Соответствующие поправки предполагается внести в Уголовный, Трудовой, Налоговый кодексы РФ и в ряд других юридических документов. Законопроект представляет собой реализацию предложения президента.
Напомню, что президент В.В. Путин в своем обращении к народу попытался смягчить болезненный эффект пенсионной реформы, которая вызвала законное негодование у абсолютного большинства россиян. Он предложил снизить планку нового пенсионного возраста у женщин – с 63 до 60 лет, а также защитить права граждан предпенсионного возраста. Имеются в виду те, кто должен был выйти на пенсию по старому законодательству, но теперь в результате пенсионной реформы будет вынужден работать еще 5 лет до того светлого дня, когда государство разрешит получать свои собственные деньги, отданные в Пенсионный фонд. Иначе говоря, президент «позаботился» о категории россиян, которой предстоит стать главной жертвой пенсионных преобразований (как деликатно именуют реформу официозные СМИ, говорят, по особому негласному распоряжению верховной власти). Их в интернете уже прозвали предпенсионерами и даже предложили разделить все население России на недопредпенсионеров, предпенсионеров, пенсионеров и постпенсионеров (последняя категория тоже важна, поскольку, несмотря на физическое отсутствие, они часто принимают участие в выборах, причем голосуя исключительно за партию власти).
По новому законопроекту работодатель, необоснованно отказавший лицу, которому до пенсии осталось 5 и менее лет, или необоснованно уволивший предпенсионера с работы, рискует быть наказанным штрафом до 200 000 рублей или обязательными работами до 360 часов. Правда, доказывать необоснованность отказа или увольнения предпенсионеру придется в суде, где, очевидно, малообеспеченному простому пожилому гражданину или гражданке трудно будет тягаться с преуспевающим директором завода или фирмы, которых будут защищать адвокаты компании.
Собственно, это не скрывали и авторы законопроекта. Депутат от «Единой России» Андрей Исаев на обсуждении законопроекта успокаивал бизнесменов заверениями в том, что статья эта будет применяться редко и в подавляющем большинстве случаев виновным будет грозить лишь административное наказание, потому что крайне трудно доказать злой умысел работодателя. При переводе с единоросского на новорусский это значило примерно следующее: не дергайтесь, шеф должен был всяким лохам вешать лапшу, чтоб они его уважали и порядок знали, но мы-то понимаем, что он правильных пацанов не обидит.
Однако с этими поправками и законопроектом все обстоит не так-то просто.
2.
Бизнес-сообщество, профсоюзы, представители оппозиционных политических партий и движений уже высказали свои опасения по поводу поправок президента.
Любопытно заявление представителей бизнес-сообщества. Глава Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) Александр Шохин предупредил: «Чрезмерно жесткая ответственность за увольнение граждан предпенсионного возраста приведет к тому, что работу будут терять сотрудники, не достигшие этого возраста… в зоне риска могут оказаться мужчины от 50 лет и женщины от 45 лет» («Накануне.Ру», 14 сентября 2018 года). Очень откровенно, ничего не скажешь…
При этом понятно, что человек, потерявший работу незадолго до наступления предпенсионного возраста, новую легальную работу уже вряд ли найдет. Какому работодателю нужен работник, который, если что, может и в суд подать, обвинив в необоснованном увольнении? Конечно, суд этот бизнесмен или руководитель госпредприятия, скорее всего, выиграет (тут депутат-единоросс не обманывает своих соратников по классу), но есть ведь и репутационные потери, и судебные издержки, да и вообще это рушит дисциплину и производственный процесс… Таким образом, льгота для предпенсионеров оборачивается прямым ущербом для «пред-предпенсионеров» (то есть тех, кому за 50/45). Депутат-коммунист Ю.П. Синельщиков правильно заметил: миллионы людей окажутся в «сером секторе», будут работать на срочных, двух- или трехмесячных договорах либо вообще нелегально и получать зарплату в конвертах. Бизнесмены внакладе не останутся, но пострадают люди, государство недополучит налоги, зато, как говорится, решения Путина будут воплощены в жизнь!
В.В. Жириновский заметил, что и те предпенсионеры, которые проскочат «роковую черту» и останутся работать, тоже подвергнутся дискриминации. Они фактически не смогут уволиться, если их не будут устраивать условия труда. Они окажутся привязанными к своим рабочим местам, ведь получить другую работу им, несмотря на новый закон, будет очень непросто. Всеми правдами и неправдами работодатели будут им отказывать, при этом поясняя, что этот отказ вовсе не является необоснованным и не связан с личными и деловыми качествами кандидата. Надо сказать, что лидер ЛДПР здесь сказал чистую правду, впрочем, это ничуть не помешало фракции поддержать законопроект при голосовании.
