«Бесчеловечно к нам относятся», – подтверждал собеседник. Он сидел у докторского кабинета по той же причине. Добирался в поликлинику с большим трудом, опираясь на палочку. Суставы отказывают. Были бы лекарства подешевле, купил бы их без мороки в ближайшей аптеке. Там за деньги всё есть, а по бесплатным рецептам мало что бывает. Всё делается так, чтобы льготные лекарства значились на бумаге, но доставались народу всё реже и реже. Помните медведевское «денег нет…»?
– Однако есть закон, и власть обязана его выполнять, – подчеркивает депутат-коммунист, врач по профессии, член думского комитета по охране здоровья Алексей Владимирович КУРИННЫЙ. – 178-й, о государственной социальной помощи. Им установлено, что бесплатные лекарства предоставляются наиболее уязвимым категориям населения – инвалидам, некоторым группам ветеранов, детям. Только финансирование этой жизненно важной социальной статьи едва дотягивает до 50%. Половину положенных лекарств льготники недополучают. А отсутствие нужной таблетки в критическую минуту может стоить жизни. КПРФ постоянно твердит об этом с депутатской трибуны, напоминает устно и письменно министру здравоохранения В. Скворцовой, начальникам профильных департаментов. Поднимем этот вопрос на правительственном часе с участием министра Топилина.
Но расслышит ли он проблему? Коммунисты отмечают устойчивое снижение госзатрат на здравоохранение в целом, на лекарственное обеспечение в частности. По Конституции РФ социальное государство реально – антисоциальное. Необходимое лечение доступно далеко не всем. С таким показателем Россия подошла к 100-летию Великой Октябрьской социалистической революции. Высшие чиновники кичатся строительством крупных медцентров с современным оборудованием. Тогда, спрашивают коммунисты, почему в РФ по сравнению с европейскими странами, проводится в 3,5 раза меньше высокотехнологичных операций по сердечно-сосудистым заболеваниям, в 2,5 раза меньше диализов, в 5 раз меньше трансплантаций почки, в 5,5 раза меньше операций на коленном и тазобедренном суставах? Россия одна из немногих стран, где бесплатно получают лекарства лишь 10% амбулаторных больных. В Европе же все пациенты, которым выписаны рецепты, получают препараты бесплатно, либо им компенсируют стоимость. В России лекарства из-за дороговизны становятся роскошью. Доходность рынка лекарств растет из года в год и он стал одним из самых прибыльных. А количество бесплатных лекарств уменьшается. В результате такого «льготирования», с 2014 года продолжительность жизни в РФ снова стала падать.
А. Куринный утверждает:
– Основной вклад в смертность населения вносят сердечно-сосудистые, бронхо-легочные заболевания, а страдающие ими пациенты обеспечиваются бесплатными лекарствами всего на 20–30% от потребности. С трудом обеспечиваются препаратами больные сахарным диабетом, с другими тяжелыми заболеваниями, без лекарств эти люди погибнут. На покупку дорогостоящих медикаментов наши граждане не имеют средств, поэтому нередко, рискуя жизнью, остаются без лекарственной терапии. Нам объясняют: в стране нет денег на здравоохранение для всех. Я в это не верю. Деньги есть, но они уходят не туда, куда нужно. По стандарту ВОЗ (Всемирная организация здравоохранения) отрасль должна финансироваться не ниже 7% ВВП, а у нас на нее выделяется максимум 3,5% ВВП, да и эта сумма исполняется наполовину. То секвестируется бюджет и режутся социальные расходы, то федеральный центр замешкается с переводом средств на лекарства, то на местах органы управления здравоохранением искусственно занижают реальную потребность.
В качестве примера депутат приводит свою Ульяновскую область:
– В областное управление поступают от лечебных учреждений списки необходимых лекарств. В управлении их уменьшают в 2–2,5 раза, понимая, что многие люди останутся без современных препаратов. А именно современное лечение является порой основой спасения человека, улучшения качества и продления его жизни.
