Советская власть сделала Якутию одним из мировых лидеров по добыче не только алмазов, золота, нефти и газа, но и олова. Настоящие полноправные хозяева страны и своей жизни – люди труда с нуля поднимали и оловянную промышленность в СССР. Социалистическое государство в интересах народа вложило растущую прибыль в создание еще одного крупного предприятия – Депутатского горно-обогатительного комбината по добыче руды подземным способом и извлечению олова.
О сокровищах земли Усть-Янья догадывались еще со времен экспедиции Семена Дежнева в 1848 году. Однако планомерное научное изучение ее природных богатств развернули только в советское время, с началом сталинской индустриализации молодой рабоче-крестьянской державы. Уже в 1933 году экспедиция крупного специалиста в области минералогии академика Сергея Смирнова обнаружила рудные месторождения Усть-Янья. В 1936–1937 годах Арктический институт Главного управления Севморпути провел здесь первые геологические изыскания.
Дальнейшее их расширение прервала агрессия гитлеровского фашизма. Но и в самые тяжкие годы Великой Отечественной войны Советская страна находила силы для геологической подготовки базы будущего самого эффективного мирного строительства. Экспедиция В.И. Рыцкого в 1943 году установила оловоносность бассейнов рек Куйгинка, Уянди, Иргичан. А уже после победы открыты огромные залежи олова месторождения Депутатское, названного геологами в честь выборов в Верховный Совет СССР. Уважение понятно: только народная власть способна обеспечить ускоренное послевоенное восстановление и дальнейшее опережающее развитие родной страны и защиту мира.
Первая геологическая партия, которой командовал Н.И. Кикас, вбила первые колышки для палаток. В первую очередь построили баню.
С такого самого необходимого предприятия началось славное и многотрудное по условиям Сибири создание комбината.
Как вспоминает один из первопроходцев слесарь Николай Федорович Помелов, ровно в десятую годовщину с начала всенародного отпора фашистским захватчикам сумели начать первый промывочный сезон, в котором из 12 тысяч кубометров песка извлекли 132 тонны металла. С тех пор производство стали быстро расширять. С каждым годом рос и хорошел поселок Депутатский.
Олово начали добывать и на ручье Буревестник, и на Орле-горе. Образовалось три прииска, которые объединили в один – прииск Депутатский. С тех пор Якутия стала самой крупной сырьевой базой олова в СССР.
С обнаружением золотых россыпей (месторождения Куларское, Пологий, Хатыннах-Сала) прииск Депутатский приступил к добыче золота. Создали самостоятельный комбинат «Куларзолото». На службу социализму – интенсивное освоение россыпных месторождений золота на Куларе, олова на месторождениях Тенкели, Дьахтардах, Крайний, Омчикандя, Суор, ускорение работ по созданию Депутатского горно-обогатительного комбината.
В ноябре 1966 года молодые коммунисты Анатолий Козеев, Генрих Андрианов, Егор Давыдов, Владимир Копылов, Николай Медведев, Петр Машуков, Илья Пахомов, Василий Слепцов, Владимир Останин, Константин Ильковский, Николай Винокуров прибыли в Депутатский для создания там нового районного центра. Их объединяли энтузиазм, романтика, желание творить добро людям.
По воспоминаниям Анатолия Козеева, избранного тогда первым секретарем Усть-Янского райкома КПСС, жили в приисковой гостинице барачного типа, отапливая железные печки, а спали возле них на скамейках. В выделенных прииском служебных помещениях могли поставить только стол и стул.
Они мечтали на Депутатском месторождении олова построить город под стеклянной крышей. Его сердце – новый горно-обогатительный комбинат, совершенный комплекс технологических зданий и социальной сферы под стеклянной крышей. Речь шла о закрытых стеклянных галереях, переходах между жилыми домами и производственными объектами, чтобы создать людям условия цветущего юга, под защитой от метелей и морозов.