Наконец, политолог Борис Кагарлицкий совершено справедливо отметил, что сама формулировка «необоснованное увольнение лиц предпенсионного возраста» вызывает сомнения. В законодательстве РФ уже есть статьи, не позволяющие любого работника, независимо от его возраста, необоснованно уволить или не принять на работу. Если специальным законом запретить необоснованное увольнение предпенсионеров, то получается, что всех остальных можно незаконно увольнять, так, что ли?
Кроме того, введение новой категории «работники предпенсионного возраста» потребует основательной переработки всего Трудового, Налогового кодексов (а не просто введения новых статей), и скорее всего, появления новых должностей и даже отделов Пенсионного фонда, увеличения количества документации, новых финансовых вливаний...
В общем, новый законопроект, вероятнее всего, спровоцирует целый ряд негативных экономических и социальных последствий. Но поскольку он был предложен самим президентом, а его предложения политиками определенного сорта лишь безоговорочно одобряются, он был молниеносно принят Госдумой в первом чтении. Причем за него проголосовала не только фракция «Единая Россия», но и кричащие на каждом углу о своей оппозиционности либерал-демократы, а также во всеуслышание объявлявшие себя противниками пенсионной реформы справедливороссы.
3.
Вместе с тем дело ведь не только в принятии одного законопроекта о запрете необоснованных увольнений предпенсионеров. Президент предложил перечень льгот, которыми он намерен наделить работающих и неработающих лиц предпенсионного возраста. И это не только запрет на увольнение. Это и предоставление двух дней с сохранением зарплаты для прохождения ежегодной диспансеризации. Это и стимулирование создания рабочих мест для предпенсионеров (эксперты полагают, что речь идет об особых квотах для предпенсионеров). Возможно, это и обеспечение предпенсионеров учебной базой при прохождении повышения квалификации (то есть льготы для карьерного роста). Наконец, те предпенсионеры, которых «обоснованно» уволили, будут получать повышенное пособие по безработице (с 1 января 2019 года оно вырастет у них в 2 раза), и срок его получения будет увеличен до 12 месяцев.
Кроме того, предпенсионеры получат все федеральные льготы, которые имеют и пенсионеры. Прежде всего это налоговые льготы. Предпенсионеры будут полностью освобождены от имущественного налога за 1 объект в каждой категории недвижимости (квартира, дом, дача и т.д.), от транспортного налога на 1 легковое авто малой мощности, а также получат вычет по земельному налогу в размере 10 000 рублей. Далее, они получат скидки при оплате услуг ЖКХ и квартплаты, возмещение трат при пользовании домашним телефоном, право на бесплатное и внеочередное подключение при газификации, а возможно, и скидку при оплате услуг капитального ремонта. Далее, нуждающиеся предпенсионеры, не имеющие в собственности никакой жилплощади, получат право на бесплатное жилье. Они получат и пенсионные медицинские льготы, а это, между прочим, бесплатное обеспечение лекарствами по рецептам, бесплатное лечение в санаториях по направлению, бесплатное обслуживание в медучреждениях вне очереди, бесплатное снабжение зубными протезами. Работающие пенсионеры сейчас имеют право на налоговые вычеты, дополнительный отпуск без сохранения зарплаты, бесплатное повышение квалификации. Все это будет распространено и на предпенсионеров.
Итак, В.В. Путин создал новую привилегированную социальную группу, так сказать, новое привилегированное сословие в российском обществе – предпенсионеров. Они будут иметь массу преимуществ перед обычными гражданами. Давайте сравним их положение.
Со второго полугодия 2019 года граждане, согласно пенсионной реформе, станут выходить на пенсию по старости не с 60, а с 60,5 лет. Следовательно, к гражданам предпенсионного возраста будут относиться все, кому в 2019 будет от 55,5 до 60,5 лет. Возьмем гражданина Ивана Ивановича Петрова, которому 1 января 2019 года исполнилось 50 лет, и, следовательно, 1 июля 2019 он стал предпенсионером, и гражданина Ивана Никифоровича Сидорова, которому 1 января того же года исполнилось 49 лет, а значит, предпенсионером он еще не является.
