Последние месяцы прошлого года российские власти проявляли бурную деятельность на поле атомной энергетики. Пошли заявления о намерении строить атомные электростанции в России, начали рьяно бороться за контракты на создание АЭС за рубежом.
В принципе экспорт таких высокотехнологических изделий, как АЭС, – дело весьма полезное. Особенно для загибающейся без заказов российской машиностроительной промышленности. Правда, в неожиданные симпатии российской верхушки к отечественному машиностроению верится с трудом. Пока эта верхушка в основном истребляла наше машиностроение. Но в случае с атомной энергетикой все несколько иначе: вдруг замаячили крупные зарубежные, то есть весьма доходные контракты.
Однако репутация России сильно подорвана историей с долгостроем в Бушире (Иран), где пуск АЭС в эксплуатацию затягивается уже много лет. Там действуют прежде всего политические факторы – давление наших американо-израильских «партнеров», до холодного пота страшащихся появления у Ирана собственной ядерной энергетики. А нас больше интересует техническая сторона дела: способность (или неспособность) России быстро и качественно создавать современные АЭС. Ведь именно по этой причине еще недавно российские атомщики проигрывали все зарубежные тендеры.
В СССР ядерная энергетика развивалась динамично, были построены десятки АЭС. А самое главное, были созданы уникальные мощности для серийного строительства атомных станций. Речь идет о знаменитом Атоммаше. Он был спроектирован для выпуска 8 комплектов реакторного оборудования в год. Строительство Атоммаша началось в 1975 году, в 1981 году он стал выпускать реакторное оборудование, а к концу 1989 года вышел на уровень производства 4 комплектов в год. Производственные площади Атоммаша составляли 6 миллионов квадратных метров при высоте цехов от 30 до 50 метров. Они были оснащены уникальным оборудованием, большей частью импортным.
Этот гигант атомной индустрии обладал практически неограниченными возможностями. Атоммаш мог создавать изделия с толщиной стенок от 1 мм до 400 мм, диаметром до 22 метров, длиной до 80 метров, весом до 1000 тонн. На предприятии были внедрены разработки мирового уровня: электронно-лучевая сварка, сварка крупногабаритных изделий с толщиной стенок до 600 мм. Атоммаш имел самое передовое в мире оборудование для термообработки и всех видов неразрушающего контроля, лаборатории для самых сложных испытаний материалов, испытательные стенды для готовых изделий. Качество его оборудования было подтверждено международным сертификатом АSМЕ.
Атоммаш мог производить более 1000 изделий. Даже их простой перечень поражает. Это оборудование для тепло-, гидро– и ветроэлектростанций, металлургических, горных, нефтегазодобывающих и перерабатывающих комплексов. Это создание «под ключ» мини-заводов по нефтепереработке с производительностью от 50 до 500 тысяч тонн в год; оборудование для морских и речных грузовых и нефтеналивных портов.
Это оборудование для ракетно-космических комплексов и опреснительных установок; контейнеры для транспортировки и захоронения ядерных отходов; цистерны для перевозки жидкого газа и так далее. На Атоммаше было освоено производство биоэнергетических установок по переработке отходов животноводства с выработкой высокоэффективных, экологически чистых удобрений и газа метана, на основе которого в автономном режиме вырабатывается электроэнергия и тепло.
В каком состоянии это уникальное предприятие сейчас? В самом плачевном! Атоммаш, способный производить не только оборудование для АЭС, но и длинную линейку других суперсовременных изделий, практически разгромлен. Это случилось, когда предприятием овладели «эффективные собственники». После чековых аукционов в государственной собственности осталось 30% акций и одна «золотая акция» АООТ «Атоммаш». Еще 30% акций было передано работникам предприятия. Однако ни государство, ни трудящиеся-акционеры ничего от своей «собственности» не получили. Зато славный урожай сняли на приватизационной ниве госчиновники и пригретые ими «партнеры»-«предприниматели». Полезно (хотя и крайне неприятно) посмотреть на механизм превращения уникального по всем мировым меркам предприятия в «дойную корову» для чиновничества.
Все началось в 1994 году, когда кредиты, выделявшиеся под низкие проценты из бюджета для поддержки Атоммаша, умышленно направлялись в коммерческие структуры. Затем эти же средства предоставлялись Атоммашу в виде коммерческих кредитов, но уже под очень высокие проценты. Замораживание атомной энергетики в России в те годы вынудило завод организовать выпуск другой продукции и для этого брать денежные кредиты под навязанные 216% годовых.
Вот так, с участием «заинтересованных» банков, организаторы «ядерной» аферы добились быстрого роста задолженности Атоммаша перед кредиторами-посредниками. Завод вогнали в преднамеренное банкротство. Сумма задолженности составляла лишь малую часть балансовой стоимости активов Атоммаша, но она послужила предлогом для агентства Федерального управления по делам о несостоятельности (банкротстве) (ФУДН) в Ростовской области), чтобы инициировать его банкротство. Хотя сама балансовая стоимость Атоммаша была в десятки раз меньше его рыночной цены.
Все это происходило при полном согласии ведомств, под чьим контролем находился Атоммаш. Речь идет прежде всего о Госкомимуществе России и его партнере – Энергомашкорпорации (АООТ «ЭМК»). При участии чиновников права на истребование задолженности АООТ «Атоммаш» по явно аферным кредитам перешли к АООТ «ЭМК». Добивать Атоммаш поручили арбитражным управляющим, коим чиновники из Госкомимущества России, ФУДН и администрации Ростовской области обеспечили надежное прикрытие.
Государственный пакет из 30% акций и одной «золотой акции» Атоммаша использовался в интересах конкретных лиц, деятельность которых грубо противоречила интересам государства, «Атоммаша» и многих тысяч его акционеров. Арбитражные управляющие многократно занизили цену «Атоммаш», это позволило им распродавать активы «своим людям» за бесценок.
