На немецком языке эта шутка кажется неуклюжей. Но если оказаться в доме, построенном в 1950–1960-е годы, то и русскому становится не до смеха. Даже если рыбак и сможет показать размер своего улова, то руки упрутся в стены или в потолок.
Максимальная площадь в 65 квадратных метров – это четырехкомнатные квартиры, которые в те времена были самыми популярными. Изолированными комнаты никогда не были. Летом было невероятно жарко, зимой холодно.
Если следовать представлениям российских властей, в скором времени всему этому будет положен конец. Хозяин Кремля Владимир Путин заявил в конце февраля на встрече с мэром Москвы Сергеем Собяниным, что снос этих домов целесообразнее, чем их капитальный ремонт. Это соответствует ожиданиям жителей Москвы, сказал глава государства.
Снос хрущевок – масштабная задача. Речь идет о 25 миллионах квадратных метров жилья, сказал Собянин, бывший глава президентской администрации, очень лояльно настроенный к Путину. На эти цели город планирует выделить 300 миллиардов рублей (4,8 миллиарда евро).
Профильные министерства получили задание разработать соответствующий новый закон для переселения жителей из домов, подлежащих сносу. В настоящее время в этих домах проживает 1,6 миллиона человек.
В общем-то они живут в бетонных коробках. Еще во время постройки продолжительность их «жизни» ограничивалась 25–30 годами. Эти пятиэтажные дома строились на определенный период, до построения коммунизма, вспоминает Собянин слова Хрущева. Вероятно, он предполагал, что коммунизм наступит через 25, максимум 30 лет.
Между тем некоторым из них свыше 60 лет. Их состояние устаревшее, говорит Собянин. Их невозможно отремонтировать, «печальное зрелище». При этом хрущевки раньше были простым, но прогрессивным путем для решения жилищных проблем. После смерти Сталина в 1953 году они были призваны прийти на смену баракам и коммуналкам, чтобы каждая советская семья самое позднее к 1980-м годам имела собственную квартиру.
Стилистически при этом доминировал функционализм, который должен был прийти на смену советскому классицизму. Темпы строительства были невероятными. Первые дома даже снабжались серийными номерами. В одно время длинные пятиэтажки покрывали до 80% площади советских городов.
При этом по качеству они сильно отставали от просторных квартир с высокими потолками в домах сталинской эпохи. И бетонные дома, строившиеся при Леониде Брежневе в 1970-е годы, тоже были более комфортабельными.
Собянин не первый, кто считает, что хрущевки изжили себя. Еще его предшественник, Юрий Лужков, в конце 1990-х годов запустил программу по сносу пятиэтажек. С того времени в Москве были снесены дома общей площадью порядка 6 миллионов квадратных метров. На их месте были построены дома площадью 21 миллион квадратных метров. По изначальному плану проект должен был быть закончен уже к 2010 году, но фактически и из-за изменений в законодательстве он длится по сегодняшний день.
То есть сегодняшнее намерение Путина снести порядка 8 тысяч домов площадью 25 миллионов квадратных метров – это только продолжение старой инициативы. Из 234 миллионов квадратных метров жилой площади в столице около половины нуждается в капитальном ремонте. Но подобный ремонт в случае хрущевок просто не имеет смысла.
То, что Путин озадачил своей инициативой Собянина именно сейчас, объясняется предстоящими выборами. В марте 2018-го пройдут выборы президента, последующей осенью – выборы мэра Москвы, в которой проживает десятая часть российского населения. Как отметил Кирилл Янков из Института народно-хозяйственного прогнозирования РАН в газете «Ведомости», экономический компонент для города при этом имеет меньше значения, чем социальный.
Прежняя активная деятельность Собянина – обустройство пешеходных зон и парков – была направлена в первую очередь на средний класс, однако не привела к желаемому эффекту на выборах. Теперь, по всей видимости, он нацеливается на более бедные слои.
Многие из них все еще живут в хрущевках. Средняя стоимость квадратного метра составляет 140 тысяч рублей (2200 евро), что на 20% ниже средней стоимости квадратного метра по Москве. Политолог Дмитрий Орлов полагает, что эта акция принесет дополнительные 15% Собянину и около 7% Путину на выборах. Выиграет и город – возникнет большая свободная площадь для строительства, которая затем может продаваться по более высокой цене. Москва спасает свой бюджет, поскольку город затем может меньше отдать в общенациональный бюджет.
А рыбаки, которые в основном представлены в низших слоях населения, получат, возможно, более широкие коридоры, в которых смогут наглядно продемонстрировать свой улов.
Эдуард ШТАЙНЕР
(Die Welt, Германия)