Сначала это показалось шуткой. Пусть не первоапрельской, потому что до весны еще далеко, а предновогодней. В конце концов, может же крупнейший не только в России, но и в Восточной Европе Сберегательный банк повеселить своих клиентов в конце такого непростого года. Ведь в условиях кризиса так хочется развеяться, посмеяться, хотя бы на время забыть о трудностях.
Ну, согласитесь, не может всерьез столь солидная организация вложить 20 миллиардов рублей в изменения своего логотипа и «переформатирование офисов». Да опять-таки, когда в мире бушует финансовый кризис. Тем более, по словам председателя правления Сбербанка России Германа Грефа, в этом году объем инвестиций значительно сократился, а «соотношение доходов и расходов рекордно низкое – 35%».
На фоне таких неутешительных финансовых отчетов можно было бы только порадоваться, что у Германа Грефа такая богатая фантазия и столь поэтичный язык. Суть необходимых трансформаций (то есть «ребрендинга») Греф объяснил так. Зеленый цвет логотипа и его круглая форма были сохранены, чтобы показать преемственность традиций. Однако оттенок изменился: теперь цвет будет не таким ярким, а «природным» с добавлением солнечных бликов. Ну а полосочки по зеленому кругу проведут немножко под другим углом.
«Мы участвуем в огромном количестве социальных проектов, важных для страны и для бренда в частности, при этом мы понимаем, что идти вперед можно только в гармонии с собой, именно поэтому мы отразили это в природных зеленых цветах и легком солнечном свете», – говорит Греф, будто поэму читает. А слушатели – то есть мы с вами – смеются. Но вдруг неожиданно умолкают. Потому что выясняется: никакая это не шутка, не сказка, не поэма о солнечном свете с элементами фантастики, а самая что ни на есть правда. В Москве банк уже открыл первое отделение, подвергшееся ребрендингу. И офис, стало быть, переформатировали, и фон зеленого кружочка изменили, и полосочки по-другому скосили. Это что же? За солнечные блики на картинке – 20 миллиардов? Да они не иначе как сребрендили, точнее – сбрендили! Бред просто какой-то.
Но бред не бред, а теперь на очереди еще 20 тысяч отделений Сбербанка. Помощнику президента Аркадию Дворковичу новый имидж Сберегательного банка очень нравится: «Чтобы превратить все офисы в такую красоту, потребуется время и ресурсы. Ресурсы зависят от состояния российской экономики. Сбербанк неразрывно связан с предприятиями и людьми. И соответственно, с тем, насколько хорошо они себя чувствуют».
Но в том-то и дело, что плохо себя в условиях кризиса чувствуют и люди, и предприятия: работы нет, денег нет – даже на самое необходимое. Сокращения, увольнения, экономия на всем, на чем только можно и уже нельзя. Предприятия мучаются, потому что банки не желают выдавать «длинные» кредиты под приемлемые проценты. Кризис, мол, объясняют банкиры, неизвестно, что дальше будет. В общем, получается, на поддержание и развитие производства, нормальные пенсии и социальные пособия денег нет как нет, а на полосочки и офисы – сколько угодно.
Так что же это за связь тогда между нашим и их, банковским, самочувствием? Не иначе как обратно пропорциональная. В смысле, чем хуже экономическое положение страны и большинства ее граждан, тем лучше им, живущим за счет прокручивания наших денег.
Прокрутки и распилы средств – дело уже давно и хорошо освоенное. А тут вроде как новый способ делать жизнь узкого круга россиян лучше и веселее появился: можно на совершенно законных основаниях ребрендить миллиарды. Только вот новый ли? По заверению руководства Сбербанка, затраты на создание нового логотипа не превосходят суммы, потраченной банком на рекламные и маркетинговые услуги в прошлом году.
Так что прав Герман Греф: преемственность в деятельности банка, в том числе и по сребренживанию крупных денежных средств – налицо.
Вкладчик.