Ивану Ивановичу повезло, он не лишился работы, и теперь уволить его будет крайне затруднительно, так что он даже теперь может позволить себе некоторые послабления в плане дисциплины. Ивану Никифоровичу не повезло, поскольку предпенсионный возраст грядет, его сократили. Но даже если бы Иван Иванович сам ушел с работы, ему бы платили пособие по безработице в размере 11 280 рублей 12 месяцев. Ивану Никифоровичу будут платить пособие в размере 4800 рублей и лишь 6 месяцев. Иван Иванович не платит налог за дом в деревне, за автомобиль «Лада», за лекарства, за санаторий, у него 50% сидка по ЖКХ. Иван Никифорович платит за все в полной мере, хотя всего на год моложе Ивана Ивановича.
Неудивительно, что наши Иван Иванович и Иван Никифорович обязательно, как и в повести Гоголя, поссорятся, только у нас Иван Иванович будет говорить, что Путин, мол, сильный руководитель и о народе заботится, а Иван Никифорович публично выразит свое глубокое сомнение в этом и снабдит это нелестным отзывом об Иване Ивановиче и сами знаете о ком.
Это я к тому, что раздача таких привилегий жертвам пенсионной реформы непременно приведет к еще большему расколу нашего и так не слишком цельного и гармоничного общества. Ситуацию усугубит и понимание того, за чей счет Путин проявляет такую щедрость. Очевидно ведь, что если предпенсионеры будут получать пособие по безработице в два раза дольше всех остальных непенсионеров, а за квартиру и ЖКХ будут платить в два раза меньше, то государство откуда-то эти деньги возьмет, чтоб перечислить их управляющим компаниям и в фонд выдачи пособий. Если кто-то получает льготу, то получает он ее за счет кого-то. Одно повышение размера и срока выплаты пособия по безработице для предпенсионеров будет стоить бюджету 79 миллиардов рублей («Пенсия плюс» // RG.ru 2.09.2018) (напомним, кстати, что весь сыр-бор с пенсионной реформой разгорелся из-за того, что дефицит ПФР в текущем году составил 200 миллиардов рублей, то есть всего лишь в 2,5 раза больше). Откуда же президент возьмет эти 79 миллиардов? Путин в своем телеобращении уже объяснил один раз, что лезть в карманы своих друзей-толстосумов он не считает целесообразным. Следовательно, «доброта» нашего президента в копеечку обойдется не кому иному, как простым гражданам России. Неслучайно сразу после его обращения по поводу пенсионной реформы, в котором так много благ обещано ее главным жертвам – предпенсионерам, было объявлено, что и плата за ЖКХ поднимается, и с 2019 года будет взыматься 4-процентный налог с самозанятых….
4.
Могут сказать, что создание социальных групп, наделяемых льготами и привилегиями, – советская традиция, и Путин здесь, мол, ничего нового не выдумал. Действительно, в Советском Союзе это часто делалось: социальные группы наделялись льготами, чтоб привлечь туда новых членов или просто чтоб обеспечить их деятельность. Например, обычная стипендия в вузах позднего СССР была 40 рублей, но студенты, изъявившие желание учиться на горных, нефтяных, лесных специальностях, получали стипендию на 10 рублей больше – 50 рублей, а те, кто поступил на такие специальности, как радиотехника, электроника, автоматика, – на 15 рублей больше, то есть 55 рублей. Советское государство таким образом поощряло развитие нужных ему специальностей и добивалось, чтоб количество необходимых народному хозяйству специалистов росло.
В условиях Крайнего Севера трудно жить и работать, и, естественно, желающих переезжать в «страну холодов» из теплых и уютных регионов СССР было не слишком много, да и те, кто переезжал, нередко не выдерживали и возвращались. Советское государство приняло решение поощрять северян рублем и ввело с 1967 года «северные» надбавки. Все, кто трудился в условиях Крайнего Севера или в условиях, приравненных к ним, могли рассчитывать на десятипроцентную прибавку к зарплате по истечении 6 месяцев или года работы. За каждый последующий период (от 6 месяцев до 10 лет) добавляли еще по 10%, но так, чтоб прибавка не превышала 100%. Льготы «северян» были предметом легенд у советских граждан; шутили, что дворник в Якутии получает больше, чем секретарь райкома в средней полосе.
Свои льготы имели молодые специалисты, молодые семьи, офицеры армии, работники правоохранительных органов, работники оборонных предприятий, жители «закрытых городов», загранработники и т.д. и т.п. Были и пресловутые льготы партруководителей, о которых так много кричали в годы перестройки, – до смешного скромные, особенно если сравнить их с показной, невообразимой роскошью нынешних власть имущих, и твердо связанные со служебной деятельностью. Секретарь обкома партии пользовался служебным автомобилем, но именно поэтому в любое время суток партруководитель должен был оказаться на месте ЧП, коль скоро таковое случится на вверенной ему территории, – для этого его и ждала всегда в гараже служебная черная «Волга». Причем как только он освобождал свою должность, так и правом пользоваться этой машиной он сразу лишался.
