В больнице в штате Вирджиния умер один из ведущих идеологов внешней политики США и врагов России Збигнев Бжезинский, помощник по национальной безопасности президента США Джимми Картера в 1977–1981 годах, теоретик и практик разрушения социалистического лагеря, харьковчанин с польскими корнями, который до своей кончины в возрасте 89 лет продолжал морочить голову Украине, потому что «нежно любил». Однако разочаровался в своей любви и, по словам президента Центра стратегических и международных исследований Джона Хамре, Бжезинский курировал масштабный проект по исследованию истории и географии Азии. Он понял, куда смещается центр силы, и стал задумываться над судьбой евразийских государств. Постоянный член элитного «Бильдербергского клуба», объединяющего крупнейших политических деятелей, банкиров, руководителей транснациональных корпораций, экономистов и политологов, он известен также как автор книги «Великая шахматная доска: господство Америки и ее геостратегические императивы» (1997 г.). За двадцать лет многое изменилось и в самой Америке, и в положении США как мирового жандарма. Ну а если говорить об Украине, то это было движение родной для Бжезинского страны к краху. Однако на Незалэжной ничего не желают понимать, и некто Юрий Райхель в киевской газете «День» написал прощание-славицу, будто за 20 лет ничего не изменилось: «Еще совсем недавно казалось, что Збигнев Казимеж Бжезинский будет жить вечно. Такой большой и длительный след он оставил в мировой политике. Его из-за бескомпромиссной и постоянной борьбы с мировым коммунизмом навсегда в СССР, а потом и в России зачислили в ястребы. Сенсацией в свое время стала его книга «Великая шахматная доска». В ней он впервые в западной политологии сформулировал в концентрированном виде положение, что без Украины восстановление российской империи невозможно».
Райхель цепляется за устаревшие шахматные дебюты, даже не задумываясь о мировых эндшпилях и украинском цугцванге, когда каждый следующий ход только ухудшает положение. Он буквально молится на три устаревших положения, которые выстроил в голове Бжезинский:
«Во-первых. Независимость Украины – одно из трех наиболее важных событий в Европе после Первой мировой войны империалистической Германии и Австро-Венгерской империи, раздела континента вследствие Второй мировой войны.
Во-вторых. Пока Украина является независимой, восстановление Российской империи невозможно.
В-третьих. Украина по своим историческим корням и культурным традициям – органическая часть Европы».
Все три положения – безжалостно перечеркнуты реальностью. И Бжезинский, если не впал в маразм, прекрасно это осознавал. Итак, по трем пунктам.
Во-первых. Незалэжность Украины – явление искусственное, ложное, лелеемое учениками Бжезинского в ущерб многим другим народам, ее населяющим, в первую голову – русским. И в такой унитарно-националистической форме она ее не сохранит. Бесспорно, что распад СССР – главное, хоть и трагическое событие после ВОВ, но независимость Украины в таком виде, скорее, геополитическая химера и головная боль. Бескровный уход Крыма это доказал. Даже Варшава раскритиковала недавно слова Збигнева Бжезинского о том, что Украина не сможет вернуть Крым в ближайшее время.
Во-вторых. Пусть Украина, управляемая США и двумя странами из «нормандской четверки», считается независимой, ее больное состояние не может повлиять ни на что, и восстановление Российской империи с прибавлением исконно русских земель, включая Донбасс, Новороссию, – вполне возможное развитие событий. Запад это понимает, поэтому и наступает в истерике со всех сторон, хватается через НАТО за все векторы, все более разочаровываясь в самой Украине.
В-третьих. Эту «органическую часть Европы» вскоре отрыгнут в самой Европе, особенно когда, пользуясь безвизом и в результате грядущего кровавого передела, на Запад ринутся миллионы украинцев. Им там укажут свое место лузеров и обслуги.
На круглом столе в польской столице «Стремление Украины к зрелой государственности» в 2007 году Бжезинский сказал, что «Украине следует без колебаний сказать своей младшей сестре – России, что ей надо поучиться у нее политической культуре». Это поучение десятилетней давности насчет «политической культуры» и «старшей сестры Украины» сегодня вообще воспринимается как неудачная шутка харьковчанина. Впрочем, лично я никогда не любил туповатые украинские и польские анекдоты.
Ну и перед смертью стратег украинской геополитики неудачно сострил: «Украинцы определяют свою идентичность через свою землю. Путин совершает ужасную ошибку», – заявил Бжезинский на конференции по безопасности в Мюнхене. Где она, эта «своя земля»? – ну, не в Харькове же, не на Слобожанщине, которая вошла в состав Московского государства задолго до Переяславской рады!