Таким образом, ни одна из партий не набирает 326 голосов, необходимых для самостоятельного формирования кабинета министров. Складывается ситуация так называемого подвешенного парламента.
Досрочные парламентские выборы в Великобритании были инициированы премьер-министром и главой консерваторов Терезой Мэй с целью укрепить влияние своей партии накануне переговоров по Brexit, которые должны начаться уже 19 июня. Однако результат оказался прямо противоположным. Консерваторы потеряли имевшееся у них большинство, которое получили в 2015 году, когда во главе партии стоял Дэвид Кэмерон. После того как большинство британцев неожиданно проголосовали за Brexit, поддержав выход Великобритании из состава ЕС, Кэмерон подал в отставку. Сменившая его в июле прошлого года Тереза Мэй неоднократно утверждала, что следующий состав парламента будет избран в срок, в 2020 году, однако в апреле объявила о досрочных выборах. Аргументировалось это необходимостью сплочения страны в период переговоров по Brexit.
Победой на выборах Мэй хотела фактически получить личный мандат на ведение переговоров. Кроме того, многочисленные социологические опросы вроде бы гарантировали консерваторам подавляющее преимущество – за них собирались голосовать 48% избирателей, тогда как за лейбористов лишь 24%.
Однако в последние недели ситуация начала меняться не в пользу консерваторов. По мнению экспертов, повлияли террористические акты с многочисленными жертвами – в Манчестере 22 мая и в Лондоне 4 июня. В связи с трагедиями лидер лейбористов Джереми Корбин призвал Мэй уйти в отставку, возложив на нее ответственность за сокращение числа полицейских в результате реформы, которую она провела, будучи министром внутренних дел в 2010–2016 годах.
После подведения результатов выборов Корбин вновь заговорил об отставке Мэй: «Премьер-министр назначила выборы, потому что ей нужен был мандат. Мандат, который у нее есть, – потерянные места консерваторов, потерянные голоса, потерянная поддержка и утраченное доверие. Я бы подумал, что для нее этого достаточно, чтобы уйти в отставку».
Критика в адрес Мэй звучит и от самих консерваторов. «Я думаю, что она оказалась в очень трудном положении. Ей надлежит обдумать вопрос о занимаемой ею должности. Это ужасная ночь», – говорит, в частности, депутат от Консервативной партии Анна Субри. Министр иностранных дел Великобритании Борис Джонсон отказался поддержать планы премьер-министра страны Терезы Мэй остаться на посту после появления первых результатов парламентских выборов.
Однако Тереза Мэй в отставку пока не собирается и намерена формировать новое правительство, сообщает Би-би-си. Мэй намерена посетить Букингемский дворец и запросить у королевы Елизаветы II разрешение на формирование правительства.
Под вопросом оказались и переговоры по Brexit. В ЕС выражают беспокойство, что потеря Консервативной партией абсолютного большинства в парламенте значительно осложнит процесс. Так, представитель Германии в Еврокомиссии Гюнтер Эттингер сказал, что на данный момент неясно, начнутся ли переговоры в понедельник, 19 июня, как было запланировано. По его словам, если в Великобритании будет слабое правительство, повышается риск, что стороны не смогут прийти к соглашению, которое бы смягчило возможные потрясения после выхода страны из ЕС в марте 2019 года.
Верховный представитель Евросоюза по иностранным делам Федерика Могерини полагает, что сложно прогнозировать, когда Великобритания разработает четкую стратегию, учитывая, что с момента референдума о членстве страны в блоке прошел целый год.
Между тем премьер-министр Франции Эдуар Филипп отверг предположения, что Лондон может передумать и попросить остаться в составе ЕС.
«Мэй провела выборы, обещая сильное и стабильное лидерство, она оставила страну в неуверенности от того, кто будет руководить Британией за 11 дней до старта переговоров по Brexit», – пишет Independent в статье под заголовком «Эпический провал Терезы Мэй: как выборы-2017 погрузили Великобританию и Brexit в неуверенность».
«Ночным кошмаром» Терезы Мэй называет результаты выборов The Times: «Выборы вернули подвешенный парламент после того, как тори не смогли выиграть в вотчинах лейбористов и потеряли почву под ногами на юге, а избиратели отказали ей в личном мандате в переговорах по Brexit.
Сокрушительное поражение потерпели не только консерваторы, но и Шотландская национальная партия. Если на выборах 2015 года она увеличила свое представительство с 6 до 54 мандатов, то сейчас будет иметь всего 35 депутатских мест. Консерваторы провели в британский парламент от шотландских округов на 13 кандидатов больше, чем два года назад, лейбористы – на 7 больше, а либеральные демократы – на 4.
«Это разочаровывающий результат, мы не ожидали резкого подъема лейбористов в последние дни», – заявила первый министр Шотландии Никола Стерджен. Так что шотландским националистам, возможно, придется менять свою программу, в основе которой – подготовка нового референдума о независимости Шотландии.
В условиях «подвешенного парламента» (когда ни у кого нет абсолютного большинства) действующее правительство сохраняет полномочия до формирования нового, даже если кто-то из министров потерял депутатский мандат. Согласно установленным в Великобритании правилам, именно правившая до выборов партия имеет право первой попытки формирования правительства. Возможны формальные и неформальные коалиции, а также правительство меньшинства.
Как наиболее вероятная рассматривается коалиция Консервативной партии и североирландской Демократической юнионистской партии (DUP). DUP уже выразила готовность поддерживать инициативы консерваторов в парламенте Великобритании, сообщает телеканал Sky News, ссылаясь на свои источники. При этом партия считает, что необходимости в официальном формировании коалиции с консерваторами нет.