Иногда государство специально – своими указами и постановлениями – создавало такие социальные группы, наделенные льготами, – для решения отдельных масштабных задач. Яркий пример – группа целинников. Как известно, в 1954 году советская молодежь по призыву партии и правительства отправилась осваивать целинные земли. Во многом это был порыв души молодых романтиков-комсомольцев. Однако тем, кто стал участником движения целинников, предоставлялись и существенные материальные преференции – обеспечение бесплатным проездом до места назначения, единовременная материальная помощь (до 1000 рублей на семью и до 200 на каждого отдельного человека), предоставление кредита на жилье, причем 35% кредита оплачивало государство, освобождение от сельхозналога на срок до 5 лет. Свои льготы имели и строители БАМа.
Итак, в СССР было множество социальных групп со льготами, но, как видим, получение льгот предполагало тогда и определенные обязанности, связанные с профессиональной или иной деятельностью.
Исключение составляли такие группы, как инвалиды, пенсионеры по старости, дети, – они наделялись льготами, потому что сами не могли себя обеспечить. Это было исполнением гуманитарного долга Советского государства.
Но привилегированная социальная группа предпенсионеров, созданная по предложению В.В. Путина, с одной стороны, лишена обязанности в обмен на льготы заниматься какой-либо определенной деятельностью. С другой стороны, все официальные СМИ только и делают, что доказывают, что это не беспомощные старики, которые не могут себя обеспечить и поэтому нуждаются в денежных выплатах, напротив, нас уверяют, что это вполне трудоспособные люди, не желающие бросать свою работу. Тогда получается парадокс: за что им такие льготы? Пенсионерам это все положено, потому что выход на пенсию по старости связан с естественной частичной утерей работоспособности. Поэтому пенсионеры и получают денежные выплаты – пенсии. А поскольку выплаты эти у нас не столь велики, ситуацию стараются компенсировать разного рода социальными льготами (понятно, что если бы пенсия составляла не 14 000, а 140 000 рублей, то не было бы надобности, например, в гособеспечении лекарствами).
Однако предпенсионеры, как заверяют нас телевитии, совсем другое дело – они и за станками могут работать, и петь и плясать горазды! Тогда уж одно из двух – либо они так слабы, что нуждаются в льготах, но тогда им и пенсия требуется, или они не нуждаются в пенсии, но тогда им и льготы не нужны…
Конечно, в словесах власти логики нет. А объясняется этот парадокс просто: льготы назначены предпенсионерам для того, чтобы они не протестовали против реформы и поддерживали на выборах президента и так называемую партию власти. С этой же целью пенсионерам повышают пенсию на 1000 рублей каждый год, с тем чтоб к 2024 году довести ее до 20 000 рублей.
Есть старый и циничный политический метод, который древние римляне назвали «разделяй и властвуй». Его применяют, когда вдруг общество сплотится против непопулярного политического режима. Смысл понятен из названия – расколоть единство общества и подчинить себе каждую часть поодиночке.
Так произошло и в нашем случае. Путин и его политтехнологи обнаружили, что пенсионная реформа вызвала резкий протест у абсолютного большинства россиян. В борьбе против нее объединились и молодежь, и пенсионеры, и люди предпенсионного возраста. И тогда президентским политологам пришла в голову «светлая» мысль… подкупить потенциально конфликтогенные социальные группы российского общества. Пенсионерам бросили как подачку повышение пенсий людям предпенсионного возраста – федеральные льготы пенсионеров (которые они и так бы имели, выйдя на пенсию по старым правилам в 60/55), а также «защиту от увольнений» (вполне символическую, как угодливо объяснил работодателям депутат-единоросс Андрей Исаев). Если же люди эту «наживку» сглотнут, то можно будет еще обвинить оппозиционные партии и движения в том, что они-де препятствуют пенсионерам получить свои надбавки, а предпенсионерам – льготы…
Итак, архитекторы реформы раскалывают общество и сеют рознь между разными социальными группами (ведь, как мы уже говорили, льготы одних вводятся за счет других). Они к этому стремятся сознательно – расколотым обществом легче управлять. Вот только они рискуют переборщить с расколом и вместо управляемого хаоса получить хаос неуправляемый…