В 1971 году прииск, теперь комбинат «Депутатский», закончил промывочный сезон с перевыполнением плана по добыче олова и с ростом к уровню предыдущего года на 225 тонн (на 11%). План по прибыли также перекрыли почти в полтора раза.
Депутатский горно-обогатительный комбинат наградили орденом Ленина, а в юбилейном году республики ему присвоили имя «50 лет Якутской АССР». И все последующие годы он перевыполнял планы, наращивая добычу олова.
Прииски Усть-Янского района добывали в год более 10 тонн золота, до 350 тонн вольфрама, тысячи тонн олова, перерабатывали до 35 миллионов кубометров горной массы.
В конце 70-х годов в целях изучения возможности разработки морских россыпей олова создали разведочно-эксплуатационное предприятие «Севморолово» в районе Ванькиной Губы на море Лаптевых. Его включили в состав комбината «Депутатский». Это был первый в мире эксперимент по подводной добыче олова.
– На Жатайском судоремонтном заводе переоборудовали целый ряд судов, – говорит Анатолий Зарукин, в то время директор комбината «Депутатский». – Под плавучую обогатительную фабрику с землесосом переоснастили крупный лихтер, на палубах и в трюмах которого разместили самое дорогое современное оборудование. В качестве плавучей гостиницы для горняков-вахтовиков приобрели теплоход «Петродворец» – бывшую роскошную яхту барона Маннергейма, каюты которой застелены дорогими коврами. Там имелся даже серебряный сервиз на 20 персон.
Более двух лет мы занимались исследованиями. Получили первый концентрат шельфового олова. Но выявились проблемы. А с обманной «перестройкой» стало не до них. Думаю, результаты нашей работы будут востребованы. Придет время освоения прибрежных россыпей Ледовитого океана.
Герой Социалистического Труда Тарас Гаврилович Десяткин, долгие годы проработавший генеральным директором объединения «Якутзолото», в состав которого входил и Депутатский комбинат, отмечает: «В Депутатске жили и работали энтузиасты. Таких людей всегда отличают трудолюбие и мужество, настойчивость и новаторство».
Один из них – Владимир Грива, приехавший из Хакасии. Он в Депутатске прошел настоящую горняцкую школу – трудился на промывочной установке, у бункера-питателя, транспортера, концентраторщиком, бригадиром. Много сил и знаний отдал повышению производительности труда, сплочению трудового коллектива.
Владимира Гриву, пользовавшегося большим авторитетом в коллективе, неоднократно избирали депутатом Верховного Совета Якутской АССР, а коммунисты Якутии – делегатом XXIII съезда КПСС. Он – лауреат Государственной премии СССР, кавалер орденов Октябрьской революции, Трудовой Славы, многих медалей.
Владимир Грива в свое время говорил: «Суров наш край, а Заполярье сурово вдвойне. Краю этому нужны люди с железным здоровьем, горячим сердцем и ясной головой. Если что-то не сразу сможешь, научат товарищи. Я так считаю: делай свое дело добросовестно, а на тебя глядя и другие то же самое сделают».
А вот что рассказывал наш соратник по партии, бульдозерист, один из трех Героев Социалистического Труда из числа устьянцев Прокопий Быканов: «Мы, якуты, русские, украинцы, эвенки, армяне и другие представители более 120 национальностей, дружно трудились на благо нашей Родины и народа. Ни один из нас не чувствовал себя чужим в суровых условиях Заполярья, в одиночку здесь не выживешь. Мы вместе – советский народ, граждане самого справедливого и демократичного государства в мире, где все имеют равные права».
В этом превыше всех сокровищ – великое слово поэта Н.А. Некрасова: «Золото, золото, сердце народное!»
