В элитном подмосковном поселке Жуковка задержан депутат Магаданской областной думы, генеральный директор ООО «Стэги» Георгий Шамирян, а также его сообщники: секретарь Вера Трифонова и помощник Юрий Шубин. Их подозревают в крупном мошенничестве.
Хотя по нашим временам ничего такого особенного они и не сделали. Ну, подумаешь, предложил Шамирян некоему бизнесмену, имя которого не называется в интересах следствия, продать пост члена Совета Федерации за 45 миллионов рублей. Кстати, не так уж и дорого, особенно в современных кризисных условиях, когда каждый крутится, как может. И продает, естественно, что может. Бизнес как бизнес – ничем не хуже любого другого.
Впрочем, есть одна закавыка. По имеющимся сведениям, Шамирян как раз и не имел возможности продать пост «сенатора», потому и объявлен мошенником. Иначе все было бы если уж и не по закону, так хотя бы по понятиям.
Оказывается, еще летом он попросил у одного московского банкира 1,5 миллиона долларов на взятки. Он-де, Шамирян, уже без пяти минут магаданский губернатор. Вопрос этот, мол, в Кремле уже решенный, осталось только на лапу дать некоторым местным, магаданским. Ну а став губернатором, Шамирян, естественно, поспособствует банкиру-благодетелю в Совет Федерации попасть. Банкир, видать, не поверил в основательность губернаторских шансов депутата и сообщил о его предложении в милицию.
Тот ли самый это потерпевший, которого пытались развести на 45 млн рублей в Жуковке, или другой, пока непонятно. Как утверждает газета «Коммерсантъ», по делу потерпевшими проходят сразу два крупных бизнесмена. Так что вполне возможно, кто-то из них оказался более доверчивым и был готов расстаться с кругленькой суммой за теплое место.
А что сенаторские и прочие чиновничьи места действительно греют – и еще как! – сомнений нет. Недаром на них в последнее время такой спрос, причем от людей вовсе не бедных (что и естественно: цена-то кусается). Всего три недели назад в Москве был задержан Владимир Баринов, лжегенерал ФСБ, который также специализировался на продаже высоких должностей в госорганах. Он возглавлял общественную организацию «Агентство национальной безопасности», которую выдавал за подразделение ФСБ.
И что характерно: покупатели ему верили, будучи искренне убеждены, что для генерала ФСБ продать государственную должность – раз плюнуть. Так, от одного из своих клиентов он получил 250 тысяч евро за должность в Администрации президента, от другого – 50 тысяч долларов за пост помощника министра Московской области. Кстати, привлечь к ответственности этих клиентов, намеревавшихся нечестным путем завладеть вожделенным высоким статусом, нельзя. Вот если бы они уже получили посты за деньги – были бы преступниками-коррупционерами. А так – никакие не преступники, наоборот, жертвы мошенничества, достойные сочувствия и компенсаций морального и материального ущерба.
Впрочем, Рустам Ферзалиев, помощник и родственник арестованного за торговлю «сенаторским» креслом Шамиряна, убежден: тот также является жертвой большой политики. Якобы еще в 2006 году Шамирян организовал в Магадане акции протеста против массового банкротства местных предприятий, за что его даже исключили из «Единой России». Не очень понятно, оправдывает ли это с точки зрения Ферзалиева торговлю местами в Совете Федерации – да еще и мошенническую. Неясно также, почему для пресечения мошенничества пришлось ждать целых три года.
По официальной же версии, исключили Шамиряна из «партии власти» за то, что на довыборах в облдуму он поддержал не выдвинутого «Единой Россией» кандидата, а собственную жену. Вполне возможно, что именно так и было. В «Единой России» практика семейных подрядов не редкость. Вот только для того, чтобы преуспеть в ней по-крупному (к чему явно стремился наш герой), мало быть рядовым депутатом областной думы.
П. Свиридов.