Среди погибших два жителя Казахстана. Пока местожительство всех погибших не установлено. Кто-то, как например Эльвира Верзилова из Тюмени, добирается до ЯНАО за свой счет. Однако ей, можно сказать, повезло: ее отец Дмитрий Верзилов среди немногочисленных выживших. Другим пообещали помочь региональные власти.
Трагедия произошла вечером 21 октября. Вертолет Ми-8 красноярской авиакомпании «Скол», перевозивший сотрудников подрядной организации по маршруту Сузунское месторождение – Новый Уренгой, совершил жесткую посадку в 80 км северо-западнее населенного пункта Уренгой. На борту находились 22 человека – 19 из них, в том числе три члена экипажа, погибли. Трое пострадавших госпитализированы. Двое из них с серьезными травмами эвакуированы в больницу Нового Уренгоя. Один из пассажиров не получил травм, его состояние оценивается как удовлетворительное.
Мать чудом выжившего и практически на пострадавшего Валерия Светличного с его слов говорит, что летели они плохо: ветер, метель, видимость очень плохая, машину сильно трясло. Еще до катастрофы стало понятно – что-то не так, вертолет падает: «А потом он очнулся, а все вокруг лежат уже мертвые. Он нашел чей-то телефон, так как свой у него выпал, и начал звонить в МЧС. Потом нашел еще двоих живых. Когда спасатели начали подлетать, ничего не было видно, он услышал звук винтов и начал направлять их к месту трагедии».
Командир Ми-8 успел подать экстренный сигнал со своего телефона до падения. Именно благодаря этому, а также благодаря звонку Валерия, спасатели смогли точно определить место падения в плохопроходимой тундре. Машина рухнула на бок и сильно деформировалась, извлекать пострадавших и тела погибших из груды искореженного металла пришлось с помощью специальной техники.
По факту крушения вертолета возбуждено уголовное дело по ч. 3 ст. 263 УК РФ («Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта, повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц»). В настоящее время следствие рассматривает три версии крушения: плохие погодные условия, техническая неисправность, человеческий фактор. Одна из наиболее вероятных – обледенение лопастей вертолета из-за мокрого снега.
Управлял Ми-8 опытный пилот с 30-летним стажем Александр Додонков. В 131-й летный отряд Кежемского авиапредприятия он пришел еще в 1980-е годы. «Приходилось с ним летать в одном экипаже, работали в одной эскадрилье. Прекрасный летчик, машину чувствовал, как свои руки, любил летать и жил этим. Поэтому этот случай как гром в погожий день, похоже, случилось что-то непредвиденное и страшное», – рассказал корреспонденту ТАСС его коллега, пилот Валерий Сайфутдинов. По словам Сайфутдинова, в начале 90-х Додонков прошел обучение по управлению самолетом Ан-24 и уехал в Красноярск, чтобы не потерять летной квалификации. Но затем снова сел за штурвал вертолета.
Что касается информации о якобы просроченном сертификате летной годности вертолета Ми-8 авиакомпании «Скол», в Росавиации ее опровергают. Ведомство официально сообщило, что машина имела разрешение на полеты вплоть до 2017 года. Однако вероятная неисправность со счетов не сбрасывается. По некоторым данным, разбившийся вертолет Ми-8Т, зав. №98415622, борт. №RA-22869, был 1984 года выпуска.
Вертолет Ми-8 авиакомпании «Скол» перевозил вахтовиков, которые работают в различных подразделениях Роснефти. Она же и была заказчиком рейса. Роснефть является одной из богатейших российских корпораций. Но судя по некоторым данным, на перевозках рабочих экономит.
Авиакомпания «Скол» в основном занимается коммерческими перевозками по заказам крупных нефтяных и газовых компаний, чаще всего речь идет о доставке вахтовиков на работу к месторождению – и обратно. Между тем вахтовики неоднократно высказывали претензии к используемой технике: говорили даже, что вертолеты напоминают «ведра с гвоздями» и давно уже выработали свой срок. Год назад с
вертолетом этой авиакомпа-
нии уже произошло ЧП: 29
ноября в Ханты-Мансий-
ском автономном округе упал EUROCOPTER, на борту которого находились два члена экипажа и столько же представителей заказчика. Вертолет столкнулся с замерзшей заснеженной поверхностью реки Охлым, выживших не было.
Черные ящики найдены, они в нормальном состоянии. В Межгосударственном авиационном комитете сообщили, что они могут быть расшифрованы и в Красноярске, а в случае необходимости направлены в Москву.
Между тем Роструд начал внеплановую проверку в связи с гибелью 19 сотрудников подрядной организации в результате крушения вертолета Ми-8 на Ямале. «Роструд взял под контроль выплаты пострадавшим и родственникам погибших в авиакатастрофе на Ямале», – сообщили в ведомстве.
Губернатор ЯНАО Дмитрий Кобылкин уже распорядился оказать материальную помощь всем пострадавшим: по одному миллиону рублей семьям погибших, по 500 тысяч пострадавшим. В ряде регионов, откуда были погибшие, также говорят о материальной поддержке семьям. Но и в данном случае Роснефть, получающая многомиллиардные прибыли от добычи полезных ископаемых, не спешит заявлять о каких-либо выплатах погибшим вахтовикам.
* * *
Борт №04347 не вышел на связь
Забайкальский следственный отдел на транспорте (Восточно-Сибирское СУ на транспорте) приступил к проверке по факту происшествия с вертолетом Robinson, сообщили агентству «Интерфакс» в следственном отделе.
Губернатор Забайкальского края Наталья Жданова поручила и.о. первого вице-премьера правительства региона Александру Кулакову взять на особый контроль ситуацию по поиску пропавшего вертолета Robinson, сообщает пресс-служба главы региона.
Ранее сообщалось, что в Забайкалье не вышел на связь вертолет Robinson (№04347), принадлежащий ООО «Урюмкан», который вылетел 22 октября в 17.00 по красноярскому времени из населенного пункта Золотореченск Оловяннинского района в артель «Дзалай-Кадай» в районе населенного пункта Нижнее Гирюнино Балейского района.
Связь с пилотом осуществлялась по спутниковому телефону, который в настоящее время выключен. На борту вертолета находились три человека.
* * *
Авария вертолета Robinson в Забайкальском крае унесла жизни трех человек, в том числе владельца золотодобывающего ООО «Урюмкан» Сергея Бербидаева. Глава Балейского района Забайкалья Сергей Гальченко сообщил, что на борту вертолета находились летчик и два пассажира.
«Летчик, генеральный директор золотодобывающего ООО «Дархан» и главный инженер этой компании погибли», – сказал Гальченко.
Имени гендиректора Гальченко не раскрыл, однако, по данным базы «СПАРК-Интерфакс«, ООО «ГРК «Дархан» возглавляет Бербидаев. Он же является владельцем ООО «Урюмкан». Глава района сообщил, что падение вертолета видел один из местных жителей, место крушения находится в 10 км к югу от села Нижнее Гирюнино Балейского района.