В XX веке с подачи русских – с ноября 1917 года – с кепки, зажатой в ленинской руке, – началась великая, освободительная, антиколониальная борьба. И, более того, успешная борьба.
Да, борьба имела место и раньше, но только русские большевики дали огромному угнетенному человечеству – африканским, азиатским, латиноамериканским народам – надежду на избавление и всемирное этническое равноправие.
Мир, и это не секрет, был расистским. Европа и Новый Свет были отъявленными и последовательными расистами.
Но человечество восстало и – так или иначе – победило.
Колониальная система (в целом, но не в частностях) рухнула, хотя не сдалась.
Когда нам говорят, что социализм в XX веке проиграл, потому что социалистические державы проиграли конкурентную борьбу капстранам, – нас в чем-то обманывают. Не так надо замерять!
Освободительная антиколониальная борьба – это основное мерило.
Страны, превратившиеся из колоний в (той или иной степени) в суверенные государства, – вот последствия русской социалистической революции.
Все континенты вправе (и должны, если им не отбили память) праздновать 7 Ноября 1917 года.
Нас учили, что нет ничего важнее свободы. 7 ноября 1917 года в Петрограде – это день всемирного освобождения.
Как ни парадоксально, напрямую связанная с этой революцией тема – тема пресловутого пацифизма.
«Белые господа», проигравшие, как правило, в вооруженной борьбе право на использование своих колоний с целью обогащения, в какой-то момент придумали «пацифизм».
Это, друзья, новейшая выдумка. Еще позавчера ничего такого не было в природе и никакой пацифизм «белым господам» был не нужен. Не существовало культа жертв, но был культ победителей. Совсем недавно нобелевскому лауреату Киплингу никто не смог бы объяснить, в чем прикол пацифизма. А Киплинг был голова.
Но Киплинг умер, и вскоре «белые господа» сказали: теперь мы за мир, нам нужен только мир, мир во всем мире, теперь у нас настал прогресс, теперь мы не будем воевать, а будем развлекаться.
Посыл этот в истинном своем смысле – лукав. Скрытая суть, как обычно, проста: воевать имеем право только мы, «белые господа», – все остальные должны уверовать в новейшую религию «пацифизма».
Первыми «белые господа» переучили писателей и журналистов: хей, ребята, теперь вы все будете выступать за мир, а мы будем вам давать немного долларов и Нобелевские премии. Только выступать вы будете за наш мир, за мир «белых господ», а не за тот мир, который предлагают нам советские генсеки, бородатый Фидель, кровавый Мао и отвратительные вьетконговцы.
И, конечно же, все мировые медиа и все эти милейшие писатели купились на разводку «белых господ».
Служить «белым господам» – это ведь огромное счастье, это радость.
Черт с ним, что Сервантес потерял руку на войне, что на сепаратистской войне погиб Байрон, что на захватнической кавказской войне воевал Лев Толстой, и он же воевал в Крыму против «мировых демократий», что Хэм воевал в Испании, – это все ерунда, теперь все мы – миротворцы.
Yes?
О, нет, коллеги. Вы не миротворцы, вы доверчивые чудаки на службе у жулья, вас развели.
Когда жулье бомбит очередную тиранию на соседнем континенте – вы, медиа, и вы, литераторы, чаще всего просто смотрите и молчите. Но не надо делать вид, что этого никто не замечает. Все это слишком заметно. Все это бросается в глаза.
Да, в мире есть много плохих парней. Да, в мире есть хорошие парни. Иногда хорошими парнями бывают даже бравые белые парни из Нового Света, мы не спорим.
Но это не значит, что хорошими парнями бывают только они. И это не значит, что будут сохраняться прежние правила. В XXI веке мир будет «леветь» и «праветь» одновременно.
Хваленый пацифизм был бы полезен в новом столетии. Жаль только, что из него сделали игрушку для собственных забав.
Жаль таких понятий, как «суверенитет», «независимость», «борьба за свободу», «Нобелевская премия», «гуманизм», «деспотия», «правда».
Их заюзали в личных, лукавых целях.
Так мало слов осталось, которыми можно было бы объясниться. Понятия требуют возвращения себе первичных смыслов.
Смыслы вернутся в процессе неистовых дел.