«Якутия» стала четвертым ледоколом серии.
Суда такого высокого ледового класса имеют для России стратегическое значение. Они нужны для изучения и освоения Арктики, для обеспечения безопасного, устойчивого судоходства в данном регионе, для увеличения перевозок по Северному морскому пути. Развитие Севморпути позволит стране полнее раскрыть свой экспортный потенциал и наладить эффективные логистические маршруты, в том числе в Юго-Восточную Азию. Первые два ледокола серии – «Арктика» и «Сибирь» – уже несут службу и на практике подтверждают свою эффективность. Ледокол «Якутия» планируется передать флоту в конце 2024 года.
В Якутии считают судно символом новой России, которая идет вперед, ломая лед угроз и санкций. Именно «Якутия» стал одним из мощнейших атомных ледоколов в мире. Судно заложили в 2020 году – тогда в Якутии этот день стал праздничным.
Длина ледокола «Якутия» – более 170 метров. Масса – почти 17 тысяч тонн. Высота судна от ватерлинии до грот-мачты после завершения всех работ составит 57 метров. Для сравнения: высота памятника «Рабочий и колхозница» в Москве – 58 метров. Скорость ледокола может достигать 40 километров в час, тогда как скорость ледокола «Ленин» не превышала 33,3 километра. Сквозь лед «Якутия» и другие ледокольные суда такого же класса движутся со скоростью 22 километра в час. Благодаря ледоколам объем перевозок на Севморпути в ближайшем будущем должен составить до 200 миллионов тонн. На судах проекта 22220 применяются безотходные технологии, что минимизирует выбросы в атмосферу Арктики и делает их безопасными для окружающей среды.
Атомный ледокольный флот России существует более 60 лет. Первый в мире атомный ледоход был спущен в 1959 году. Им стал знаменитый ледокол «Ленин». До появления судов проекта 22220 самым мощным ледоколом считалась советская «Арктика».