В 1974 году Якутию посетил председатель Совета Министров СССР Алексей Николаевич Косыгин, один из выдающихся организаторов созидания народного счастья и первостроителей страны. С ним связано и плановое строительство главных мощностей Депутатского комбината. Стройку объявили Всесоюзной ударной комсомольской. Сюда материалы и оборудование поступали с 360 предприятий СССР.
– Я координировал действия всех подрядных и субподрядных организаций, транспортников, авиаторов, речников, снабженцев и других, – вспоминает первый секретарь Усть-Янского райкома КПСС Владимир Михайлов. – Строительство объектов жилья и соцкультбыта контролировал председатель райисполкома П. Федоров.
В 1979 году началось строительство оловянной шахты. В суровых условиях заполярной зимы пробили несколько километров горизонтальных выработок. Они были соединены вертикальным стволом, глубина которого превышала 200 метров.
На комбинате «Куларзолото» ввели цех крупнопанельного домостроения, мощную ремонтную базу и газотурбинную электростанцию в поселке Северный. В Тенкели на новую авиаполосу приняли первый большегрузный самолет Ан-18.
В Куларе построили новый аэропорт для самолетов Ан-12. Реконструировали авиаполосы в Куйге и Депутатском. В результате для грузов небо стало более доступным, чем земля.
За пятилетку «времени застоя» на социально-экономическое развитие Усть-Янского района затратили более 330 миллионов рублей капитальных вложений. По сегодняшним меркам, всего основные фонды обошлись государству в 500 миллиардов рублей. Тогда, можно прямо сказать, подарили трудящимся созданные ими более 87 тысяч квадратных метров жилья, пять детсадов, три школы, дома культуры, клубы в поселках и селах Северный, Власово, Казачье, Сайылык, Усть-Яна, буфеты, столовые, больницы, медпункты, здания почты, коммунально-бытовые объекты, склады.
Дополняет заслуженный геолог Якутской АССР Иван Пестряков:
– Тогда еще построили школу искусств, спортзалы, торговые объекты. Горняки получили плавательный бассейн. Вырос новый рабочий поселок Арктика с современными многоэтажными домами, магазином и банно-прачечным трестом. В Куларе, Казачьем, Куйге, Депутатске и Нижнеянске ввели радиорелейные линии. Это позволило поселкам принимать центральное телевидение.
Однако началась обманная «перестройка». Возникли серьезные перебои в поставке оборудования, вагонеток, металлоконструкций, электрооборудования. Группу во главе с первым секретарем Усть-Янского райкома партии Владимиром Михайловым направили в центр. В то время большинство высоких постов еще занимали руководители с советскими убеждениями, и потому якутяне, побывав Москве, на Украине, в Туле, Свердловске, Ростове-на-Дону, оперативно решили непростые вопросы.
В 1990 году, на год раньше плана, завершили стройку. Страна стала получать высококачественное олово.
Вот так в советское время в глухой тундре бурлила производственная и культурная жизнь.
Но реставраторы капитализма в масках демократов свершили антинациональный переворот. Депутатский горно-обогатительный комбинат приватизировали, и «эффективные частные собственники» всем классовым кагалом быстро разграбили его. Оловодобывающую промышленность Якутии окончательно развалили в разгар мирового кризиса капитализма 2008 года. Тогда только за один год здесь сменилось три «собственника». Они жаждали скорее урвать от продажи дорогостоящего производства. И последний из них – «Цветметхолдинг», даже не стал закупать топливо для добычи металла. Рудник «Западный» был заброшен еще в 90-х годах. Прекрасное оборудование разграблено охотниками за цветными металлами.
«Мы просили и Путина, и Медведева, чтобы они хоть как-то сюда вмешались и разрешили эту проблему. Ведь сколько олова лежит. Не спасти его – значит оставить страну без своего металла», – эти слова инженера акционерного общества «Сахаолово» Нины Рябенко приводят в средствах массовой информации. Но ее понимают только люди труда.
