Этими тезисами партия руководствовалась и в своей борьбе за построение нового общества, за построение социалистического государства.
Скоро исполняется 100 лет с того дня, когда эта эпохальная работа вождя мирового пролетариата увидела свет. Ленин написал ее 3 апреля (16 апреля по новому стилю) 1917 года и взял за основу двух своих программных выступлений на собраниях, состоявшихся на следующий день в Петрограде – на собрании большевиков во дворце Кшесинской и на собрании большевиков и меньшевиков – участников Всероссийского совещания Советов рабочих и солдатских депутатов в Таврическом дворце. 7 апреля ленинские тезисы были опубликованы в газете «Правда» и перепечатаны в других большевистских изданиях.
Время великого поворота
Эта работа Ленина невелика по объему, она умещается на пяти страницах печатного текста. Но ее историческое значение огромно. Она является важнейшим документом, отражающим судьбоносный перелом в истории российского революционного движения. Перелом, благодаря которому на смену либерально-буржуазным преобразованиям, последовавшим за отречением от власти последнего российского монарха, уже через несколько месяцев пришли преобразования социалистические. И одновременно с этим «Апрельские тезисы» доказывают силу ленинского гения, удивительную политическую прозорливость создателя Советского государства.
В Россию, только что пережившую падение тысячелетней монархии, Владимир Ильич вернулся из вынужденной эмиграции буквально за несколько часов до того, как были написаны «Апрельские тезисы». Но в этой работе он дал такую глубокую и точную оценку ситуации в стране и оценку перспектив развития революционного движения, на какую не был способен ни один политический деятель из тех, кто наблюдал события Февраля изнутри и непосредственно в них участвовал.
Именно здесь, в «Апрельских тезисах», Ленин первым безоговорочно заявляет о февральском историческом повороте в истории России как о промежуточном, за которым неизбежно последует новый и важнейший этап – переход власти в руки народа и социалистическое преобразование страны. О том, что Февраль является лишь предпосылкой для такого преобразования, Ленин заявляет, опираясь на марксистскую диалектику, на марксистское понимание законов истории. И поэтому он уже через месяц после Февральской революции со всей уверенностью говорит: «Своеобразие текущего момента в России состоит в переходе от первого этапа революции, давшего власть буржуазии в силу недостаточной сознательности и организованности пролетариата, – ко второму ее этапу, который должен дать власть в руки пролетариата и беднейших слоев крестьянства». А затем, уже в примечаниях к своим тезисам, Ленин с окончательной ясностью утверждает о большевистской политической доктрине как о доктрине коммунистической. Заявляет о необходимости отмежевания большевиков от тех половинчатых установок, которые оказались доминирующими в социал-демократическом движении. Что влечет за собой и необходимость смены самого названия партии: «Вместо «социал-демократии, официальные вожди которой во всем мире предали социализм… надо назваться Коммунистической партией», – пишет Ленин.
Эти ленинские слова в полной мере перекликаются и с сегодняшним днем, когда большая часть партий и политических движений, – в первую очередь западных, – причисляющих себя к «левым», практически полностью отказалась от марксистских установок и все больше дрейфует в сторону либеральной идеологии. «Левые либералы» Европы и Америки, по сути, солидаризируются с базовыми принципами глобального капитализма, лишь прибавляя к ним ограниченный набор социальных требований, реализация которых не может решить проблемы, заложенные в капиталистической системе как таковой. Более того, социальные и антиглобалистские акценты в программах западных «левых либералов» все чаще оказываются даже более слабыми, чем в программах их оппонентов из «правого» лагеря. Именно это, по нашему убеждению, является основной причиной все более очевидного кризиса доверия к леволиберальным партиям и политическим лидерам в сегодняшнем мире и стремительного укрепления позиций правоконсервативных политиков, которое мы сейчас наблюдаем в Америке и в Европе.
Современная «левая» элита Запада со все большей очевидностью перерождается в элиту сугубо либеральную, совершая такое же предательство социализма, о котором говорил Ленин, оценивая ситуацию в социал-демократическом движении начала XX века. И тем самым, как и 100 лет назад, эта элита приближает свой крах. Кризис этих так называемых левых на Западе связан вовсе не с тем, что подлинно левые настроения в мире ослабевают, что стремление людей к социальной справедливости недостаточно сильно. Напротив, этот кризис связан с нежеланием и неспособностью «левых либералов» соответствовать усиливающимся требованиям, приобретающим все более выраженный социалистический характер.
