Снова в памяти встает жестокий кровавый октябрь 1993 года, снова обжигают душу всполохи горящего Дома Советов. Уже пятнадцатый год подряд власти «тактично» обходят правду о тех страшных событиях нашей современной истории, стараются «проскочить» эту дату, не давая осмыслить кровавую явь национальной трагедии русского народа. Переживая трагедию Цхинвала, вспоминая о трагедии Америки 11 сентября властная пропаганда возгласила о пришествии «совсем другого мира», в котором теперь нам предстоит жить, мира, где с легкостью попираются законы дипломатии и гуманизма и стерты границы между злом и добром. Нам объяснили, что все, что произошло 11 сентября и повторилось 8 августа, – хорошо спланированное «ШОУ», рассчитанное на то, чтобы поразить разум, лишить людей способности к какому бы то ни было сопротивлению. Верно, это так. Но только «новая» тактика эта опробована и внедрена значительно раньше. Разве публичный, осуществлявшийся с тупым напором расстрел законной государственной власти в самом сердце России, «сладострастно» транслируемый камерами Си-эн-эн на весь мир, не то же «ШОУ»? Разве «мир» без стыда и совести, с полным равнодушием и жестокостью к человеку-труженику не правит бал в России уже почти 20 лет?
Эта мысль с особой остротой вспыхнула в Бородино, на Третьем всероссийском фестивале духовности и культуры «Бородинская осень», который задуман и последовательно осуществляет свою работу по инициативе Всемирного русского собора, Союза писателей России, Центрального Федерального округа, Торгово-промышленной палаты Можайского района Московской области в заботе о том, чтобы Россия достойно, всенародно и на высочайшем государственном уровне встретила грядущий юбилей ратной русской славы – 200-летие Бородинского сражения.
Наряду с прекрасными художественными выставками и конно-спортивными соревнованиями, показом коллекции «Награды России» и конкурсом бардов стала демонстрация лучших, отобранных в течение года документальных фильмов Всероссийского клуба «Небесный град и земное Отечество» (Организаторы фестиваля – председатель жюри народный артист России М.И.Ножкин – не упустили подчеркнуть, что нынешнее молодое документальное кино в отличие от художественного являет примеры, и многократно, нового талантливого осмысления нашей непростой жизни).
И все же центральным событием фестиваля стала интеллектуальная дискуссия в ходе «круглого стола» «Три поля русской славы».
В эпицентре внимания – осуждение книг «Служба Отечеству» адмирала Александра Шишкова и «Канун Бородина» Вячеслава Хлесткина, посвященных 200-летию Бородинского сражения, выпущенных оргкомитетом к фестивалю.
В ходе обсуждения книги «Канун Бородина», скрупулезного фундаментального научного труда, почти половина которого состоит из справочного материала и исторического комментария, стало очевидным, что за годы, отдаляющие нас от даты судьбоносной для России кровавой и героической сечи, вырос такой «культурный слой» наветов и откровенной лжи о сражении, что пристрастное исследование и осмысление прошлого становится все более насущным. Самое же тревожное в том, что многие современные исследователи идут в своих работах вслед за французской историографией, пренебрегая свидетельствами русских очевидцев и участников сражения, а значит – все глубже в тайны истории погружается правда о народном подвиге. Более того, последние годы ознаменованы и почтенным нашим поклонением наряду с русскими французским памятникам. Эдакий плюрализм. Но не оскорбляет ли он чувство национальной гордости наших предков: герой-освободитель и агрессор-завоеватель – все равно?
Когда мы думаем сегодня, почти двести лет спустя, о том, что было в этих богатырях такого, отчего выстояли, выдержали страшные испытания, не только не сдались, но отдали все во славу Отечества, не жалея живота своего? Невольно задаешься вопросом, откуда силища такая? Что питало ее?
«…Я, слава Богу, здоров, мой друг, – писал М.И.Кутузов жене накануне сражения, – и питаю много надежды. Дух в армии чрезвычайный, хороших генералов весьма много…»
Этим вопросом задавались и чужеземные историки, в частности, Клаузевиц, который широко публиковал свои домыслы. Правда же оставалась там, где черпали силу и волю к победам все выдающиеся русские полководцы – Суворов, Кутузов, Скобелев, Ушаков, Нахимов, Жуков… Она – в душе народной. Свидетельств этому множество, например, участник Бородинского сражения гвардейский офицер И.С.Жиркевич писал: «Кутузов был вообще красноречив, но при солдатах и с офицерами он всегда говорил таким языком, который бы им врезывался в память и ложился бы им прямо в сердце». А без настоящей, не показной, любви к солдату, без чувства глубокого уважения к нему такого языка не найти.
Казалось бы, события двухсотлетней давности, а сколько параллелей с сегодняшним днем. И главное, что беспокоит больше всего – потоки лжи, призванные утопить историческую правду о главнейших событиях современной истории. Почему так получается в России? На этот вопрос в свое время дал ответ прославленный русский генерал М.Д.Скобелев:
«Знаете ли вы, что такое война? – писал он. – Это такое несчастье, такое бедствие, что желать ее – величайший грех, и, напротив, ее надо избегать всевозможными способами. Сохрани меня Бог от войны с кем бы то ни было…». В книге «Канун Бородина» убедительно доказано, как М.И.Кутузов всеми средствами пытался избежать кровопролитного сражения.
Но продолжим мысль генерала Скобелева. «Почему Россия не всегда стоит на высоте своих патриотических обязанностей и своей славянской роли? – задается он вопросом и отвечает: – Это потому, что, как внутри, так и извне ей приходится вести борьбу с чужеземным влиянием. Мы не хозяева в собственном доме.
Да! Чужеземец у нас везде. Рука его проглядывает во всем. Мы игрушки его политики, жертвы его интриг, рабы его силы… Его бесчисленные и роковые влияния до такой степени властвуют над нами и парализуют нас, что, если, как я надеюсь, нам удастся когда-нибудь избавиться от них, то не иначе, как с оружием в руках…Россия – единственная страна в Европе, где достаточно идеализма, чтобы воевать из-за чувства. Ее народ не уклоняется от жертв за веру и братство. Остерегайтесь довести эти чувства до крайних пределов.
История учит нас, что самосознанием, проявлением народной инициативы, поклонением народному прошлому, народной славе, в особенности же усиленным уважением, воскресением в массе народа веры отцов во всей ее чистоте и неприкосновенности – можно воспламенять угасшее народное чувство, вновь создать силу в распадающемся государстве… Запад ошибается насчет нас».
Неужто это все сказано даже не в прошлом, а в позапрошлом веке? Неужто! А вы говорите «новые реалии»…
Современная власть заметила жажду народную к открытому патриотическому чувству, поддержала его на уровне футбола, Олимпиады. Празднование 200-летия Бородинского сражения может стать новой укрепляющей народное глубинное чувство патриотизма вехой.
Но не будем забывать, сколько ярких, важнейших событий славной народной истории пропущено: совсем недавно спустили на провинциальный уровень, не допустили всенародного праздника во славу русского гения М.И.Глинки. И какую борьбу ведем за Н.В.Гоголя! Опасность «заболтать» Бородино существует. Будем бдительны. Как, наверное, никогда нам нужна честная, истинная, правда о прошлом и настоящем нашей Родины.
Правда осмысленная, дающая силу для созидания.
Галина ОРЕХАНОВА.
Бородино – Москва.