Вопрос этот назрел еще в 2011–2012 годах, когда сотни тысяч россиян выступили против массовых фальсификаций на выборах. К сожалению, коммунисты не нашли тогда своего места «на улице». А полученный партией кредит доверия, как показали выборы сентября 2016-го, оказался неиспользованным. Во многом именно из-за «страха улицы», который обострился после украинских событий 2014-го. Но как раз украинские события демонстрируют: изживание синдрома охранительства необходимо.
Если несколько лет назад у кого-то и были надежды на так называемый «левый поворот власти», то сегодня почвы для них не осталось. Антисоциальная политика «оптимизации», затыкание дыр за счет повышения тарифов и налогов для подавляющего большинства населения – это не «экстренные меры», а осознанная линия. На государственную поддержку в реальности может рассчитывать только крупный бизнес. Действительно, об олигархах государство неизменно заботится: плоский подоходный налог, льготы для «пострадавших от международных санкций» миллиардеров, бюджетные средства на поддержку их бизнеса.
Пришло и осознание, что всплеск народного единения на волне возвращения Крыма не вечен. Крым – это хорошо (хотя есть еще и не признанные Москвой народные республики Донбасса, где война продолжается четвертый год), но сколько можно оправдывать этим социальный кризис!
О том, что кризис лишь углубляется, свидетельствует нарастающая протестная активность. Десятки тысяч москвичей выступили против грандиозной аферы так называемой реновации.
Более двух месяцев по всей России бастуют против грабительской системы «Платон» дальнобойщики. Как не раз подчеркивали бастующие, они выступают за права всех россиян, ведь идущие в карман частников миллионеров сборы с водителей неизбежно приведут к удорожанию перевозок, а значит, и конечной продукции. 21 мая Объединение перевозчиков России приняло решение выдвинуть бастующих водителей в сторону Москвы.
В Москве, Петербурге, десятках других российских городов тысячи молодых людей и подростков выступили против коррупции и произвола властей. Эти выступления уже называют «бунтом школьников». Так, в Калуге старшеклассники провели митинг против коррупции в системе образования. Главным организатором и заявителем стал 11-классник Александр Васильев, несмотря на то, что и с ним, и с его родителями вели «профилактические беседы» – мол, талантливый парень портит себе жизнь ненужной активностью. «Как государство боится и кричит караул, когда человек всего лишь заявляет митинг», – так охарактеризовал действия Саша и не оступился.
Не утихают выступления обманутых дольщиков жилья, их география – вся Россия. Вот лишь последние сообщения: в Перми обманутые дольщики провели демонстрацию, в подмосковном Жуковском – устроили митинг, в Краснодаре – забаррикадировались в одном из кабинетов мэрии и устроили голодовку.
Вновь собираются в «тракторный марш» фермеры Кубани, у которых отбирают землю.
И это лишь наиболее масштабные и громкие (несмотря на намеренное замалчивание провластными СМИ) выступления. В каждом номере «Советская Россия» публикует сообщения под рубрикой «Социальная хроника», которые показывают истинное положение дел в стране.
Только за последний месяц долги по зарплатам выросли на 6%. Так, на прошлой неделе горнякам Забайкалья пришлось выбивать заработанное забастовкой – они не стали подниматься из забоя.
Власть выработала методы реагирования на выступления. Речь не о решении проблем (это происходит лишь в редких частных случаях, которые используют как пиар-акции). И проблемы, и протесты, как уже сказано, просто игнорируют. А когда накал таков, что замолчать не получается, начинаются репрессии. По суд рискует попасть любой, кто посмел выразить свою гражданскую политику. Сейчас судят задержанных в Химках водителей грузовиков, прибывших из разных регионов на встречу с представителями Минтранса. Их стоянка признана «несанкционированным митингом». Доходит до полного абсурда. Суд оштрафовал жителя Ухты Сергея Дерюгина за плакат «Сами вы держитесь!» на антикоррупционном пикете, поскольку плакат «не согласован с администрацией». «Несогласованным» оказался и плакат Зухры Шуминой из Альметьевска «Мой дед воевал за СССР». Вместо акции «Бессмертный полк» она попала в полицию.
А что же коммунисты? Складывается впечатление, что четкой позиции в отношении протестной активности у них нет. Недаром все чаще от граждан звучат упреки – мол, встроились во власть. Официозные СМИ употребляют слово «оппозиция» исключительно в значении «либералы». Будто другой не может существовать в принципе. Как следствие, любых протестующих объявляют пятой колонной. Ну или массовкой лидеров пятой колонны.
«Посмотрите, что произошло на Украине, где победил майдан! Экономика рухнула, политическая диктатура и фашизм!» – твердят охранители нынешней российской власти. Власть эта, правда, также антикоммунистическая и антисоциальная, хотя и не дошедшая до украинских крайностей. Таким образом россиян запугивают – мол, не хотите мириться с нарушением своих прав, с коррупционерами? Получите в тысячу раз худших! Так что лучше не рыпайтесь.
