Написать эти строки для «Советской России» побудило меня сообщение в «Литературной газете». Сообщение, с одной стороны, очень радостное, а с другой – огорчительное и тревожное. Как это может сочетаться? Сейчас поясню.
Я давно знал, что замечательный и на сегодня старейший наш кинорежиссер Георгий Натансон снимает фильм о Татьяне Дорониной. Сам Георгий Григорьевич мне об этом и рассказал – кстати, на встречах, происходивших обычно в театре, которым руководит великая русская актриса.
Ее творческая дружба с режиссером Натансоном имеет многолетнюю историю. Достаточно сказать, что именно он первым снял Доронину в кино, в знаменитом и до сих пор любимом зрителями фильме «Старшая сестра». Позднее, вспоминая свой кинодебют, сразу принесший ей всенародную славу, Татьяна Васильевна напишет в «Дневнике актрисы»: «Если бы не режиссер Натансон, не видать бы мне большого экрана и такой нежной зрительской любви».
Она по сути характера своего – благодарный человек. Добро не забывает. Но и Георгий Григорьевич, насколько я сумел понять в нашем общении, – такой же. Благодарность, душевная верность есть и в его характере. Кроме того, он всегда понимал, актрису какого масштаба посчастливилось ему открыть для кино.
После «Старшей сестры» Натансон снимет Татьяну Доронину в очередной своей картине – «Еще раз про любовь», и успех будет еще более громкий. Однако потом возникло чувство: как жаль, что мало ее снимал! Да и вообще, не только он – в целом отечественное кино оказалось как бы в долгу перед выдающейся, уникальной актрисой.
А ее работы в театре? Великие работы, о каждой из которых можно писать книгу. Но многим ли удалось видеть их в Ленинградском БДТ, в Московском театре имени Маяковского, во МХАТе? Увы, театральный зал, даже самый большой, ограничен по вместимости, а спектакль, даже самый талантливый – будь то «Идиот» или «Варвары» у Товстоногова, «Да здравствует королева, виват!» у Андрея Гончарова, «Дульсинея Тобосская» у Олега Ефремова, – рано или поздно сходит со сцены, не оставляя зачастую никакого материального следа.
Вот все это вместе, то есть любовь к необыкновенной актрисе, осознание ее уникальности и неповторимости, а также горячее желание разыскать, может быть, сохранившиеся на пленке фрагменты доронинских театральных ролей и представить широкому зрителю, все это и продиктовало Натансону: надо обязательно сделать о Дорониной большой документальный фильм!
Работа шла трудно, о чем не раз он мне говорил. Трудно, например, было найти в архивах ленты хоть с небольшими кусочками сценических работ Татьяны Васильевны, относящихся к разным годам ее деятельности. Нелегко преодолевались финансовые проблемы, да и множество других. Но отступать Георгий Натансон не привык, а тут ведь и тема была для него особенная, которую не мог он бросить просто так.
И вот из сообщения «Литературной газеты» узнаю: фильм готов! Мало того, состоялось уже четыре публичных показа его – в Доме ветеранов кино и на философском факультете МГУ, в Красногорском архиве кинофотодокументов и в Московском доме кино. А на 25 января (Татьянин день!) назначена большая премьера. Она должна состояться в знаменитом и некогда очень популярном московском кинотеатре «Художественный» на Арбатской площади – кинотеатре, в который зрители, по-моему, и сегодня дорогу не позабыли.
Так чего же огорчаться и тревожиться? – спросите вы. Складывается-то все как будто наилучшим образом.
О нет! «Вот только всех желающих, – справедливо оговорилась автор заметки в «Литературной газете», – он (то есть кинотеатр «Художественный») вместить наверняка не сможет». Конечно, это так. И, если учесть нынешнее состояние кинопроката, нет абсолютно никакой надежды, что после большой премьеры, пусть будет она даже сверхтриумфальной, начнется, как это бывало в советское время, триумфальное шествие новой ленты по экранам столицы, по градам и весям страны.
На что же надеяться? Есть телевидение! Для него не существует проблемы ограниченности зрительного зала и трудности преодоления расстояний. Оно способно десятки миллионов, вплоть до самых отдаленных уголков страны, одновременно сделать зрителями чего угодно. А в данном случае, я уверен, ЭТО угодно действительно десяткам миллионов людей в нашей стране, которые искренне и горячо любят актрису Татьяну Доронину и хотят видеть фильм о ней.
Но вот оно, огорчение. Вот она, тревога, заставившая меня взяться за перо. Думаю, и каждый читатель будет поражен фразой из заметки «Литературной газеты», которая звучит буквально следующим образом:
«На великодушие руководства многочисленных телеканалов рассчитывать, похоже, не приходится».
Это как же так? Это почему? И какое такое особое «великодушие» требуется от руководства телеканалов, чтобы дать возможность зрителям увидеть фильм о Татьяне Дорониной?
Потрясающе! Ставлю на место ее фамилии некоторые другие, обладатели которых каждодневно прямо-таки не слазят с телеэкранов, хотя по силе и уровню таланта им до нее, Дорониной, очень далеко. В чем же дело? В том, что она – Доронина?
Недавно читаю в той же «Литературной газете» правомерно язвительную заметку, где о телевидении сказано: «В «Апокрифе» Ерофеев и гости рассуждают о русских нобелевских лауреатах – Бунине, Пастернаке, Солженицыне, вскользь касаются Шолохова». А почему о Шолохове – вскользь? Потому что он – Шолохов, и здесь тоже на особое телевизионное «великодушие» не приходится рассчитывать?
Не хочу смиряться со столь обреченным тоном по отношению к безобразной политике нынешних теледельцов. От них требуются (да, именно требуются!) не какие-то чудеса великодушия, а всего-навсего нормальное понимание того, кто есть кто в отечественной культуре, и предоставление законного, заслуженного, достойного места в телеэфире действительно лучшим ее представителям.
Так что, дорогие читатели «Советской России», давайте твердо выдвинем перед руководителями ведущих телеканалов страны наше сугубо конкретное в данном случае требование: фильм Георгия Натансона о народной артистке СССР Татьяне Дорониной «Да здравствует королева, виват!» непременно должен быть показан по телевидению. В лучшее время. Желательно – 25 января сего года, в день именин великой актрисы.
Виктор КОЖЕМЯКО.