В докладе, представленном главе СКР Александру Бастрыкину, заявлено, что изучение места крушения самолета Ан-148 будет вестись непрерывно на протяжении нескольких суток. Бастрыкин лично выехал на место крушения. Двухкилометровый район ЧП оцеплен бойцами Росгвардии и служащими ГУВД по Московской области. Группировка МЧС насчитывает 600 человек. За оцепление пускают только представителей экстренных служб. К настоящему времени обследовано 12 га, найдено около 400 фрагментов тел.
Удалось обнаружить оба бортовых самописца. Возможно, после их расшифровки экспертами прояснятся причины трагедии. Сразу после крушения Межгосударственный авиационный комитет сформировал специальную комиссию. Уголовное дело возбуждено по части 3 статьи 263 УК РФ «Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц». В расследовании, кроме СКР, принимают участие Московская межрегиональная транспортная прокуратура и Южная транспортная прокуратура. Опечатаны средства объективного контроля в Центре управления воздушным движением в Москве, ведутся допросы работников аэропорта Домодедово, готовивших воздушное судно к полету. Южная транспортная прокуратура также проверяет исполнение законодательства «Саратовскими авиалиниями», которым принадлежит разбившийся борт.
«В связи с трагическими событиями президент принял решение перенести намеченную на понедельник региональную поездку и продолжить рабочий график в столице, в том числе с учетом возможной необходимости координации работы правительственной комиссии», – сообщил пресс-секретарь главы государства Дмитрий Песков.
Версии случившегося называются стандартные: технический сбой, плохие погодные условия и человеческий фактор. Правда, представитель СКР Светлана Петренко сообщила, что рассматриваются и другие варианты, не конкретизируя, какие именно.
Официальной информации вообще крайне мало. Достоверно известно, что самолет вылетел из аэропорта Домодедово 11 февраля в 14.24, а в 14.28 пропал с радаров. Затем он рухнул с высоты около 2 км в Раменском районе Подмосковья, близ деревни Степановское. Самолет упал в поле, а не на жилую застройку, в противном случае жертв могло бы быть больше. Местные жители говорят, что взрыв при падении был такой силы, что «подпрыгивали дома». Некоторые утверждают, что непосредственно перед падением слышали мощный хлопок.
За четыре минуты полета самолет набирал высоту, начал снижаться, затем вновь набрал, а потом произошло крушение. Никаких сообщений о неполадках от экипажа не поступало. Очевидно, ЧП, приведшее к катастрофе, произошло почти мгновенно.
Ан-148 – двухдвигательный реактивный узкофюзеляжный пассажирский самолет, разработанный КБ «Антонов». Серийно он производится в Киеве, а также по лицензии в России – на ОАО «Воронежское акционерное самолетостроительное общество».
Разбившийся борт построен в 2010 году в Воронеже. В том же году начал работу в авиакомпании «Россия». С апреля 2015 по январь 2017-го был на хранении в петербургском аэропорту Пулково из-за отсутствия запчастей. В лизинге «Саратовских авиалиний» находился около года. Украинские разработчики никак авиакатастрофу не комментируют. После разрыва экономических связей Украины и России продлением ресурса своих самолетов Ан занимается сама российская сторона. Продолжится ли производство Ан в Воронеже, неизвестно. Сейчас там собирают два последних борта, новых заказов нет.
«Перед каждым вылетом на рейс самолет проходит форму оперативного обслуживания, перед вылетом рейса 6В-703 Москва – Орск 11 февраля 2018 года также была проведена форма техобслуживания, которая не выявила отклонений на воздушном судне», – заявили в «Саратовских авиалиниях». Как сообщает Ространснадзор, разбившийся самолет эксплуатировался с нарушениями. Так, была нарушена периодичность замены масла в редукторах и промывки фильтра воздушного стартера (750 летных часов вместо положенных 375).
После крушения компания временно приостановила использование самолетов Ан-148.
У экспертов пока нет четкого представления, что могло произойти с самолетом. Более всего сомнений вызывает версия погодных условий. В момент взлета в Москве шел снег, но сильной метели не было: ни грозового фронта, ни мороза. К слову, командир экипажа Валерий Губанов почему-то отказался от специальной обработки на земле. Впрочем, у Ан-148 есть система обогрева корпуса. Кроме того, по утверждениям летчиков, при обледенении самолет бы упал сразу, не набрав высоты.
«Похоже, Ан-148 начал разваливаться в воздухе, но более конкретно пока сказать ничего не могу», – признался в своем комментарии бывший командир воздушного судна, специалист по безопасности полетов Александр Романов. Стремительность крушения, большой радиус разброса обломков вроде бы подтверждают эту версию.
Впрочем, по заявлениям в следственных органах, самолет якобы разрушился уже при столкновении с землей, двигатели работали до последнего момента. А взрывчатых веществ на обломках не обнаружено. Взрыв же произошел уже при столкновении самолета с землей из-за большого количества неизрасходованного горючего. Хотя из официальных же данных можно сделать единственный вывод: и фрагменты самолета, и тела погибших еще только предстоит собрать, чтобы провести следственные действия и экспертизы.
Отсутствие хоть каких-либо адекватных версий, как водится, породило множество слухов, в том числе нелепых и уже опровергнутых, например, о столкновении Ан-148 с неким вертолетом.
Массовая гибель людей – всегда огромная трагедия, беда приходит во множество семей. На борту разбившегося самолета было трое несовершеннолетних: 17-летний Илья Полетаев, 12-летний Женя Ливанов, 5-летяя Надя Красова. Большинство жертв – жители Оренбуржья. Но среди погибших 11 москвичей, два петербуржца, жители Удмуртии, Белгородской, Астраханской, Новосибирской областей, Пермского края. Да и сама трагедия произошла буквально на пороге Москвы. Беда для всех. Однако траур объявлен только в Оренбургский области, будто это ЧП регионального характера.
Никакими компенсациями и выплатами не вернуть человеческих жизней. Между тем в последние полтора десятка лет Россия постоянно входит в число антилидеров по числу крупных авиакатастроф в гражданской авиации. И положение с безопасностью к лучшему не меняется.