Интересы власти понятны. Но к чему может привести подобное охранительство коммунистов, которые призваны по своей идеологии не просто быть в гуще реальной жизни (а значит, и ставших ее неотъемлемой частью протестов), но и разобраться в их социально-политических причинах. Именно политических.
Движение против реновации пока пытается отбиться от «политического руководства». Мы, мол, вообще вне политики – за свои дома, квартиры и город. На деле это, конечно же, самая настоящая политика! Но когда этого не видит рядовой гражданин, это еще полбеды. Куда опаснее, когда на уровне обывательского сознания находятся политики-оппозиционеры.
После Февральской революции крестьянские массы тоже мыслили подобным образом: «Нам бы землю, а какая там власть – дело не наше!» Но если бы так рассуждали большевики, то им никогда бы не удалось ни заручиться поддержкой крестьянских масс, ни совершить Октябрьскую революцию, ни национализировать землю. А уж тем более – если бы они боялись как огня любого протеста, уговаривая крестьян «потерпеть ради интересов родины». К слову, именно такую – охранительскую – позицию заняла тогда Партия социалистов-революционеров, имевшая серьезную поддержку среди крестьян. Однако словесными «уговорами» ключевые политико-экономические вопросы не решаются. В итоге от поддержки эсеров в крестьянстве за считаные месяцы ничего не осталось. Авангардом стали большевики.
Безусловно, сама по себе «реновация» не является таким ключевывм вопросом, это лишь одно из проявлений кризиса социально-экономических отношений и узаконенного правового нигилизма в РФ. Но тенденции характерные. Множество москвичей очень разочарованы в «политиках вообще». От единороссов и филиалов партии власти другого и не ожидали. А КПРФ, которая постоянно заявляет о своей оппозиционности и о борьбе за народные интересы, почти единогласно поддержала законопроект Кремля и мэрии. Неудивительно, что теперь протест против реновации стал «не нашим». Но и ничьим он долго не останется.
Не менее печально обстоят дела с «антикоррупционными прогулками молодежи» – серьезным социальным явлением, причем не только столичным. Со стороны официальных структур КПРФ, которые столько говорят о необходимости работы с молодежью, что-то не видно попыток понять настроения этой молодежи, найти общий язык. Да хотя бы действенно помочь тысячам ребят, попавшим «под каток». Единственная публичная реакция… охранительство. Мол, политические силы, наследующие «либералам 90-х», намерены вернуться к власти – дограбить и дорушить то, что еще осталось от России.
Опасения отнюдь не безосновательные. Но, повторимся, уговорами «потерпеть» и даже репрессиями общественные процессы не остановить. Политика действующей власти донельзя обострила социальные противоречия в обществе. А осторожная левая оппозиция, которая лишний раз не рискует пикнуть «поперек власти», тем самым, пусть даже не желая этого, способствует такой политике. И отсутствие конкретных действий, конкретной реакции на общественные проявления.
При этом, скажем, многомесячные протесты в Самарской области с требованием отставки губернатора Меркушкина, которые недаром назвали «Красной весной», показывают: при наличии политической воли и организационных усилий коммунисты способны быть авангардом.
Если коммунисты не поведут вышедшую на улицы молодежь, отправившихся тракторным маршем фермеров, дальнобойщиков или отчаявшихся безработных – это вовсе не значит, что они «разойдутся по домам». Это значит, под другими флагами и лозунгами их поведут другие политические силы. Тот самый «коллективный Навальный», которому своим бездействием отдает протестные массы левая оппозиция.
Вот тогда-то социальная катастрофа станет реальностью. Кроме того, это нанесет серьезнейший удар по самой КПРФ. Необходимо срочно извлекать уроки из событий новейшей истории, когда попытка усидеть на двух стульях (соглашательство, пусть и оправдываемое справедливыми доводами, наряду с жесткой оппозиционной риторикой) приводило к маргинализации левых. Коммунистическая партия Армении, Партия коммунистов Киргизии, Коммунистическая партия Украины – еще недавно серьезные политические силы (в том числе парламентские), за которыми стояла мощная народная поддержка. Но, не найдя себя «на улице» среди народа, не став авангардом протестов, посчитав действующую власть «меньшим из зол», они потеряли и улицу, и поддержку, и реальное влияние.
А с неспособными действовать не считаются – их уничтожают. Прежде всего власть – «меньшее зло». Ведь бессильная и соглашательская, но все-таки оппозиция власти нужна до поры до времени. Пока не сконструировали другую, более удобную. К слову, из такой сконструированной «оппозиции» и выходят в итоге лидеры «майданов». Все «цветные революции» на постсоветском пространстве, включая последнюю украинскую, возглавили высокие функционеры режима, перешедшие в «оппозицию». Они и становятся не только могильщиками власти прежней, но и могильщиками своих стран. Ведь их интересы крайне далеки от интересов народа, возмущением которого они пользуются.
Единственный способ предотвратить такое катастрофическое развитие событий – решительная, принципиальная, готовая к настоящей борьбе не только с абстрактным мировым империализмом, но и с вполне конкретными властными и олигархическими структурами, с коррупцией и ограблением народа Коммунистическая партия.