных организаций по заявлению и инициативе генерального подрядчика ЗАО «Трансстрой».