Дальнобойщиков представляли президент ассоциации «Грузавтотранс» Владимир Матягин, директор объединения «Эверест» Павел Осеев, гендиректор транспортной компании «Трансхолод» Камо Саакян, глава объединения перевозчиков «12 тонн» Сергей Сапронов и индивидуальный предприниматель Станислав Мартынов.
По составу участников понятно, что речь идет в основном об относительно крупных перевозчиках. А самые серьезные трудности после введения «Платона» испытывают небольшие компании и индивидуалы. Потому острота проблем была приглушена. Например, Павел Осеев никаких претензий к «Платону» не имеет, напротив, оценивает его работу положительно, а недоволен лишь теми, кто нарушает правила и не платит.
Однако ряд серьезных проблем всё же затронули. «Вопрос с «Платоном» актуальный, но это не первоочередной вопрос на сегодняшний момент. У нас вопрос связан с весогабаритными параметрами, со штрафстоянками, с коррупционными проявлениями, которые происходят на дорогах, с этими поборами – это в большей степени людей волнует», – заявил, в частности, Матягин из «Грузавтотранса». Он же обратил внимание премьера на демпинг цен и квотирование, которые «погружают отрасль в упадническое состояние».
Неудивительно, что Дмитрий Медведев по итогам встречи дал высокую оценку системы «Платон», ссылаясь уже на «мнения профессионалов»: «Все коллеги говорили, что в целом эта система нужна. Почему? Потому что она помогает нам восстанавливать дороги, с другой стороны, показывает всех, кто работает по-честному, вбелую, отделяя их от тех, кто занимается недобросовестной конкуренцией. И для меня это очень важно услышать от вас, профессионалов, потому что такие системы существуют в мире, очень во многих странах, но важно, что это и вы осознаете».
Между тем некоторых результатов по изменению системы поборов добиться все-таки удалось. С 15 апреля тариф «Платона» должен быть повышен с 1,53 руб. за километр до 3,06 руб. Как сообщил РБК Владимир Матягин, перевозчики предложили поднять тариф не в два раза, как планировалось, а только на 20%. В результате удалось прийти к соглашению, что расценки будут повышены на 25%.
Кроме того, Медведев поддержал предложения по льготному дифференцированному тарифу для тех, кто ездит на большие расстояния (при пробегах более 65 тыс. км для физлиц и более 90 тыс. для юрлиц такая скидка может достигать 50%). Обещано рассмотреть и другие пожелания. В частности, снять ответственность с перевозчика за перегруз, поскольку он не осуществляет загрузку и разгрузку и не имеет возможности самостоятельно устранить это нарушение. Перевозчики просят также урегулировать работу стоянок и штрафстоянок. В существующих регламентах штрафстоянок не прописано, как забрать машину, установить причину задержания, а это дает возможность для поборов и коррупции. Необходимо разобраться с величиной штрафов за неоплату «Платона», которые, по некоторым данным, вырастут.
«Коммерсант» приводит мнение начальника отдела логистической компании «Даксер» Алексея Черкашина. Он считает, что повышение тарифов «Платона» не в два раза, а всего на четверть – политический ход правительства: «Объявили о поднятии тарифов, выждали, а накануне введения сделали небольшой откат». Председатель профсоюза «Дальнобойщик» Валерий Войтко полагает, что власти пошли на это, опасаясь накала социальной напряженности.
Многие дальнобойщики выражают мнение, что такое решение всего лишь подачка, не меняющая ситуацию в целом. Впрочем, как показывает опыт, без борьбы и протестов вряд ли бы власти согласились хоть на какие-то уступки.
* * *
Несмотря на переговоры и объявленные правительством уступки, всероссийская акция протеста дальнобойщиков состоится. Представители объединений перевозчиков из 17 регионов объявили, что с 27 марта дальнобойщики на неопределенный срок прекратят доставку грузов по территории страны, потребуют отставки правительства Медведева. Основное требование – полная отмена системы «Платон». Как говорят организаторы акции и активисты, лицемерные подачки для вида, которые выгодны только крупным «фирмачам», их не устраивают.