Согласно западным учебникам по экономике, получившим некоторое распространение в стране, все они на равных правах участвуют в общественном производстве, занимая свою нишу, способствуют созданию конкурентной среды. В капиталистических странах Запада, являющихся для нас эталоном во всех отношениях, правительства не делят хозяйственные субъекты на неприкасаемые, второстепенные или игнорируемые, как это имеет место в нашей стране.
В конце 90-х годов прошлого века начато формирование в директивном порядке разных форм собственности и хозяйствования. Казалось бы, свобода как конкретная форма не только мировоззренческой, но и хозяйственной деятельности должна была, как неустанно говорили наши либералы-западники, радикально сказаться на ускоренном становлении эффективной системы аграрного производства, освобожденной, как официально утверждалось, от неэффективных и тоталитарных колхозов и совхозов. Был выдвинут лозунг «Фермер накормит страну».
В течение одного года по указу Б. Ельцина все колхозы и совхозы огромной страны должны были расформироваться. Необъяснимая, на первый взгляд, спешка. Пошел процесс по принципу «ломать – не строить». Начался всеобщий грабеж имущества коллективных хозяйств и государственных сельхозпредприятий, созданного трудом советских людей не одного поколения. От большинства вчерашних успешных предприятий остались, как говорится, рожки да ножки. Сельское хозяйство страны вступило в глубокий системный кризис, не преодоленный до сих пор. Россия утратила молочное поголовье и сегодня закупает молока больше, чем производит, треть завозит из других стран – сыры, четвертую часть мяса. Страна, имеющая огромное рыбное хозяйство и омываемая морями и океанами, завозит десятую часть рыбы. Россия полностью потеряла семенное хозяйство.
Более того, Россия завозит картофель из Израиля, помидоры из Турции, яблоки из Польши и т.д. То есть покупаем все то, что можно было выращивать у себя, для чего имеем благоприятные природно-климатические условия. За годы рыночных преобразований с карты России исчезли десятки тысяч сел и деревень. Вспомним С. Есенина: без коровы нет деревни, без деревни нет России...
Зато оказались впереди планеты всей по экспорту пшеницы. То есть отнимаем корм у животноводства, продаем зерно, а покупаем мясо и молоко, макаронные изделия. Сегодня уже совершенно очевидно, что главной целью разгрома колхозов было разрушение, а не созидание, ради того, чтобы западные производители сельскохозяйственной продукции получили в России огромный рынок сбыта. И все чиновники и торгаши довольны: они получают баснословные прибыли, а полки наших магазинов ломятся от импортной, экологически нездоровой продукции. Зачем вводить снова в оборот 20 млн га заброшенной в результате рыночных преобразований пашни?.. Теперь заговорили о импортозамещении... Но еще в наших магазинах полно заграничной продукции...
К великому счастью, в стране остались хозяйственники-патриоты с сильным характером и волей, которые, не поддаваясь демагогии либералов-демократов, смогли сохранить коллективные хозяйства, несмотря на отчаянное сопротивление новой власти. Такие хозяйства остаются коллективными, народными и добиваются стабильных хороших результатов в производственной деятельности и социальной сфере в нынешних непростых для крестьян экономических условиях.
В целом по стране насчитываются десятки таких предприятий. В Ставропольском крае устойчиво функционирует несколько таких предприятий. Люди советского поколения хорошо помнят известный на всю страну колхоз «Казьминский», который 33 года возглавлял Герой Социалистического Труда А.А. Шумский. Хозяйство успешно преодолело все невзгоды и страдания рыночных реформ и сейчас продолжает наращивать достигнутые показатели во главе с С.А. Шумским. Вся Россия знает колхоз «Терновский» и его бессменного председателя И.А. Богачева, Героя Труда Ставропольского края, председателя комитета Думы края, члена ЦК КПСС. СПК – колхоз «Родина» (ст. Расшеватская) входит в сотню лучших хозяйств страны. Председатель одного из лучших колхозов Ставрополья В.Н. Хромых с горечью рассказл в «Советской России» (от 29 мая 2018 г.), c какими огромными, искусственно возводимыми властями трудностями сталкиваются сельские жители.
