Всякий раз, когда вы слышите эту фразу, знайте: в очередном Уренгое родился очередной мальчишка.
Мой товарищ Анатолий Кузичев очень хорошо формулирует плюс-минус на ту же самую тему: «Нас поставили перед ложной дилеммой, а мы, простодушные, но всегда готовые к бою, ринулись в схватку. Прав мальчик Коля, или неправ? Люди погибали на войне со стороны немцев, или кровавые упыри? А если люди, так давайте относиться к ним, как к людям. Ну и так далее.
Тут-то для меня вопрос простой: люди.
Но всякий, кто пришел на нашу землю с оружием убивать нас и наших детей, не заслуживает ничего, кроме смерти. Причем важно предупредить, что лично для меня неважно – будет он в этот момент стрелять, или отдыхать после боя в крестьянской избе, или писать трогательное письмо своей Грете или Марте. Хочу также оговориться, что наличие у него дома маленьких румяных детишек для меня не будет смягчающим обстоятельством. Думаю, это для многих так, и слава Богу.
Но на самом деле дискуссия не вокруг сложной то ли этической, то ли юридической коллизии «безвинен ли погибший в плену, а не на поле боя, коль его взяли в плен?». Это схватка двух идей, двух идеологий, мировоззрений и, соответственно, двух миров. Причем один из них успешно существует (хотя и начинает поскрипывать), а другой только наклевывается, и станет ли он миром – еще вопрос. Это противостояние «общечеловеческих ценностей», и тут важно оговориться, что некоторая часть человечества самовольно присвоила себе право определять их – и ценностей человеческих. Так сказать, «общечеловеков» и людей. Когда мы с восторгом прописали в Конституции, что объявляем примат международного права над национальным, мы сделали шаг в сторону общечеловеков. Когда Вадим Бакатин принес американцам с покаянием схемы прослушки их посольства в Москве, – еще один. Когда министр Козырев получил презрительную кличку Мистер «Да», мы почти стали общечеловеками... Мир замер над куколкой, из которой должен был через секунду вылупиться новенький розовый общечеловек, но опять, как всегда с Россией, что-то пошло не так и вместо розового снова вылупилось что-то красное и грозное...
Так что доклад мальчика Коли – он про это, а не про что-то еще. Я совершенно нормально отношусь к «общечеловеческим ценностям», пусть и не разделяю их. И уважаю право других их разделять. Но не насаждать…