Кровавым побоищем обернулся рок-фестиваль «Торнадо» в обычно тихом и по местным меркам отнюдь не криминогенном городе Миасс Челябинской области. 29 августа вечером, когда выступления музыкантов уже завершались, на территорию, где проходил концерт, ворвалось несколько десятков молодчиков. По свидетельствам очевидцев, они организованно прибыли на автомобилях, среди которых было много дорогих иномарок. Сняв футболки и рубахи и вооружившись битами, арматурой и монтировками, они направились к главной сцене, избивая всех на своем пути. По некоторым данным, звучали выстрелы – судя по всему, из травматического оружия. Ни милиция, ни охранники практически не пытались защитить участников концерта от избиений. А у милиционера, который попытался пресечь действия погромщиков, они просто отобрали резиновую дубинку.
Через 10–15 минут погромщики столь же организованно начали покидать место избиения. Они выкидывали арматуру в кусты, садились на машины – и беспрепятственно уезжали. ОМОН и спецназ прибыли лишь спустя полчаса. После прочесывания леса удалось задержать 15 человек, подозреваемых в причастности к избиениям. Всего же хулиганов, устроивших драку, было, по разным данным, от 50 до 100 человек.
17 человек, получивших в результате избиения травмы, обратились за помощью к медикам. Двое из них госпитализированы. А всего пострадавших около сотни. В правоохранительных органах опровергают появившуюся сразу после ЧП информацию о погибших.
И участники рок-фестиваля, и просто горожане пребывают в состоянии шока. Кому и зачем понадобилось превращать праздник в кровавую драму? Поначалу предполагали, что драку организовали бритоголовые: скины-фашисты. О скинхедах говорит и глава Миасса Игорь Войнов. Кто-то вроде бы даже разглядел на голом плече одного из погромщиков вытатуированную свастику. Но рок-фестиваль «Торнадо» не имел никакой музыкально-политической подоплеки. Известно, что представили разных молодежных движений, в том числе так называемых «фашистов» или «антифа» часто предпочитают определенного рода музыку и рок-группы. А потому концерты подобного рода групп неоднократно перерастали в драки. Но, повторимся, на миасском фестивале ничего подобного не было, били же всех подряд. К тому же для доморощенных скинхедов погромщиков было неправдоподобно много, и действовали они слишком организованно, более напоминая наемников.
Но кто же мог быть «заказчиком» случившегося? Первый вице-губернатор Челябинской области Олег Грачёв назвал причиной бытовой конфликт: «Молодые парень и девушка зашли в кафе со своим пивом и стали его распивать. Хозяин заведения – армянин по национальности – потребовал не употреблять чужие напитки в его заведении, а покупать только его». По словам Грачёва, произошла ссора, после которой хозяин кафе «сколотил» несколько боевых бригад в количестве до 80 человек. В отношении хозяина кафе возбуждено уголовное дело, он задержан. Однако более чем сомнительно, что молодые погромщики, по крайней мере внешне весьма напоминавшие скинхедов, оказались «армией» местного армянина. К тому же действовали они явно не спонтанно.
Другой причиной случившегося может быть конфликт между организаторами двух рок-фестивалей. До прошлого года под Миассом проходил фестиваль «Уральский рубеж». Однако в этом году он раскололся на два: собственно, «Уральский рубеж», состоявшийся ранее, и «Торнадо». Вот, мол, «рубежевцы» и решили отомстить «торнадовцам», чтобы неповадно было переманивать музыкальные группы и зрителей. Хотя после такой кровавой мести прекратить свое существование могут оба фестиваля.
Как сообщает источник в правоохранительных органах, сейчас основной версией ЧП якобы является политическая. Дело в том, что оба фестиваля организовали кандидаты в Законодательное собрание Челябинской области, выборы в которое состоятся 10 октября. Потому, мол, побоище явилось следствием политической конкуренции.
Организатор «Уральского рубежа» – генеральный директор Миасского машиностроительного завода Олег Биушкин. Он – кандидат от «Единой России», в минувшем июле выигравший внутрипартийные праймариз по одномандатному округу. Организатором злосчастного «Торнадо» является генеральный директор ЗАО «Трест «Уралавтострой» Валихан Тургумбаев. В выборах он намеревается участвовать как самовыдвиженец. Своего рода антипиар в связи с дракой на фестивале уже начался. «Следует отметить, что неделей ранее в Миассе прошел еще один рок-фестиваль, «Уральский рубеж», который проводился в горнолыжном центре «Солнечная долина» под эгидой «Единой России» и главы Миасского округа. Фестиваль прошел организованно, без происшествий», говорится в комментарии рубрики «Официально» на миасском новостном сайте.
В нынешних условиях, когда предвыборные кампании зачастую выходят далеко за рамки закона, сопровождаются черным пиаром, дискредитирующим оппонента, а то и насилием, такая версия не кажется фантастической. А уж организованные банды то ли футбольных фанатов, то ли бритоголовых для расправ с оппонентами использовались неоднократно. Достаточно вспомнить два нападения на московский горком КПРФ или – совсем недавнее – на защитников Химкинского леса. Отметим, что всегда пострадавшей стороной в таких ЧП оказывались противники власти, хотя представители власти всячески открещивались от причастности к инцидентам.
Однако на сей раз (если, конечно, политическая версия имеет под собой основания) пострадавшими оказались люди весьма далекие от политики: многие из которых, возможно, и на выборы-то не собирались. Они стали своего рода заложниками бытующих политических нравов.
В этой связи особого внимания заслуживают действия – а точнее сказать, полное бездействие – представителей правоохранительных органов. Некоторые оправдывают их крайней малочисленностью: мол, что могли сделать 20 милиционеров против ста вооруженных молодчиков. Но и это весьма странное оправдание. Месяц назад, когда 5 –7 молодых людей решили провести в Челябинске «акцию 31», охраняли общественный порядок от политических «несогласных» несколько десятков хорошо экипированных милиционеров. В таких случаях правоохранительные органы проявляют неумеренную рьяность. А три тысячи участников рок-фестиваля – мероприятия и без всякой политики и провокаций чреватого конфликтами, остались фактически без охраны.
Екатерина ПОЛЬГУЕВА.