Последнее в западных странах считается едва ли не самым тяжелым преступлением. В окружении Порошенко ситуацию пока что не прокомментировали. Но, в отличие от украинских СМИ, которым еще можно закрыть рот, от немецких средств массовой информации (в том числе крупнейшей DW) отмолчаться не удастся.
Бизнес в Германии Порошенко оформил на своего друга и одноклассника
Впервые о сомнительном бизнесе президента Украины Петра Порошенко в Германии местные СМИ заговорили в апреле 2016 года. Как выяснили журналисты, в городке Эльстерауэ (что неподалеку от Лейпцига в Восточной Германии) расположен завод по производству крахмала, кормов и глютена. Предприятие, на котором работает около 100 человек, оказалось лишь небольшим сегментом обширнейшей теневой империи Петра Порошенко, приносящим около 6 миллионов евро дохода в год. Оформление этого завода в офшорах позволило империи Петра Порошенко гарантировать предприятию максимальную анонимность и обширные возможности для налоговой оптимизации.
Аналогичный «крахмальный заводик», а также аграрный холдинг и перерабатывающее предприятие, у Петра Порошенко есть и на Украине. Весь этот крахмал использовался на кондитерских фабриках корпорации Roshen.
Как выяснили журналисты DW, завод в немецком Эльстерауэ был куплен Петром Порошенко в 2011 году. Юристы Roshen оформили сделку таким образом, что имя конечного бенефициара – нынешнего президента Украины удалось скрыть в т.н. матрешке – наслоении мелких фирм, уходящих корнями на Кипр и Виргинские Острова. По данным реестра предприятий Германии, основательницей компании Interstarch GmbH, которой и принадлежит завод в Эльстерауэ, является кипрская компания Camarin Limited. В свою очередь, основательницей кипрской компании стала британская Morewig Limited, которая в 2014 году перерегистрировалась на Британских Виргинских Островах. Именно эти острова считаются в международном теневом бизнесе одними из самых непрозрачных. Конечным владельцем немецкого завода является компания Euro Business Investments LTD, зарегистрированная через кипрскую «прокладку» на острове Тортола.
На прямой вопрос журналистов DW, принадлежит ли ему данная фирма, Петр Порошенко отвечать отказался. В то же время запрос в компанию Investment Capital Ukraine (ICU), которая в 2011 году выступала консультантом при покупке немецкого крахмального завода, принес неожиданный результат. В ICU заявили, что бенефициарным владельцем кипрской компании, которая была номинальным инвестором при покупке немецкого завода, является бизнес-партнер, топ-менеджер корпорации Roshen и… одноклассник Петра Порошенко – Сергей Зайцев. Этому человеку стоило бы уделить отдельный блок. Уж больно интересен персонаж…
Who is Mr. Сергей Зайцев?
Как мы уже говорили, деньги на покупку завода в Германии выделил некий Сергей Зайцев – бизнес-партнер, топ-менеджер корпорации Roshen и… одноклассник Петра Порошенко. И если серые схемы покупки бизнеса в Германии еще можно назвать банальными сделками, то на Украине его интересы распространяются далеко за пределы крахмальных заводов.
В ходе расследования известного украинского общественного деятеля и журналиста Дмитрия Гнапа выяснилось, что у Сергея Зайцева на Украине есть еще один, но закрытый бизнес. А именно компания «Бизнес-Эйрлайнз», осуществлявшая частные перелеты из Украины чиновников из окружения экс-президента Виктора Януковича.
По дивному стечению обстоятельств офис компании «Бизнес-Ейрланз» расположен в Киеве, в элитном бизнес-центре «5 элемент», принадлежащем Петру Порошенко. Сама компания, изначально называвшаяся Intraco Management Limited, была основана в 2012 году на Виргинских Островах. Ее владельцем выступил Сергей Зайцев, а директором – кипрский юрист Джофри Меджистрейт. Именно этот человек не только является отменным специалистом в регистрации офшоров, но и возглавляет кипрское представительство той самой скандальной панамской компании Mossack&Fonseca. В графе «Виды деятельности» компания указала «чартерные авиаперелеты и инвестиции». Исполнителем перелетов выступала украинская компания «Бизнес-Эйрлайнз», а средства поступали на офшорные счета Intraco Management Limited.
