Однако продвинутую российскую общественность сильнее всего впечатлило намерение Минпросвещения ввести в РФ школьную форму. Раздалось множество недовольных голосов: зачем? Все будут одинаковы, а подросткам надо самовыражаться? Будет как в Советском Союзе?
Министр Сергей Кравцов, выступая в Госдуме на «правительственном часе», не углубляясь в объяснения, лаконично констатировал: «Введем школьную форму… пусть каждая школа самостоятельно определит, какой ей быть. Но прежде надо принять закон».
Депутаты не спорили. Даже долиберально настроенных парламентариев дошло, что форма нужна. В последние годы невмоготустало видеть ребятню в разномастных одеждах, не всегда удобных для школы, порой очень дорогих, если подросток из богатой семьи. Престижные шмотки, а не прилежание к учебе, придают «авторитет» далеко не лучшим ученикам.
Их сверстники из семей, где с деньгами туго, чувствуют себя обделенными. Уже в юной ученической среде формируется социальное неравенство. Наряду с ним возникает неприязнь между детьми, нередко озлобленность, зарождаются комплексы, которые бывает трудно преодолевать.
В советской школе была форма. Она дисциплинировала и настраивала на учебу, нравилась подавляющему большинству учеников и их родителям. Поднять свой статус ребята могли отличной учебой, эрудицией, делами и поступками. То было время великих педагогов и целеустремленных школьников. Потому мы победили в 1945м, первыми поднялись в космос, создали ядерный оборонительный щит, лидировали в спорте, в точных науках, в литературе, много читали и очень любили свою Родину – СССР. Наша страна была ведущей в области образования.
Сегодня РФ в рейтинге образованности, который определялся среди стран мира в ходе исследований под эгидой ООН год назад, занимает 33е место, уступая Греции, Сингапуру и Турции. Беларусь – на 30м месте, Армения – на 56м. У России движения вверх пока не наблюдается.
Но самое неприятное то, что за четверть века разрушительных процессов в российской образовательной системе, проходивших под влиянием западных идеологов, соросовских учебников, Болонских стандартов и фурсенковских указаний взращивать потребителей вместо творцов, в РФ выросла молодежь, плохо понимающая, что такое патриотизм. Глядишь, подрастут и побегут к золотому миллиарду, вместо того, чтобы Русский мир защищать.
Тут и появились президентские «Основы государственной политики по вопросам укрепления духовно нравственных ценностей». Ими теперь руководствуется Минпросвещения.
Ведомство, можно сказать, затеяло перестройку во имя воспитания патриотов: создается единое образовательное пространство, обновляются федеральные государственные образовательные стандарты с четкими ориентирами в части духовного, патриотического, личностного развития детей, пишутся новые учебники. На этом, кстати, давно настаивали коммунисты. Но их не желали слышать.
Отныне, по словам министра, в школах будут учить высоким идеалам. Для этого внедряются со ответствующие программы. Дошкольное образование и воспитание будет строиться на национальнокультурных традициях России. «Историческое просвещение должно начинаться с детского сада», подчеркивал президент в день народного единства на встрече с историками, и его тезис стал руководством к действию.
Разработан новый учебный курс для 9х классов «Введение в новейшую историю». Он посвящен переломным событиям XX и начала XXI века, включая Великую Отечественную войну, а также недавние события – специальную военную операцию и принятие в состав России новых регионов.
Вводится курс под названием «Россия – моя история». Включаются элементы начальной военной подготовки в рамках предмета ОБЖ на базовом уровне и для специализированных классов – кадетских, казачьих и других.
А в учебную программу по литературе включена «Молодая гвардия» А. Фадеева.
Несмотря на столь масштабные нововведения и желание срочно воспитать патриотов, самого министра гложут сомнения: получится ли? Если учесть, что «…в основе самой концепции всеобщей истории, да и во многом истории России, по сути, до сих пор доминирует так называемый европоцентричный подход. Пора выправить этот давно возникший перекос…»
Но как перекос выправить, если слова власть имущих расходятся с их делами, если нарушено единство исторической правды, изложенной в учебниках, и реальности? Что сейчас видят школьники, да вся российская общественность? Президент славит им же введенный День народного единства, а сам нарушает это единство, игнорируя годовщину Великой Октябрьской революции.
Включили в школьную программу «Молодую гвардию», а «Как закалялась сталь» – отбросили. А эти великие произведения взаимосвязаны крепчайшими, истинно патриотическими нитями. Недостаточно для патриота прочитать «Молодую гвардию», надо знать и «Как закалялась сталь».
Детям ставят в пример подвиг победителей в Великой Отечественной войне, а 9 мая закрывают фанерами Мавзолей В.И. Ленина, на чьих идеалах воспитывались советские воины, и куда они бросали штандарты поверженного врага?
Кравцов надеется на новое молодежное движение? Так оно ж безымянное и без какого-то понятного смысла. Всем же так хочется сказать: здравствуй, пионерия! Здравствуй, комсомол! Мы приветствуем возрождение наших молодежно патриотических традиций.
Но рыночная власть, растоптавшая Советскую страну и ее великие идеалы, не решается признать пустоту своих потуг в любом деле, за что бы ни бралась.
Такие вот выводы приходят в голову после большого «правительственного часа», посвященного образованию и воспитанию патриотизма в РФ.
Галина ПЛАТОВА
«Правительственный час» в Госдуме