Около двух десятков человек получили ранения, спасти удалось не всех. Киев, как водится, обвинил в «самообстреле» и «провокации» самих ополченцев ДНР. Наблюдатели ОБСЕ инцидент так толком и не расследовали, выводов по случившемуся не сделали.
Январь 2015-го – страшное время для народных республик Донбасса. Сейчас вроде бы тише, хотя очередное (на сей раз «новогоднее») перемирие, как всегда, не соблюдается. Как сообщил руководитель представительства ДНР в Совместном центре по контролю и координации режима прекращения огня Руслан Якубов, за последние сутки армия Украины выпустила по прифронтовым территориям ДНР 181 боеприпас. Наиболее интенсивный обстрел велся на донецком и мариупольских направлениях.
В минувшее воскресенье ВСУ нанесли удары по району насосной станции вблизи Ясиноватой, персонал пришлось эвакуировать. В тот же день произошла трагедия. Один мирный житель погиб, еще один получил ранение, когда был открыт снайперский огонь по пассажирскому автобусу на КППП «Еленовка».
«Важно отметить, что это преступление произошло в момент работы заместителя главы Специальной мониторинговой миссии ОБСЕ Александра Хуга на территории Донецкой народной республики, что демонстрирует наплевательское отношение украинских террористов к международной миссии», – заявил заместитель командующего Эдуард Басурин. Впрочем, реакция Киева привычна: это-де не украинские военные. Жители народных республик, как это утверждается в только что принятом Верховной радой Украины законе «о реинтеграции Донбасса», сами себя оккупировали, соответственно, сами себя и обстреливают.
Прибывший на КППП «Еленовка» глава ДНР Александр Захарченко прямо связал нынешнюю трагедию с законом: «Это первая ласточка принятия закона «о деоккупации». Смотрите, что получилось, их руки развязаны теперь полностью. Уже не стесняясь стреляют по гражданским лицам. Вот гражданский автобус, один убитый, один раненый. Это далеко не первый случай, но первый, когда стреляют чисто по автобусу. Раньше можно было списать – из «Утеса» шальная пуля, а сейчас нет, целенаправленно по автобусу били».
Напомним, закон о «реинтеграции Донбасса» (официальное название «Об особенностях государственной политики по обеспечению государственного суверенитета Украины над временно оккупированными территориями в Донецкой и Луганской областях») был на прошлой неделе принят украинским парламентом 280 голосами при необходимых 226. Против был «Оппозиционный блок» (бывшие «регионалы»), депутаты которого полагают, что закон не только не привлечет, но оттолкнет от Украины жителей неподконтрольных Киеву районов Донбасса. Не поддержали законопроект и некоторые радикалы. В свою очередь, они считают его недостаточно жестким в отношении «сепаратистов», «террористов» и России.
Президентом Украины законопроект пока не подписан. Но нет сомнений, что это произойдет в самое ближайшее время, так как инициирован законопроект был Порошенко, и принят фактически в президентской редакции. Поправки со стороны радикалов о признании ДНР и ЛНР «террористическими образованиями» не прошли. Так что по факту признано, что «антитеррористическую операцию» без малого четыре года Киев вел против местного населения, а не террористов. А также против неких оккупантов. Возможно, «оккупант» – это Россия, названная в законе страной-агрессором. При этом поправки о разрыве с «агрессором» дипломатических отношений и даже соглашения о сотрудничестве также отклонены.
Дипломатические отношения и сотрудничество со «страной-агрессором» выглядят полным абсурдом. Как и утверждения, например, вице-спикера Верховной рады Ирины Геращенко, что закон «не противоречит минским соглашениям».
«Минские соглашения – это международный договор, подписанный представителями Украины и утвержденный резолюцией Совета Безопасности ООН, он содержит обязательства Украины по мирному урегулированию конфликта, и эти обязательства с Киева никто не снимал», – заявил представитель ЛНР в политической подгруппе контактной группы по урегулированию ситуации на востоке Украины Родион Мирошник.
Минские договоренности утверждают, что Киев ведет прямые переговоры с Донецком и Луганском, а Россия, Германия и Франция выступают гарантами этого диалога. Принятый же Верховной радой закон никакого диалога вообще не предусматривает, а Россия из «гаранта» превращается в «оккупанта».
Похоже, Киев сам снимает с себя международные обязательства, которые и без того не выполнял, готовясь к войне. Украина все эти годы, вопреки собственной конституции, применяла вооруженные силы страны против территорий, которые вроде бы считает своими. Но теперь не будет и формально юридических препятствий.
«Расширяя возможности для использования Вооруженных сил Украины, других военных формирований, закон усиливает наши позиции по отражению вооруженной агрессии Российской Федерации и восстановлению территориальной целостности Украины», – полагает секретарь Совета национальной безопасности и обороны (СНБО) Украины Александр Турчинов.
Между тем на фоне сообщений о выводе некоторых подразделений из зоны конфликта (в частности, 128-й отдельной горно-пехотной бригады ВСУ) Киев продолжает наращивать военную группировку в Донбассе. Так, в штабе армии ДНР сообщили, что две колонны военной техники ВСУ прибыли из Херсонской области под Мариуполь. Ранее на южном участке фронта позиции ВСУ усилены артиллерийскими подразделениями 93-й отдельной механизированной бригады. При проведении военных учений в Донбассе Украина намерена использовать авиацию, что является грубейшим нарушением минских соглашений. В тридцатикилометровой зоне вдоль всей линии соприкосновения использование авиации запрещено.
«Гаранты» Минска реагируют на принятие закона столь же вяло и невнятно, как наблюдатели ОБСЕ на обстрелы территорий республик и гибель мирных жителей. По словам главы российского МИДа Сергея Лаврова, закон о реинтеграции, «если подходить с юридических позиций, перечеркивает минские договоренности, которые были одобрены единогласно Советом Безопасности ООН». При этом Лавров вновь подчеркнул, что Россия уважает территориальную целостность Украины в границах, которые сложились после референдума в Крыму.
Так что в преддверии очень возможного возобновления широкомасштабных боевых действий народным республикам Донбасса надеяться на соблюдение международных договоренностей и какие-либо санкции против их нарушителей не приходится.