В полученных журналистами файлах значится немало известных имен клиентов авиакомпании: Порошенко, Ющенко, Клюев, Азаров, Кацуба, Левочкин, Богатырева. Стоимость одного перелета из Киева в Харьков составляла 8 тысяч евро. Из Киева в Цюрих – 21 тысячу евро.
20 февраля 2014 года, в самый разгар т.н. «Революции Достоинства», из киевского аэропорта Жуляны вылетели десятки частных самолетов, вывозящих из Украины членов Партии регионов и их семей. Большинство рейсов осуществила компания «Бизнес-Эйрлайнз».
По данным государственного предприятия «Украэрорух», регистрирующего все полеты на Украине и за ее пределами, 22 февраля 2014 года, в день побега Виктора Януковича из Киева, по направлению к российской границе вылетел Airbus 318 Elit с бортовым номером OE-ICE. Взяв поначалу курс на Сочи, борт изменил курс и приземлился в ОАЭ, в аэропорту Дубай. По данным польского издания «Газета Выборча», на борту этого самолета находился не сам Виктор Янукович, а его близкие.
Тем не менее чартер осуществила компания «Бизнес-Эйрлайнз», а сам борт принадлежал нынешнему украинскому олигарху, близкому к Петру Порошенко, – Юрию Косюку. С приходом к власти Петр Порошенко назначил Юрия Косюка заместителем главы администрации президента.
Германия заставит Порошенко вести свой бизнес «чисто»
Офшорный скандал с «панамскими бумагами» заставил Германию принять закон о т.н. Реестре прозрачности владельцев фирм, чего также требовала директива ЕС по борьбе с отмыванием незаконных средств. В этот реестр немецкие фирмы должны были внести фамилии своих конечных бенефициаров. Речь идет прежде всего о компаниях, владельцы которых находятся за рубежом и нередко сознательно скрывают свои активы с помощью офшоров. Как только Реестр стал доступен общественности, журналисты DW направили запрос в надежде узнать, чьи именно фамилии кроются за кипрскими компаниями, на которые через немецкую Interstarch GmbH оформлен тот самый завод, входящий в украинскую группу «Укрпроминвест-Агро» Петра Порошенко. Вопреки требованию закона украинские инвесторы отказались вносить данные в этот реестр.
Дело в том, что покуда в Германии принимали закон, летом 2016 года немецкая компания и владелец крахмального завода – «Interstarch GmbH» – продала миноритарную долю в 24,95% украинской компании «Интерстарч Украина», входящей в холдинг Петра Порошенко «Укрпроминвест-Агро». Продавцом доли выступила кипрская компания Camarin Limited, которая до сих пор является главным совладельцем завода с долей в 75,05%. Поэтому партнеры Петра Порошенко сами не могут решить, чьи данные о владении предприятием вносить в реестр в Германии. Согласно документам, наблюдательный совет Interstarch GmbH возглавляет генеральный директор украинской компании «Укрпроминвест-Агро» Евгений Саенко, а его заместителем является директор компании «Интерстарч Украина» некий Андриан Крячок с долей владения 25%.
И если украинские топ-менеджеры Петра Порошенко таким образом решили запутать Германию, то в законе на этот случай был предусмотрен отдельный пункт. Согласно немецкому законодательству, бенефициаром (конечным владельцем) может считаться не только владелец существенной доли (более 25%), но и лицо, «осуществляющее контроль над предприятием таким образом, который можно приравнять к этому». Ключевым критерием определения конечного бенефициара в таких случаях, как объясняют юристы, является влияние человека на назначение руководящих постов в компании.
Учитывая контроль над предприятием со стороны менеджеров холдинга Петра Порошенко, президент, очевидно, и является тем самым бенефициаром в соответствии с законодательством, хотя и имеет долю в 24,95%. Такого же мнения придерживаются и специалисты Федерального административного ведомства, на которое возложена функция проверки данных, внесенных в Реестр прозрачности.
Замолчать в Германии эту тему Петру Порошенко будет очень сложно. За нарушение требования относительно бенефициаров предусмотрен штраф до 100 тысяч евро. В случае повторного нарушения – до 1 миллиона евро. Поэтому президенту Украины придется либо продавать свою долю в немецком бизнесе, либо переписывать ее на «бабушку». Какое решение примет Петр Порошенко, скорее всего, скажут его юристы. Но явно продажа доли в убыток самому Порошенко осуществлена не будет.
Олег ПОНОМАРЕВ
Riga.Rosvesty (Латвия)