В первую очередь представителей СМИ интересовали вопросы, связанные с международным кинофестивалем, который состоится в Железноводске в июне следующего года.
Первым прозвучал вопрос о том, чего Захар Прилепин ждет от фестиваля «Герой и время».
«Мы его и придумали в компании с Эдуардом Баяковым (продюсер, театральный режиссер, театральный педагог, бывший генеральный директор российской национальной театральной премии и фестиваля «Золотая маска», создатель Московского пасхального фестиваля (совместно с Валерием Гергиевым), фестиваля современной пьесы «Новая драма», фестиваля театра для детей «Большая перемена», основатель и первый руководитель театра «Практика», ректор Воронежской государственной академии искусств. – Прим. ред.) и замечательным режиссером и актером Сергеем Пускепалисом. Мы задумали такую тему – «Герой и время». Почему именно здесь? В силу самых разных причин. Во-первых, я, конечно же, очень люблю ваши места (имеется в виду Северный Кавказ. – Прим. ред.) и бывал здесь неоднократно, при разных обстоятельствах. В прошлом году мы здесь снимали документальный фильм. Я был его ведущим. Фильм о поэтах, которые бывали в ваших местах. От Пушкина и Лермонтова до Расула Гамзатова. Мы проехали Дагестан, Чечню, Осетию. Доехали досюда и здесь снимали последнюю часть фильма. У меня здесь есть некоторое число товарищей гуманитарно-литературного толка и не только. Сергею Пускепалису в голову пришла идея, которая мне понравилась, – как-то децентрализовать культурную жизнь, которая сегодня вся собрана в Москве и Петербурге. Ну, может быть, еще в Сочи. И, с учетом всего имеющегося – от ландшафта до инфраструктуры, мы решили, что здесь можно такое сделать, чего не делает никто. И мы придумали кинофестиваль «Герой и время». И у нас большие планы». Впрочем, об этих планах Захар Прилепин рассказывать не стал.
О чем сегодня российскому зрителю нужен фильм?
«Нам нужен не фильм. Нам нужны новые ощущения от времени, от персонажей, от героики. Потому что мы так или иначе прожили все 90-е и часть нулевых с такими псевдо-, квазигероями, которые, на мой взгляд, не соответствуют задачам и масштабам России. Это была такая буржуазная элиточка, эти все «духлессы», все наши несчастные менеджеры высшего и среднего звена, истощенные борьбой с кокаином и со своей бездуховностью. И вот мы на них смотрели, смотрели, смотрели, смотрели, а потом начались разнообразные события, в том числе и Русская весна, и Сирия.
Не то чтобы это связано с войной. Просто связано с тем, что русский человек в самом широком смысле человек, живущий в России, он как-то внутренне стал собираться и понимать, что перед ним совершенно другие задачи и масштабы стоят. Кроме самопытания и самокопания этих московских истощенных собственной рефлексией юношей и девушек.
И вот об этом мы сейчас пытаемся сказать. Вот это собрать в кучу: свое самоощущение. Таким героем может быть человек, который уехал в Сибирь, занимается охотой, строит заимки или храмы. Это человек, который уехал воевать. Это человек, который родил 12 детей. Кто угодно это может быть. Мы пока находимся в поиске этих персонажей и самоидентификации. Что вот он – этот человек. Это моя родня, это человек, которого я бы усадил за стол в своем доме».
Известный писатель ответил на несколько вопросов корреспондента НИА-Кавказ.
А вот героев ваших повестей «Санькя» и «Восьмерка» можно назвать героями нашего времени? Или их время ушло?
«Ну куда оно ушло? Все эти герои списаны с реальных персонажей. Они в Сирии и Донбассе, все воюют. Они – первый призыв действующей трагедии, можно сказать, действующей коллизии – и сирийской, и донбасской. Я думаю, что это не последняя их война».
Эти герои не смогли найти себя в мирной жизни?
«Я не очень понимаю, что означает эта фраза – «они не смогли найти себя в мирной жизни». И почему ее нужно снисходительно произносить? Вся российская аристократия в XIX веке была военной, и они свысока смотрели на гражданских. Они могли сказать про последних, что те не смогли найти себя в военной жизни и поэтому ходят и какие-то бумажечки пишут? Вот человек работает, допустим, плотником. Он может сказать про шахтера, что он не нашел себя в плотницкой работе? Это такая же профессия, как любая другая. Почему себя нужно искать в мирной жизни, если человек военный по сути? И если в мире постоянно происходят войны?»
На пресс-конференции, посвященной подготовке к кинофестивалю, которую проводили весной, Сергей Пускепалис назвал в числе тех, кого бы он хотел видеть в жюри будущего фестиваля, вас. Если вы войдете в жюри, по какому принципу вы будете отбирать лауреатов? Все-таки главное – это художественные достоинства фильма, или это близкие вам герой и идеология фильма?
«Находясь на Донбассе, я вижу колоссальное количество текстов, которые пишутся по этому поводу. Это, как правило, плохие тексты, литературно несостоятельные. То же самое было во время чеченской кампании. Может быть, нужна какая-то дистанция. Я все-таки литератор и, не боюсь этого слова, профессионал. И для меня в этом плане идеологическая близость не определяет ничего. Я, напротив, очень раздражаюсь, когда о святых и важных для меня вещах делают ничтожные и дурные поделки. Будь то кинематографические или литературные. Тут лучше мне даже на глаза не попадаться. Я скорее поддержу своего оппонента, который сделал чуть получше, чем своего близкого идейного товарища, который сделал очень плохо. Поэтому – только и исключительно художественные принципы».
Сегодня в 21.00 в небо запустят сотни белых шаров. Ведущий церемонии открытия курортного сезона сказал, что если при этом загадать желание, то оно непременно сбудется. Какое желание загадаете вы?
«Хочу на Крещатик».
На танке?!
«Это вы спросили. На спокойный Крещатик».
НИА-Кавказ