Понимая это и убеждаясь в том, с какой очевидностью законы развития политических процессов, обозначенные Лениным 100 лет назад, подтверждаются в наше время, мы, современные коммунисты, должны твердо осознавать верность своей позиции, своего выбора. Осознавать, что сама история подтверждает правоту тех, кто твердо отстаивает марксистско-ленинские принципы и продолжает настойчиво бороться за их воплощение, видя в этом единственную альтернативу сегодняшнему кризису. О том, на что мы должны опираться в этой борьбе, нам напоминают ленинские тезисы, ни один из которых и сегодня не утратил своей актуальности и ценности.
Никакой поддержки правительству
«Апрельские тезисы» отвечают на основополагающие вопросы, которые стояли перед коммунистами в начале прошлого столетия и которые стоят сегодня перед нами, наследниками Ленинской партии. Это вопрос об отношении коммунистов к установившейся в стране власти и к той системе, которую эта власть выстраивает. Вопрос о собственности и вопрос о том, какое государство, какую систему будут строить коммунисты, взяв власть в свои руки. Когда Ленин огласил свои тезисы, его прямота и принципиальность многих попросту испугала. Но время доказало ленинскую правоту. И это должно вдохновлять нас сегодня, когда политическая и социально-экономическая ситуация в стране становится все более схожей с ситуацией столетней давности.
Давая оценку тем либерально-буржуазным силам, которые пришли к власти в результате Февральской революции, как силам, служащим интересам мирового капитала и далеким от интересов народа, Ленин категорически исключает какую-либо поддержку этих сил коммунистами, какой-либо альянс с ними. Он безоговорочно настаивает на «полном разрыве на деле со всеми интересами капитала» и призывает: «Никакой поддержки временному правительству, разъяснение полной лживости всех его обещаний…» Отсюда следует и тактика политической борьбы, которую Ленин формулирует в своих тезисах: «Пока мы в меньшинстве, мы ведем работу критики и выяснения ошибок, проповедуя в то же время необходимость перехода всей государственной власти к Советам рабочих депутатов…»
Этим ленинским принципам и требованиям в полной мере соответствует и позиция КПРФ по отношению к той политике, которую проводит сегодняшнее российское правительство либералов-рыночников – идейных близнецов Временного правительства 1917 года, превзошедших своих предшественников и в цинизме по отношению к народу, и в управленческой беспомощности. Мы – единственная политическая сила, которая последовательно противостоит всем антинародным инициативам кабинета министров. Единственная политическая сила, которая никогда не голосует за бюджет деградации и развала, ежегодно навязываемый стране правительством. Единственная политическая сила, которая настаивает на смене нынешнего безответственного кабинета правительством народного доверия, предлагает внятную программу действий и способна обеспечить ее реализацию.
Само название «Временное правительство», связанное с конкретными политическими обстоятельствами, возникшими после Февральской революции, имеет и символический смысл. Своими действиями это правительство полностью доказало, что является правительством временщиков, чуждых истинным интересам страны и народа. Власть таких временщиков не может не породить принципиального конфликта с обществом, который для них заканчивается неизбежным крахом. Но временщики, которых привел к власти Февраль, не продержались и года. Их правление рухнуло так же стремительно, как и монархия, на смену которой они пришли. А нынешние временщики – идейные последователи тогдашних – держат власть в своих руках уже больше четверти века. Сменяются лишь отдельные персоналии. Но правительство, определяющее социально-экономическую судьбу современной России, остается, по сути, одним и тем же. Потому что сущность политики правительства, его приверженность разрушительным для России рецептам, «прописанным» враждебными по отношению к нашей стране зарубежными «кураторами», не меняется с начала 90-х. Что же позволяет им сохранять власть так долго? За счет чего нынешнее «Временное правительство» либералов-разрушителей удерживается уже больше 25 лет? «Апрельские тезисы» Ленина помогают нам ответить и на этот вопрос, сопоставив сегодняшнюю ситуацию с ситуацией столетней давности.
Технологии временщиков
Говоря о благоприятных политических перспективах большевиков, Ленин в своей работе подчеркивает, что после Февральской революции они могут действовать максимально легально. Этому способствует политическая ситуация, сложившаяся после низложения монархии: «Россия сейчас самая свободная страна в мире из всех воюющих стран». В этом и состоял благоприятный для Ленинской партии исторический парадокс: нараставшим после Февраля хаосу и анархии, спасти страну от которых могли только коммунисты, сопутствовало ослабление политического давления на них, что облегчало возможность борьбы за власть. И что ускорило спасительный для России переход власти в руки большевиков. В этом же состоит и принципиальное отличие тогдашней ситуации от ситуации сегодняшней, когда беспомощность и хаос в управлении экономикой и социальной сферой сочетается с максимальной мобилизацией и жесткостью власти в деле политического самосохранения.
