По предварительным данным, «Фольксваген» двигался со скоростью около 100 км/ч в опасной близости от грузовика. Водитель микроавтобуса, видимо, просто не успел среагировать, когда грузовики столкнулись. Этот участок трассы – платный, машин здесь относительно немного, а разрешенная скорость до 130 км/ч. Так что «гонки», зачастую становящиеся смертельными, не редкость. Да и грузовики, особенно в темное время суток, не всегда обозначают габариты.
Точную причину трагедии предстоит установить правоохранительным органам. В том числе выяснить, в каком техническом состоянии находилось транспортное средство, какой квалификации водитель, имелась ли у него лицензия на пассажирские перевозки. Некоторые уже отмечают: шины у микроавтобуса были не просто летние, но «лысые», а в ночь на среду в Москве и области резко похолодало, начались заморозки. Впрочем, если «Фольксваген» не принадлежал транспортному предприятию, то и спросить будет не с кого – водитель среди погибших.
Вот и получается, что причины ДТП сводятся к частностям (типа летних и зимних шин), а всерьез за происшествия, приведшие к массовой гибели людей, никто не отвечает. Не говоря уже о системном решении проблемы. Не предотвращают дорожных трагедий ни тематические госсоветы, ни тем более оптимистическая статистика, из которой следует, что год от года положение улучшается и жертв становится меньше. Однако та же официальная статистика свидетельствует: число смертельных аварий с общественным, а также грузовым транспортом, напротив, растет.
Эти тенденции подтверждают и последние резонансные трагедии. В Пензенской области на федеральной автодороге М-5 «Урал» автобус столкнулся с грузовым автомобилем, 17 человек пострадали, водитель грузовой «Газели» от полученных травм скончался.
В последнее время участились и происшествия с машинами скорой помощи. Только за октябрь три подобных происшествия. Последнее из них – 25 октября на трассе Р-254 «Иртыш» в Коченевском районе Новосибирской области. Столкнулись пять автомобилей: два грузовика, два легковых автомобиля и карета скорой помощи, в которой находилась беременная женщина. От машины скорой практически ничего не осталось. Искореженный металл спасателям пришлось распиливать, чтобы извлечь потерпевших. Погибли водитель скорой и его сменщик. За жизнь Татьяны Е., находившейся на 7-м месяце беременности, борются врачи: у нее опасная черепно-мозговая травма, перелом позвоночника и обеих ног. Жизнь нерожденного ребенка спасти врачам не удалось. В тяжелом состоянии находится и фельдшер скорой.
Уголовное дело возбуждено по статье «Нарушение лицом, управляющим автомобилем, правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц». Не слишком ли дорогую цену приходится платить за подобную «неосторожность»!
16 октября во Владикавказе попала в аварию скорая, спешившая на вызов. Водитель погиб. Неделей раньше в Челябинске пьяный водитель на высокой скорости ударил машину скорой помощи, жертвами стали водитель, фельдшер и мальчик, которому не было и года. Его мать и врач получили ранения.
За девять месяцев нынешнего года на территории России произошло более 125 тысяч ДТП, жертвами которых стали более 14 000 человек. Первенство по количеству ДТП держит столица – более 7,5 тысячи, а по числу жертв Московская область – 985 погибших, почти вдове больше, чем в Москве.
Чтобы полицейские сводки с российских дорог перестали походить на фронтовые, необходимо многое: нормальное состояние дорожной инфраструктуры, разгрузка трасс (что было бы возможным при возрождении системы грузовых железнодорожных перевозок), качественный пассажирский автотранспорт, квалифицированные водители, которых не заставляют вкалывать на износ. Ну и, конечно, общая дисциплина вождения. Причем речь не о новых законах, которые едва ли не после каждого резонансного ЧП предлагают чиновники и депутаты, а о соблюдении уже имеющихся. Однако на деле все обстоит иначе.
Буквально на днях прекращено уголовное преследование в отношении «бриллиантового мальчика». Речь о 18-летнем сыне крупного бизнесмена, студенте МГИМО Томасе Левиеве. Год назад он устроил на столичном Крымском мосту гонки на дорогом Ferrari. Выскочив на встречку, юноша протаранил другой автомобиль, чудом обошлось без жертв, однако два человека пострадали. Парня очень активно выгораживали влиятельные родственники. Но представители Следственного комитета уверяли, что дорожный беспредельщик не уйдет от ответа. Теперь же Левиев выплатил пострадавшим материальную компенсацию, принес извинения – и уголовное дело закрыто «за примирением сторон». А значит, беспредельщики и дальше будут убеждены, что могут делать за рулем что пожелают. Такое, по существу, узаконенное беззаконие действует разлагающе не только на так называемую «элиту», но и на общество в целом. Потому «дорожная война» и не прекращается.