Фактически мы сегодня пришли к тому, от чего уходили в 2004 году, когда принимался 122-й закон. Тогда людям говорили, что у них есть право на получение бесплатных лекарств. Но реализовать это право было невозможно.
Об этом же сегодня пишут депутатам граждане. Практически нет регионов, из которых не приходили бы жалобы о нарушении прав на бесплатные лекарства. Жалуются льготники Псковской области, Еврейской автономной области, Санкт-Петербурга, Московской области, Брянской области, Ямало-Ненецкого округа. Люди рассказывают о жестокосердии врачей, не выписывающих рецепты на бесплатные лекарства:
«Участковый в поликлинике отказывается выписывать мне бесплатные препараты, хотя у меня все показания…, есть выписки и назначения…».
«Если имеется инвалидность, то никакие лекарства по региональной льготе не выписываются... во всяком случае в Петербурге. За 5 лет получила всего пару раз рецепты…».
В ряде мест граждане провели расследование и выяснили, что в медучреждениях существует негласное распоряжение руководства, как можно реже выписывать льготные рецепты, находить любые предлоги для отказа. Врачи подчиняются начальству.
В распоряжении А. Куринного и комитета – сотни исков, предъявленных льготниками органам прокуратуры в защиту своих прав и с требованиями к органам здравоохранения регионов обеспечить необходимыми лекарствами инвалидов. Большинство исков удовлетворены. Но исполнена всего лишь незначительная часть. Остальные не более чем благие пожелания.
– У нас 12 млн инвалидов, из них только 20% имеют право на льготные лекарства, да и те не могут получить гарантированное законом. Права льготников грубо нарушаются из-за недофинансирования в 2 раза на федеральном уровне, – поясняет А. Куринный.
По мнению профессора, активного борца за права пациентов Павла Воробьева, есть еще один тяжелейший «камень», привязанный к шее системы льготного лекарственного обеспечения, который тащит ее на дно, – это «схема имени Голиковой», организация государством закупок лекарств и установление предельно допустимой максимальной цены контракта.
– Пока по этой схеме будут закупаться препараты, вся эта чехарда будет продолжаться, – заявляет П. Воробьев. – От таких закупок надо отказаться и перейти к другим, некоммерческим.
П. Воробьев также напоминает, что в стране немало людей с редкими, генетическими заболеваниями. Они живут на лекарствах, которыми государство обязано их обеспечить. Но прежде, подчеркивает Воробьев, их всех заставили быть инвалидами, «это абсурд, перевернутая реальность…».
Сейчас близкое к Минздраву, Минэкономразвитию и фармпроизводству сообщество кричит на всех углах, что у нас «трещит по швам» система льготного лекарственного обеспечения. Они возмущаются, что в прошлом году петербургские льготники не могли несколько месяцев получить то один, то другой препарат из-за проблем с поставками. Их эксперты высказываются за то, чтобы «похоронить» такую систему.
«Похоронить», чтобы выкорчевать последние остатки социальных завоеваний нашего народа? Опыт последних 25 лет подсказывает, что как только начинают в социальной сфере что-то менять, «реформировать», перекраивать, то в итоге получается народу хуже, а богачам лучше. Вместо того, чтобы горлохватов обложить прогрессивным налогом, власть нацелилась «облегчить» бюджет от небольших относительно затрат на льготные лекарства.
Подтверждает эти предположения идея спикера Совета Федерации Валентины Матвиенко о сокращении объема медпомощи для неработающих россиян. А неработающих сейчас немало, потому как в стране безработица. Не знает об этом госпожа Матвиенко? К тому же для врачей нет работающих и не работающих, есть больные, которых нужно лечить. В том числе и бесплатными лекарствами, которые, как заявляют коммунисты, они не позволят отменить. И народ их в этом поддерживает.