Почти в каждом регионе страны есть достаточно эффективные коллективные сельскохозяйственные предприятия под различными организационно-правовыми брендами (ООО, ОАО, СХП, СХПК и др.), а по сути – народные. Кто не знает сегодня Совхоз (советское хозяйство) имени В.И. Ленина, руководителем которого является П.Н. Грудинин, занявший почетное 2-е место в выборной президентской гонке. Достаточно напомнить: среднемесячная зарплата здесь 74 тыс. рублей. В Новосибирской области лидирующее место занимает ЗАО племзавод «Ирмень», которым 45 лет руководит опытный хозяйственник, Герой Социалистического Труда Ю.Ф. Бугаков. Хозяйство занимает 18 тыс. га пашни, оно покрывает 20% новосибирского рынка мяса, молочных продуктов. Его производственные показатели – на уровне развитых европейских стран: надои молока, например, составляют 7550 литров, точно как в Голландии.
В Иркутской области высокую экономическую эффективность и социальную ответственность демонстрирует свиноводческий комплекс «Усолье-Сибирское», которым долгие годы руководит известный хозяйственник И.А. Сумароков. За счет прибыли работники получают более 20 видов социальной поддержки, бесплатное горячее питание в рабочей столовой. Каждому работнику ежемесячно отпускают 4 кг мяса бесплатно. Услуги ЖКХ оплачивает само хозяйство, каждый квартал руководство делает подарки всем труженикам из продуктов и промтоваров. За счет предприятия оплачивается 70% стоимости путевок на санаторно-курортное лечение. Кстати, данный комплекс послужил образцом-моделью для разработки программ по созданию народных предприятий в Иркутской области под кураторством академика РАН Ю. Глазьева.
Еще один пример, заслуживающий пристального внимания. Речь пойдет о марийском совхозе «Звениговский», где в должности генерального директора работает более 40 лет И.И. Казанков. Данное совместное хозяйство не только выстояло в бурю реформ, но и превратилось в современное производство высочайшего класса. Во всех подразделениях агрокомплекса занято 350 человек, среднемесячная зарплата 36 тыс. рублей. Кроме того, каждый работник ежемесячно бесплатно получает 5 кг мяса, 4 кг колбасы. Здесь сохранились общественные фонды потребления, которые широко были развиты в советское время. Желающим выделяют беспроцентный кредит на строительство и приобретение жилья. Комплексный обед в столовой стоит 50 рублей. Свиноводческий комплекс состоит из 88 производственных корпусов, имеются комбикормовый завод и мясокомбинат. Создана разветвленная торговая сеть из 327 магазинов, через которую реализуется 58% готовой продукции совхоза. Достигнута высокая норма рентабельности – 20%. В 2016 году на международной Франкфуртской ярмарке было выставлено 33 вида мясных изделий, где получено 38 золотых, 6 серебряных и 2 бронзовые медали.
К глубочайшему сожалению, о перечисленных и им подобных предприятиях общественность страны почти ничего не знает. В официальных центральных и региональных СМИ вы не найдете ни одной публикации о народных предприятиях. Ведущим телевизионных каналов это совершенно неинтересно. Для них приоритетными являются вечные скандальные случаи, семейные дрязги, любовные интриги. Вот уже почти полгода чуть ли не ежедневно приходится переживать за Виталину и Джигарханяна.
Что удивительно, власти страны упорно игнорируют деятельность народных предприятий. В своем выступлении В.В. Путин в Краснодаре на Всероссийском форуме сельхозпроизводителей 12 марта 2018 г. ни словом не обмолвился о крупных коллективных предприятиях. Но зато одним из трех главных направлений развития АПК в предстоящие годы назвал развитие фермерского хозяйства. Также не удосужился уделить никакого внимания этим эффективным предприятиям и бывший заместитель председателя правительства РФ, «крупный знаток» аграрной экономики А. Дворкович в своем выступлении в г. Ставрополе 13 марта 2018 г. на экономической конференции.
Удивляет и то, что в научных журналах и сборниках редко можно встретить статьи, посвященные коллективным сельхозпредприятиям. То же самое можно сказать о кандидатских и докторских диссертациях. Но зато «аллилуйю» день и ночь поют в честь агрохолдингов и фермеров.