Как следует из отчета Счетной палаты РФ, банкротство Атоммаша осуществлялось фактически в интересах созданного на его площадях ОАО «ЭМК-Атоммаш», к которому и перешли производственные фонды и имущество Атоммаша. Сам завод был формально ликвидирован 25 ноября 1999 г.
В операции банкротства Атоммаша были умышленно доведены до запредельно низких цен не только его активы. Его цеха и технологическое оборудование были переданы в аренду различным «товариществам с ограниченной ответственностью» (ТОО) на заведомо убыточных для Атоммаша условиях. По многократно заниженным ценам в ТОО передавали стратегическое сырье, материалы и комплектующие изделия. Продукция, произведенная этими ТОО на площадях Атоммаша, продавалась с ущербом для самого завода. Убытки ТОО перекладывались на Атоммаш. И это неудивительно, ибо собственниками этих ТОО были руководители Атоммаша.
Отчуждались и обширные территории Атоммаша, включая сельскохозяйственные предприятия с их землями. Сумма убытков, умышленно нанесенных Атоммашу, значительно превысила сумму долгов Атоммаша перед его мнимыми кредиторами. Поэтому в действительности именно их надо считать должниками АООТ «Атоммаш», а не наоборот.
Незаконно создав на его активах ОАО «ЭМК-Атоммаш», участники этой операции надеялись с выгодой для себя перепродать предприятие зарубежным партнерам или получать доходы от хозяйственной деятельности. Но ни того ни другого им не удалось. Неумение работать на мировых рынках и отсутствие выгодных заказов в России вогнало ОАО «ЭМК-Атоммаш» в кризис.
Взятые кредиты на сумму свыше 30 млрд рублей тоже не помогли. К тому же деньги ушли неизвестно на что и куда. Опасаясь уголовной ответственности, организаторы аферы решили обанкротить теперь уже всю группу «Энергомаш» (преемника ОАО «ЭМК») и «выйти сухими из воды», повторно передав активы Атоммаша новым приобретателям в лице кредиторов «Энергомаша». И тем самым спрятать в воду концы умышленного банкротства АООТ «Атоммаш».
Кстати, по данным газеты интернет-агенства «Лента.ру», владельцем ОАО «Энергомаш» (преемника ОАО «Энергомашкорпорация») является… британская компания Energomash UK Ltd со штаб-квартирой в Лондоне. Так кому же принадлежит гигант атомной промышленности? России? Или Великобритании?
В очередной операции с активами Атоммаша участвуют крупные госчиновники и их посреднические структуры. Замысел в том, чтобы после банкротства группы Энергомаш перепродать активы ООО «Энергомаш-Атоммаш» (правопреемника ОАО «ЭМК-Атоммаш») и других предприятий государству за огромные деньги с большой выгодой для заинтересованных лиц.
Семь лет назад Счетная палата РФ провела проверку законности банкротства АООТ «Атоммаш» и вынесла Постановление от 22.02.2002, в котором указывалось, что действия организаторов банкротства Атоммаша нанесли огромный материальный ущерб государству, Атоммашу и его акционерам (более подробная информация – на сайте www.yaconto.ru). Однако вопрос об уголовном расследовании был провален, так же как была провалена «заинтересованными лицами» и попытка обсудить в Государственной думе отчет Счетной палаты о противозаконности «чубайсовской» приватизации российской промышленности в целом.
Власти России и подконтрольные им СМИ замалчивают информацию об умышленном банкротстве Атоммаша. Это и понятно, ибо это один из наиболее ярких примеров грабительской приватизации. Одновременно это и подтверждение вопиющего безразличия правящей группировки к судьбе российской промышленности. Ведь ее развитие зависит от наличия энергетических мощностей, а они на пределе. Катастрофа на Саяно-Шушенской ГЭС это трагически подтвердила, ибо нехватку электроэнергии накануне зимы пришлось заполнять авральным возвращением в эксплуатацию ветхих и прожорливых тепловых электростанций.
Амбициозные замыслы верхушки России по развитию атомной энергетики с выходом на зарубежные рынки – это пустое сотрясение воздуха, если не будет возрождено отечественное атомное машиностроение. Атоммаш после доукомплектации оборудованием и возврата работников завод сможет начать опять работать в интересах России. Но для этого необходимо предотвратить сделку по продаже государству находящегося у ООО «Энергомаш-Атоммаш» бывшего имущественного комплекса АООТ «Атоммаш» по рыночной цене через подставного посредника при участии должностных лиц.
Начинать нужно с самого начала: чтобы Следственный комитет при Генпрокуратуре России провел расследование дела о банкротстве Атоммаша и направил в Высший арбитражный суд России протест для отмены решения Арбитражного суда Ростовской области о признании АООТ «Атоммаш» банкротом (с возвратом государству его 30% акций).
Необходимо возбудить уголовные дела в отношении лиц, виновных в разгроме Атоммаша, и взыскать с них ущерб, нанесенный государству, Атоммашу и его акционерам. Это лишь первые шаги на пути восстановления способности страны выпускать оборудование для атомной энергетики. Атомное машиностроение России еще можно возродить. Но для этого нужны не громкие декларации, а совершенно конкретные действия руководства страны.
В отчете Счетной палаты говорится: «Долгосрочная стратегия развития топливно-энергетического комплекса, 80% энергетических ресурсов которого будут составлять невосполняемые запасы нефти и газа, в перспективе несет реальную угрозу энергетической безопасности России».
Нашей стране нужна атомная энергетика. Россия должна вернуть себе Атоммаш.
Валентин Абрамцев,
кандидат технических наук.