Но зато практически каждый день, с ранней весны до поздней осени, а нередко и в погожие дни зимой, собираются свежевыбритые старички с холеными усами, в папахах из каракуля, войлочных шляпах или кепках, вполне современных рубашках или гимнастерках, брюках, заправленных в носки, и разнокалиберной обуви (галоши в «лодочку», кожаные чувяки, легкие сапоги) на скамеечках и судачат о новостях, извлеченных и не извлеченных из телеящика. «Пуп Земли» для них давно уже не Пекин или Дели, не Нью-Йорк или Токио, не Москва или Ленинград, хотя молодыми солдатами и сержантами в Великую Отечественную некоторые из них дошли до Берлина и Праги, пройдя пешком, но с винтовками или автоматами в руках, многие столицы европейских государств. «Пуп Земли» для них сегодня столица своей республики или даже района, потому что поехать дальше у них не хватит ельцинско-путинской пенсии. Ведь они же в чиновниках не служили, чтобы иметь сносные пенсии, а трудились на земле, пока были силы. Новости, не из телевизора, они узнают в основном от тех, кто посещает их «пуп Земли», или редких гостей, приезжающих к ним оттуда в основном летом, когда благоухает природа.
Начинают старички свои беседы с внутриаульских новостей, например, что Хасан женил своего внука на внучке Махмуда. Или о том, будто бы сын Зейтуна стал каким то важным начальником по животноводству в райцентре. Или, что сноха Сулеймана, живущая в столице, ездила к своей троюродной сестре, которая вышла замуж за очень богатого армянина и уехала с ним в Париж. Так, постепенно, старички переходят к международным делам и доходят, естественно, до грузин, абхазов и осетин, волнующих всех. Обсуждая последние события в Ю. Осетии и Абхазии, они приходят к выводу, что грузинам нас не одолеть. Наша страна большая, у нас сильная армия, имеются атомные и водородные бомбы, еще заготовленные Сталиным.
– Но у Америки, которая помогает грузинам, тоже есть такие же бомбы, – возражает кто-то.
– Нет, не такие, – парирует другой, – у нас есть пушки, которые стреляют огненными лучами, прожигающими танки. Как они там называются…
– Лазеры и мазеры, – подсказывает кто-то.
– А у Америки нет, что ли, этих лазаров с мазарами? – не сдается первый.
Все у всех есть, но грузинам нас не одолеть, с чем бы они не были и как бы они не петушились, закрывают военную тему старички и переходят к мирной.
– Интересно, что хочет этот американский пес Саакашвили? Неужели он не понимает, что лучше дружить с нами, как раньше, чем воевать безнадежно?
– Нет, он из молодых и наглых, которые уверены, что ослабевшая после распада СССР Россия не будет вмешиваться в его кровавые дела, не побоявшись Америки и НАТО, которые стоят за спиной Грузии, – говорит Асхад, – не вмешивалась же она, когда они громили Югославию, Афганистан, Ирак?
– Да-а-а, много позволили Ельцин и Путин Америке и НАТО в последние годы, – вздохнул Муса. – При Сталине и даже Косыгине они сидели, поджав хвосты. Помните, когда Южная Корея с Америкой напали на Северную, Сталин и Мао послали туда наших летчиков и китайских добровольцев, и они утерли нос агрессорам. Или помните, когда Израиль напал на Египет и отхватил сразу полуостров, я забыл, как он называется, Косыгин сказал, что если агрессор не прекратит свои военные действия, то он не будет сдерживать наших добровольцев, которые рвутся помочь арабам, и Израиль прекратил сразу же свое победное шествие, несмотря на то, что его поддерживали Америка и Англия.
– Ты думаешь, Асхад, что наш новый президент Медведев не отступится от своего решения под давлением Запада, Путина и, как их там, алигахов? – спросил Мажид.