В России по трудно объяснимой причине существует избирательный подход к различным формам собственности и хозяйствования. Выходит, идеологический аспект проблемы преобладает над хозяйственной и экономической целесообразностью, хотя в стране вроде бы отвергается всякая идеология, то есть налицо классовый подход. Кстати, народные предприятия успешно функционируют и в Испании, и в Финляндии, в той же самой любимой нам Америке. В Израиле, хорошо знакомой в России, в социально-экономическую жизнь органично вписались кибуцы, что-то похожее на сельские коммуны СССР 20–30-х годов прошлого века. Но в нашей экономической литературе и СМИ трудно найти статьи и репортажи о них. Нельзя – они пахнут социализмом.
Да, не только народные предприятия пахнут социализмом, есть настоящий социализм и внутри капиталистического государства.
Самое большое и неоспоримое преимущество народных предприятий в условиях российской специфики – это то, что они являются селообразующими (градообразующими) предприятиями со всеми вытекающими отсюда последствиями в пользу трудящихся. Прибыль используется в интересах всего трудового коллектива, направляется на модернизацию производства, идет на развитие всей социальной инфраструктуры (содержание детских садов, клубов, оказание помощи школам и т.д). Они демонстрируют поразительную устойчивость, несмотря на все преграды, выдвигаемые властями и олигархами на их пути (бесконечные проверки, постоянные повышения цен на ГСМ при снижающихся ценах на сельхозпродукцию, грабительские кредиты и т.д.).
По-прежнему упор делается на агрохолдинги, фермерские и личные подсобные хозяйства селян. Агрохолдинги, которые до сих пор не имеют законодательного статуса, занимают особое, привилегированное положение. Принцип работы агрохолдингов очень простой: пришел, вспахал, посеял, убрал, увез урожай в неизвестном направлении. Их штаб-квартиры находятся в больших городах, а реальные хозяева – где-то на Кипре. Главная цель – извлечение максимальной прибыли, при этом они совершенно не интересуются комплексным развитием российского погибшего села. Примеров много. Всем телезрителям уже надоела ежедневная реклама агрохолдинга «Мираторг». Но не все знают, что он из себя представляет. Фирма владеет 594 тыс. га земли. Управляющая компания прописана на Кипре. Ее бенефициарами являются братья Линниковы (кстати, жена нашего премьер-министра тоже Линникова – информация для размышления). Они получают огромную финансовую поддержку от государства, имеют неограниченный доступ к дешевым кредитам, ей даже выделяют погектарную помощь.
Ярым сторонником крупных агрохолдингов был бывший министр сельского хозяйства, а до этого – губернатор Краснодарского края А. Ткачев. Агрокомплекс имени Н.Т. Ткачева владеет более 700 тыс. га плодородной кубанской земли. Ясно, что народные предприятия для таких холдингов являются нежелательными конкурентами. Поэтому А.Н. Ткачев утверждал, что «государственная политика в России направлена на наращивание агрохолдингов».
Не меньшее внимание (больше часто на словах) уделяют фермерским хозяйствам, называя их драйверами АПК и всей экономики страны. Возможно ли осуществлять прорыв в экономике, о котором неустанно говорит высшее руководство страны, на основе мелкотоварного, распыленного мелкоконтурного производства? Имея в виду еще и такое обстоятельство: число фермеров имеет тенденцию не к увеличению, а, наоборот, к снижению. В состоянии ли фермеры осваивать и эффективно использовать современную сложную и дорогостоящую сельскохозяйственную технику, соблюдать необходимые севообороты?
Эта форма хозяйствования – типичный пример самоэксплуатации самого фермера и сверхэксплуатации чужого, наемного труда. Неоправданное восхваление малых форм хозяйствования на селе, в том числе личного подсобного хозяйства, которое ведется селянами большей частью вынужденно, во многом объясняется и классовым подходом. Современной буржуазии так легче удерживать свои позиции. Может ли в такой обстановке выполняться Федеральная целевая программа «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014–2017 годы на период до 2020 года»? Кстати, уже сделан первый прорыв после президентских выборов – резко подскочили цены на бензин, что, безусловно, скажется на рентабельности всех производителей, на жизненном уровне всех нас, трудящихся и пенсионеров. Никто не может внятно объяснить, что и почему. Только премьер страны умоляющим тоном призвал нефтяных магнатов не быть эгоистами!
г. Ставрополь