Еще один комбинат прекратил работу. Крах крупной подотрасли цветной металлургии страны. Обезлюдели огромные северные территории. Если в 1989 году в Усть-Янском районе проживало 48 тысяч человек, то сейчас их там осталось всего лишь чуть более трех тысяч. Люди спасаются бегством.
Полностью ликвидирована «дочка» Депутатского комбината – предприятие «Куларзолото», дававшее стране в год более 10 тонн драгоценного металла, ликвидированы и все его рабочие поселки с населением 13 тысяч человек. Закрыто еще восемь благоустроенных поселков Усть-Янского района, а оставшиеся опустели наполовину.
Сведены на нет строительная база, геологоразведочная экспедиция, транспортные предприятия комбината. Два больших пожара на электростанции привели к замерзанию некогда процветавшего поселка Депутатский. Вопиющая халатность горе-демократов ускорила окончательное уничтожение гиганта оловодобывающей промышленности страны – рудников, обогатительных фабрик, приисков…
Сегодня головной поселок практически превратился в призрак. Как тут жить, если к тому же с ним не связывает ни одна дорога?! Видишь мертвый горно-обогатительный комбинат, пустые глазницы пятиэтажных домов, тонны искореженного ржавеющего металла, закрытые сады, школы, безработных нищенствующих поселян, влачащих жалкое существование за счет лесных грибов, ягод, орехов, и приходишь в ужас: «Как после войны…»
А ведь большие запасы олова, золота, новейшие производственные предприятия, созданные рабочим классом, могли уже более четверти века служить народу и внести достойный вклад в расцвет единой великой державы. Но новоявленные капиталисты спустили впустую героический труд многих поколений.
Уничтожение Депутатского горно-обогатительного комбината – еще одно доказательство разрушительной сути власти эксплуататоров. И вполне обоснованно требование национализировать добывающую промышленность и другие базовые отрасли экономики.
Богатства России должны принадлежать и служить народу, а не кучке паразитов. Из-за их расточительности сегодня и якутяне, живя в самой богатой природными ресурсами республике, влачат жалкое существование. Они ничего не имеют от принадлежащих народу алмазов, золота, нефти, газа и т.п.
А жизнь на Крайнем Севере становится все хуже. Если раньше федеральная власть обеспечивала Север топливом и продовольствием, то ныне регионы, в том числе и Якутия, за все раскошеливаются сами, той мелочью, которую не управляется выгрести у них налоговая служба. Соответственно, почти наполовину сократилась обеспеченность удаленных от столичных бульваров «медвежьих углов».
В очередной раз повысили цены на бензин, потому что главный поставщик топлива «Саханефтегазсбыт» закупает его в кредит под высокий банковский процент. Цены на продукты, овощи и фрукты – золотые. Например, в арктических районах килограмм картофеля доходит до 150 рублей, яблок– 200–300 рублей. Бывшим добытчикам сокровищ не по карману.
До сих пор так и не решен вопрос о дотации на авиабилеты по внутриреспубликанским перевозкам. Полет из арктических районов – 30 тысяч рублей. В результате так называемой оптимизации сотни мест в участковых больницах сокращаются.
У правительства РФ только после почти окончательного уничтожения оловодобывающей промышленности пробудился к ней интерес. Так, отменяли налог на добычу оловянных руд.
Пытались действовать частные предприятия «Сахаолово» и Депутатский комбинат… Но мародеры от бизнеса все обанкротили. Искать виноватых не заведено.
В России больше нет месторождений олова, подобных Депутатскому. И если не предпринять никаких мер, то россияне навсегда окажутся в зависимости от иностранного сырья…
Правда, после Экономического форума 2016 года во Владивостоке затеплили надежду. В целях импортозамещения олова представили инвестиционный проект по освоению оловоносного якутского месторождения «Ручей Тирехтях». Но ведь новоявленные капиталисты уже и представленные ими публике самые соблазнительные проекты вогнали в вечную мерзлоту.