– Во-первых, олигархов, поправил Мажида Асхад, во-вторых, Запад давил и всегда будет давить на нас – это не в счет, в-третьих, Путин сегодня высказывается похлеще Медведева против Америки, НАТО и Грузии, как будто держал во рту хакут (мука из жаренной кукурузы), когда НАТО двигалась к нашим границам, когда он закрывал наши базы на Кубе и во Вьетнаме, хотя-я-я он где-то что-то и говорил. Но лишь в последнее время.
– Думаешь, Путин грехи замаливает? – поставил прямой вопрос Муса.
– Не знаю, не знаю, – загадочно улыбнулся Асхад, уходя от прямого же ответа. – Может, прозрел. Поживем – увидим.
– Известное дело, – вмешался в разговор Хамид, – у нас принято так: если первое лицо государства говорит что-то, то все его подчиненные и подхалимы вторят ему, а позже, когда он уже не первый, льют грязь на него, особенно если его нет в живых. Посмотрим, что будет через несколько месяцев, когда страсти вокруг Абхазии и Ю. Осетии улягутся, что скажут олигархи, либералы, «демократы» и прочие патриоты Запада, которые напрочь отвергают союз с Белоруссией и якшаются с Америкой. Ведь еще не высказались такие «мудрейшие из мудрых», как Гайдар, Явлинский, Немцов, Хакамада и прочие чубайсы.
– Чубайс пока промолчит, потому что Путин его назначил на самое доходное место по нанотехнологии. Мало он проглотил денег от энергетики, теперь надо еще от науки, – возразил Асхад.
– А что это за нанатехнология, – спросил Мажид, – я слышал о ней, но не знаю, с чем ее едят?
– Это когда из атомов, молекул, ионов изготовляют нужные вещи, – ответил Асхад, – помнишь из школьной физики или химии понятия об этих штучках? – И не дожидаясь ответа, продолжил: – Вот, например, позолоченная ложечка или бокальчик. Они могут быть серебряными, но покрытыми очень тонким слоем золота. Вот это золото покрывают, грубо говоря, по нанотехнологии.
– А-а-а, – протянул Мажид, – вспомнив, что когда-то слышал об атомах и молекулах, ионах – никогда, а главное, вспомнив из этого объяснения позолоченный бокальчик, из которого он в гостях у Мухамеда пил коньяк.
– Ну ладно, Асхад, ты у нас самый грамотей, недаром преподавал физику и химию в школе. Вот ты скажи, что делать в сложившей ситуации трезвым грузинам, – задал вопрос Мажид?
– Трезвые грузины, конечно, сами разберутся, что им делать, я в этом не сомневаюсь. Что же касается меня, точнее, если бы я представлял трезвых грузин, то сделал бы следующее, – начал Асхад. – Первое. Как преступника перед грузинским народом за способствование отторжению от Грузии Абхазии и Южной Осетии, своими фашистскими действиями против их народов, я прежде всего арестовал бы Саакашвили и предал его суду или Военному трибуналу (он ведь Верховный главнокомандующий грузинской армии). Второе. Объяснил бы грузинскому народу, что своими заклинаниями и проклятиями в адрес России, а тем более угрозами американским оружием, мы уже не вернем Абхазию и Ю. Осетию обратно в Грузию, а потому, как бы тяжело не было на душе, придется смириться с случившимся. Смирились же мы с распадом Советского Союза. А это тебе не Абхазия и Осетия! Третье. Памятуя о том, что со своими соседями лучше иметь хорошие отношения, чем плохие, пошел бы на мировую со своим старым другом Россией, установил бы добрососедские отношения с Абхазией и Ю. Осетией и другими соседями.
– Для этого, конечно, нужно время, но лучшего выхода из положения у грузинского народа нет, – решили старички и поспешно разошлись. Некоторые из них опаздывали к обеденному намазу, тем более в святой месяц Рамадан.
Беседы мудрецов перевел на русский язык
Асланбек Шогенов.
Нальчик.