Инициаторы закона, справроссы М. Емельянов и А. Аксаков, откровенно пролоббировавшие заявку страховщиков, говорят, что «всего лишь ввели новые правила». Их оппоненты считают, что это правила о бесправии миллионов автовладельцев, обладающих полисом ОСАГО. За них, по новому закону, всё будут решать страховщики, им отданы все права по ОСАГО. Концепцию раскритиковали коммунисты и автовладельцы, заявив, что «это не страхование, а закабаление автовладельцев и их средств».
Теперь страховщики деньги за полис возьмут, а платить за ущерб не будут. Пострадавшие в ДТП автомобили отправят в ремонт на станции техобслуживания (СТО), с которыми заключат договор страхкомпании. Оплата восстановительных работ, сказано в законе, и будет «возмещением убытка». Остается риск, что ремонт будет некачественным. Ведь страховщикам важно не качество, а экономия средств.
Автомобилисты при поддержке КПРФ пытались смягчить ОСАГО-бесправие, предложив ввести в законе право выбора – деньги или ремонт, как на Западе, с которого скопировано российское ОСАГО. Там у автовладельцев есть выбор. Нашим гражданам в альтернативе отказано. Коммунисты вносили поправку об оплате владельцу пострадавшего авто пути до сервисной мастерской за счет страховщика. И это предложение тоже было отменено.
Все написано под диктовку страхкомпаний. Стоило им недосчитаться прибыли, на которую они рассчитывали, как тут же появился закон, ущемляющий права автомобилистов. Хотя обидели страховщиков автоюристы, которые помогали автовладельцам выигрывать в судах реальные выплаты по ОСАГО за ущерб в ДТП. Страховщики не привыкли, чтобы им перечили, да еще и требовали увеличенных выплат. Автоюристов они нарекли мошенниками, которые, «используя изощренные схемы, взвинчивают выплаты по ОСАГО, из-за чего система на грани коллапса и нуждается в оздоровлении…». Оздоровлением должна стать замена выплат ремонтом.
А что касается мошенников, то среди автоюристов, заметил либерал-демократ Я. Нилов, их не больше, чем среди страховщиков. «Страховые компании сами не выплачивали должную сумму компенсаций, погрязли в судебных разбирательствах, а потом побежали жаловаться президенту…» Эти же страховщики почти два года бойкотировали выдачу полисов ОСАГО, за их получением в городах стояли огромные очереди. В таких вот дрязгах рождался закон о замене выплат ремонтом.
В Госдуме его толкали изо всей силы справроссы Емельянов и Аксаков, страховщиков поддержали президент, Минфин, Центробанк. Представители ЦБ и Минфина сидели в Госдуме неотлучно, пока законопроект принимался во втором чтении. Боялись, чтобы не просочилась ненужная поправка.
Удивило письмо в Госдуму за подписью первого заместителя Центробанка С. Швецова с оригинальным, по мнению депутата от КПРФ А. Куринного, «обоснованием принятия законопроекта в целом». Швецов пишет, что страховые компании оказались в состоянии убытков. На самом же деле финансовая картина совсем иная, подчеркнул А. Куринный:
«В 2015 году страховые компании заработали 70 млрд рублей, по итогам 2016-го – 60 млрд рублей… Из них 10% идут на агентские расходы, 10% – на прибыль, 3% – в резерв, и еще 3% остаются в запасе… И как понимать информацию ЦБ? Перед нами яркий пример лоббизма интересов компаний при посредничестве государственного органа – Центробанка. Шантаж, другие воздействия со стороны страховых компаний обернулись тем, что возник этот закон».
Куринный призвал думцев не голосовать за лоббистский закон, а помнить об избирателях, которым обещали защищать их от рвачей.
Но «ЕдРо» и справроссы не вняли этим призывам. Они все – за! ЛДПР несколько струхнула: в первом чтении жириновцы голосовали против законопроекта, во втором и третьем чтениях – просто не голосовали. Твердо против во всех чтениях высказались только коммунисты.
Что дает принятый закон автомобилистам?
– Вместо денежной компенсации – ремонт авто после ДТП в близкой к страховой компании СТО. Исключение только для инвалидов и тех автовладельцев, чьи автомобили не подлежат восстановлению.
– Установлен срок ремонта – 30 дней.
– Предельное расстояние до СТО, куда предстоит доставить для ремонта авто, – не далее 50 километров.
– Гарантийный срок восстановительного ремонта – полгода, кузовных и покрасочных работ – год.
– Ремонт осуществляется лицензированными СТО, с которыми страховщики заключили договоры.
– За превышение срока ремонта страховщик должен будет выплатить неустойку – 0,5% суммы возмещения за каждый день.
Закон вступает в силу по истечении тридцати дней после дня его официального опубликования и касается легковых авто.
Настораживает в этом законе отсутствие конкретики об ответственности за качество ремонта. Об этой «мелочи», как всегда, забыли. Коммунисты прогнозируют, что вскоре страховщики потребуют увеличить цену на полисы ОСАГО. Сейчас они стоят 10–15 тыс. рублей. А могут возрасти до 20 тыс. рублей. И кто ж им откажет, если у них такие высокие покровители и мощные лоббисты.