Придя к власти в результате развала СССР, либеральные экстремисты начали стремительно разрушать и грабить страну и очень быстро утратили поддержку даже той части общества, которая безоговорочно поддерживала их в годы перестройки, предшествовавшие антисоветскому перевороту начала 90-х. Ельцинско-гайдаровская команда пользовалась массовой поддержкой немногим дольше, чем Временное правительство 1917 года. Но для удержания своей власти она использовала откровенно фашистские методы, давшие о себе знать и во время расстрела Верховного Совета в октябре 93-го, и во время той бессовестной вакханалии, в которую власть превратила президентские выборы 96-го. Так новое «Временное правительство» смогло осуществить то, что не удалось его предшественникам в 1917-м.
А с началом XXI века оно сделало ставку на то, что было в принципе недоступно временщикам начала XX столетия:
– на современные технологии массового пропагандистского оболванивания;
– усиленное насаждение ценностей, способствующих интеллектуальной и моральной деградации общества;
– циничные и преступные манипуляции на выборах.
Именно на этих трех «китах» держится последние полтора десятилетия иллюзия «стабильности» и «примирения» нищающего народа с захватившей российские ресурсы олигархией и ее приспешниками во власти. «Примирения», к которому власть лицемерно призывает страну, где доходы абсолютного большинства граждан стремительно и безостановочно сокращаются уже два с лишним года подряд. Где 72 человека из 100 живут на 15 тысяч рублей и менее в месяц. Где продолжает деградировать промышленность и социальная сфера, а баснословные богатства крупных собственников – долларовых миллионеров и миллиардеров – при этом только растут. Где девять десятых национального богатства сосредоточены в руках одного процента толстосумов.
При такой уродливой ситуации, характерной лишь для наиболее отсталых экономик мира, нормальное развитие страны невозможно в принципе. И к «примирению» с этим нас призывают нынешние хозяева страны, готовые самым беззастенчивым образом эксплуатировать даже священные для народа чувства, связанные с воссоединением России и Крыма, с нашей поддержкой борьбы Донбасса и Луганска против бандеровской клики на Украине. Эксплуатировать для оправдания разрушительной политики, проводимой внутри России, и ради сохранения системы, грозящей стране социальной и экономической катастрофой.
Отдавая дань гению Ленина, вставшего во главе величайших преобразований в мировой истории, мы одновременно должны признать: условия борьбы, в которых приходится действовать нам, еще более тяжелые, более сложные для решения вопроса о власти и собственности, чем те, которые выпали на долю большевиков в 1917 году. Тем важнее для нас помнить о прозвучавшем в «Апрельских тезисах» ленинском призыве «приспособиться к особым условиям партийной работы в среде неслыханно широких, только что проснувшихся к политической жизни масс пролетариата».
Программа спасения
Усугубляющиеся в ходе кризиса проблемы неизбежно ведут к нарастанию протестного потенциала, к политическому пробуждению общества. Наша задача – каждодневно способствовать такому пробуждению. При этом не допуская, чтобы протестный потенциал перерос в анархию и хаос, о чем мечтают и что настойчиво провоцируют наши противники из стана «либеральной оппозиции». В ситуации, когда по вине власти социально-экономический кризис влечет за собой и кризис политический, только КПРФ и ее последовательные союзники могут направить нарастающее в обществе недовольство в русло осмысленной борьбы народа за свои законные права. За возрождение социального государства, за реализацию социалистической программы, заявленной Лениным еще в «Апрельских тезисах»:
– «Национализация всех земель в стране»
– «Немедленное слияние всех банков страны в один общенациональный банк…»
– «Плата всем чиновникам, при выборности и сменяемости всех их в любое время, не выше средней платы хорошего рабочего».
Реализация этих предложений находит непосредственное отражение в программе КПРФ.
Мы – единственная партия, которая упорно сопротивлялась введению либералами-рыночниками частной собственности на землю. Время доказало нашу правоту: передача земли в руки крупных собственников ведет к деградации сельскохозяйственной отрасли и экономики в целом. По мере обострения международной обстановки обеспечение независимости страны в продовольственной сфере становится все более острым вопросом безопасности России.
Мы требуем и национализации сырьевых отраслей, а также важнейших промышленных предприятий, без чего невозможно обеспечить приток в казну тех средств, которые необходимы для обеспечения полноценного развития страны, ее технологического обновления, модернизации ее экономики.
