В последнее время на страницах СМИ определенной ориентации муссируется тема «китайской угрозы». А запущена она была еще раньше. В 2001 году в «Независимом военном обозрении» («НВО» №36, 28.09–4.10.2001 г.) была опубликована большая статья директора Института политического и военного анализа А.Шаравина «Третья угроза» с подзаголовком «Военное строительство России ведется без учета опасности, исходящей с Востока». Не отрицая наличия двух других угроз, включая НАТО, автор настаивал на том, что «главной, а может быть, и единственной угрозой для РФ является китайская», и недоумевал, как «совершенно реальная военная угроза, исходящая из Китая, не просто игнорируется. Она напрочь отрицается руководством и едва ли не всеми политическими силами РФ».
А в интервью «Литературной газете» («ЛГ» №26, 29.06–05.07.2005 г.) он уже стал говорить о двух угрозах для России – исламской и китайской и утверждал, что «все разговоры об угрозе со стороны НАТО и США – миф».
К разработке этой же темы активно подключился другой ведущий сотрудник этого института – А.Храмчихин. В интервью обозревателю «Литературной газеты» («ЛГ» №18–19, 08–14.05.2002 г.) он заявил: «Китай – наш главный стратегический противник. Он представляет для нас главную угрозу, причем и ядерную, и обычную. Поэтому вступление в НАТО позволило бы нам решить не только проблему Америки, но и, самое главное, проблему Китая». И легким движением пера сей «аналитик» перенес границы НАТО с реки Буг на реку Амур. С тех пор А.Храмчихин опубликовал целую серию антикитайских статей в «Независимом военном обозрении» и в газете «Военно-промышленный курьер». Нетрудно себе представить всю их провокационность по одним лишь их вызывающим названиям: «Оккупация России Китаем неизбежна», «Пекинский тигр изготовился к прыжку», «Америка и Китай будут править миром». Разбирать подробно содержание его статей нет большого смысла. Аргументация его сводится к избитым спекуляциям о том, что Китай-де перенаселен, ощущает острую нехватку ресурсов из-за бурно развивающейся экономики, и это, мол, подталкивает его на путь внешней экспансии. Отсюда-де и небывалый рост военных расходов. А поскольку Китаю якобы никто не угрожает и ему нет нужды от кого-либо обороняться, то, по мнению лжеаналитика, Китай лихорадочно вооружается для будущей широкомасштабной агрессии против России, и все, что он предпринимает в военной области (строительство вооруженных сил, модернизация вооружений, военные учения), осуществляется именно в ее целях.
Определенно можно сказать, что все эти публикации носят явно заказной характер. И они не ограничиваются указанными лицами. Антикитайски настроенные агенты проамериканского влияния обосновались и в Московском центре Карнеги. Судя по всему, в стране действуют силы, которые по чужой наводке стремятся вызвать осложнения в российско-китайских отношениях, спекулируя в том числе и на проблеме китайской трудовой иммиграции на Дальнем Востоке. Это, конечно, прежде всего либеральная «пятая колонна». Из ее стана раздаются настойчивые призывы к вступлению России в НАТО, к заключению военно-политического союза с США, который неизбежно примет антикитайскую направленность. Очевидно, что вся эта разрастающаяся кампания льет воду на мельницу США, отвечает их стратегическим и геополитическим планам. Понятно, что неуклонный рост экономического и военного могущества Китая пугает США. Объективно он становится их главным конкурентом и соперником. Поэтому они прилагают и наращивают постоянные усилия, в том числе и скрытые, по сдерживанию и возможному срыву этого роста, по ограничению влияния, экономического и военного присутствия Китая в других регионах мира, по сохранению старых и созданию новых очагов напряженности по всему периметру его морских и сухопутных границ (интенсивно вооружаемый американцами Тайвань, сильная американская группировка в Южной Корее, разветвленная сеть военно-морских и военно-воздушных баз США на Японских островах и в Австралии, развертывание в Азиатско-Тихоокеанском регионе дополнительно нового крупного авианосного соединения, постоянно наращиваемая натовская группировка в Афганистане), по разжиганию и поддержке сепаратизма на Тайване, в Тибете и Синьцзян-Уйгурском автономном районе Китая по его изоляции и созданию вокруг него пояса враждебно настроенных государств.
В планах стратегического окружения Китая США придают большое значение союзнику по альянсу Японии и ее крепнущим силам так называемой самообороны. В этих же целях пытаются сорвать нормализацию отношений между Индией и Китаем, играя на их территориальном споре, расширяя с Индией военные связи и увеличивая поставки ей современного вооружения.
США не оставляют своих замыслов перетянуть на свою сторону Монголию, превратить ее в мощный антикитайский плацдарм. В свое противоборство с Китаем они намерены постепенно подключить и Россию, как, например, это уже имеет место в Афганистане, а при случае и столкнуть ее в вооруженном конфликте с ним.
Как видим, проамериканская «пятая колонна» в России активно этому содействует. Но подобные действия явно идут вразрез с провозглашенным российской властью курсом на развитие нормальных отношений с Китаем, ставят под сомнение действующий российско-китайский Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве. Как заявил премьер В.Путин, «Китай для нас в полном смысле слова стратегический партнер». А по мнению начальника Генерального штаба ВС РФ Н.Макарова, «с КНР у нас проводится очень взвешенная, продуманная политика. Положительную роль играет Шанхайская организация сотрудничества, от позиции которой во многом зависит обстановка в Азиатско-Тихоокеанском регионе». («ВПК» №23, 17–23.06.2009 г.). В свете этих заявлений трудно понять, почему российская власть никак не реагирует на антикитайские провокационные измышления СМИ. Едва ли они могут быть объяснены свободой слова (а по сути – свободой инсинуаций), поскольку речь идет об очень серьезных вещах.
У нас с Китаем огромная протяженность границы. Нормальные отношения с могущественным соседом для России крайне важны. И если мы действительно настроены на добрососедство, взаимодействие в рамках ШОС, стратегическое партнерство, то подобные подстрекательские выпады в печати против Китая недопустимы.
Когда в недавнем телеинтервью председателя Комитета Госдумы по международным делам К.Косачёва спросили о состоянии российско-китайских отношений, он отметил их положительную динамику, но вместе с тем признал наличие вполне, по его словам, объяснимых опасений и добавил, что для того, чтобы их снять, нам самим надо плотнее и энергичнее заниматься развитием Дальнего Востока. О разворачиваемой в СМИ антикитайской кампании он не сказал ни слова.
В бытность свою министром иностранных дел Е.Примаков высказывался в поддержку известной точки зрения о том, что XXI век будет веком Китая, Индии и России, отмечал «тяготение трех стран – России, Китая и Индии – к координации действий при защите своих интересов» (Е.Примаков «Восемь месяцев плюс…», стр. 239), выступал за создание большого треугольника в их составе. Это весьма кстати созвучно известному высказыванию В.И.Ленина о том, что многое в ходе мировой истории будет определяться тем, по какому пути развития пойдут эти страны.
Сегодня этот треугольник перерастает в другую, большую геометрическую фигуру под названием БРИК. Эта четверка может стать мощным противовесом гегемонистским и глобалистским устремлениям США. Так что добрососедскими отношениями с Китаем надо по-настоящему дорожить и оберегать их от всевозможных попыток подорвать и даже довести до конфронтации. Такие попытки власть должна пресекать на корню, если она действительно намерена выстраивать с Китаем отношения подлинного стратегического партнерства. И то, что она фактически закрывает на это глаза, не может не настораживать.
Что же касается самого Китая, то у него нет никакой необходимости вставать на путь рискованных внешних авантюр. Все свои проблемы развития он в состоянии разрешать мирным социалистическим путем, а также посредством взаимовыгодной кооперации с другими странами, включая Россию. Это империалистическим капстранам свойственно разрешать свои постоянные хронические финансово-экономические кризисы путем развязывания различного рода вооруженных конфликтов и войн. Югославия, Ирак, Афганистан, угрозы в адрес Ирана, КНДР и других стран – наглядные тому примеры.
Ну а если кто-то осмелится сорвать мирную созидательную поступь народного Китая, то встретит сокрушительный отпор. Именно для этого Китай укрепляет свою обороноспособность и создает мощные современные вооруженные силы.
А.АНУЧКИН–ТИМОФЕЕВ.