Без ленинской национализации оказался бы невозможен подвиг сталинской индустриализации, позволившей в кратчайшие сроки преодолеть многовековое отставание России, выстроить мощную промышленную и социальную инфраструктуру. Обеспечить такую обороноспособность, которая позволила СССР устоять перед самым сильным, хищным и безжалостным противником. Точно так же без национализации, на которой настаивает КПРФ, невозможно остановить дальнейшую деградацию экономики и социальной сферы, угрожающую самому существованию России как единого и независимого государства.
Мы настаиваем на освобождении финансовой системы России из-под внешнего контроля, которому сегодня напрямую служат банки страны, исповедующие культ либерального монетаризма и прямо способствующие удушению отечественных производителей с помощью грабительских кредитных ставок. Как и Ленин в 1917 году, мы сегодня провозглашаем необходимость создания централизованной банковской системы. Создания государственного банка, который будет таковым не только по названию, но и на деле, без чего российская экономика никогда не дождется жизненно необходимых ей инвестиций.
Мы убеждены, что во власть должны идти те, кто приходит туда не из стремления к обогащению, а из стремления принести пользу стране и народу. Поэтому нужно лишить идущих во власть корыстных стимулов, которые безоговорочно преобладают во властной сфере сегодня. Именно это подразумевал Ленин, говоря о необходимости законодательного ограничения доходов чиновников. И именно на этом сегодня настаивает КПРФ.
В «Апрельских тезисах» Ленин говорит о том, что одна из главных проблем, замедляющих переход от либерально-буржуазного этапа революции к этапу социалистическому, состоит в доверчиво-бессознательном отношении народных масс «к правительству капиталистов, худших врагов мира и социализма». Эта же проблема стоит и перед нами, сегодняшними коммунистами, противостоящими новому «Временному правительству», которое слишком задержалось у власти. И решать эту проблему можно, только настойчиво обращаясь к народу и используя для этого любые возможности и самые разнообразные формы просвещения, разъяснения и агитации.
То, что проблемы нарастают и становятся все более непосильными, с каждым днем очевиднее для граждан страны. Но мы обязаны направить все свои усилия на то, чтобы общество осознало: корень проблем, источник кризисной ситуации – в самой системе капиталистических отношений. В том, что нынешняя российская власть привержена этой системе в ее самых диких, самых варварских и разрушительных формах. И сегодня конечная цель, к которой необходимо стремиться, чтобы страна начала возрождаться, состоит в том же, о чем говорят и «Апрельские тезисы» Ленина. Нужна не просто смена власти, а смена системы олигархического капитализма системой социалистической. Системой гуманной и высокодуховной.
Социализм или смута
Как и 100 лет назад, сегодня противники социализма пытаются обвинить Ленина и его соратников в том, что, выдвигая программу, заявленную в «Апрельских тезисах», они подталкивали страну к гражданской войне. Это бессовестная ложь. Уже тогда, в апреле 1917-го, Ленин в примечаниях к своим тезисам убедительно ее опроверг.
Все добросовестные историки признают, что после прихода большевиков к власти кровавое противостояние было спровоцировано не ими, а теми, кто пытался противостоять строительству социализма в нашей стране. А о перспективах гражданской войны они заранее кричали громче всех именно потому, что были готовы развязать ее. Готовы были разжечь пожар братоубийственной войны – лишь бы сохранить власть капитала, при которой гигантские доходы кучки «избранных» обеспечены лишениями и нищетой абсолютного большинства. Говоря объективно, организованная ими война была не гражданской. Это была война против России, развязанная международной коалицией ее внешних и внутренних врагов, объединенных интересами капитала и ненавистью к социализму, ненавистью к пробудившемуся народу.
Но если бы большевики в 1917-м не пошли по пути, намеченному в апрельских тезисах Ленина, если бы они дрогнули и согласились на компромисс с либерально-буржуазной властью, Россию, погружавшуюся в хаос, ждал бы полный распад и еще более масштабные потери. Ленин ясно осознавал это в то время, а мы обязаны осознать это сегодня.
Подтолкнуть страну к кровавой анархической смуте может только продолжение нынешнего разрушительного курса. И только воплощение в жизнь наших требований и наших идей, наследующих заветам Ленина, удержит Россию от коллапса и вернет ее на путь успешного развития. На нашей стороне – подтвержденная историей правота великих предшественников и их выдающийся опыт. Наша обязанность – следовать этому опыту и достойно его использовать во благо Родины, мирное существование и процветание которой может гарантировать только обновленный социализм.