Черный антилукашенковский сериал на НТВ получил продолжение – причем трагическое, поскольку речь идет о реальном событии. 3 сентября вечером на собственной даче был обнаружен повешенным основатель и главный редактор известного белорусского оппозиционного сайта «Хартия’97» Олег Бебенин.
По официальным данным, причина смерти журналиста – самоубийство. Согласно судебно-медицинскому заключению, на теле Бебенина никаких телесных повреждений, кроме следа от веревки на шее, не обнаружено. «По словам соседей, накануне и в день трагедии, кроме самого Бебенина, они не видели никаких посторонних лиц на даче. Кроме того, не найдено никакой предсмертной записки», – заявил начальник отделения информации и общественных связей УВД Миноблисполкома Александр Данильченко. По информации УВД, Бебенин 2 сентября уехал из дома на дачу и перестал отвечать на звонки. Его жена попросила свою сестру выяснить, что случилось. Сестра и обнаружила труп на даче.
Все эти трагические подробности немедленно превратилась в новость политическую и скандальную. Еще не были названы официальные причины гибели журналиста, когда его объявили очередной жертвой «кровавого диктаторского режима Александра Лукашенко». Логика железная: Бебенин был противником Лукашенко, редактировал оппозиционный сайт, а буквально через несколько дней парламент Белоруссии должен объявить дату президентских выборов. Вот Лукашенко-де и решил устранить оппозиционера.
Причем главными пропагандистами версии о политическом убийстве стали российские электронные СМИ. Чуть ли не по всем центральным каналам российского телевидения показали церемонию прощания с Олегом Бебениным – с соответствующими комментариями.
Доводы, приводимые друзьями Бебенина, увы, обычны для такой ситуации – и не опровергают версию добровольного ухода из жизни: «Ему было только 36 лет, он был полон планов, выглядел обычно, любил жену и сыновей». Есть, правда, и более предметные заявления, с которыми необходимо разбираться следствию, если они подтвердятся. Якобы эксперты расходятся в определении сроков смерти, на руке, мол, была царапина, а петля оказалась «нескользящей». Однако пока все это на уровне слухов.
В свою очередь, Генеральная прокуратура Республики Беларусь отнюдь не объявляет дело раскрытым, несмотря на вроде бы очевидность обстоятельств. Органами прокуратуры проводятся проверочные мероприятия по факту смерти гражданина Бебенина.
Для радикальной оппозиции эта смерть прекрасный повод, чтобы привлечь к себе внимание, получить сочувствие и поддержку западных спонсоров. «Режим Лукашенко известен тем, что пропадают люди», – говорит координатор гражданской кампании «Европейская Беларусь» Андрей Санников.
К слову, потенциальные спонсоры немедленно откликнулись. Председатель Европарламента Ежи Бузек потребовал от властей Белоруссии объективно расследовать гибель Бебенина и возмущается, что не получил никакого официального ответа на свои требования.
«В преддверии выборов ситуация ухудшается на глазах. Показательные аресты, политические заключенные, обыски в офисе «Хартии’97», когда отнимают компьютеры даже у иностранных журналистов, чтобы никто не знал, что происходит в стране. Это очень опасно – быть журналистом в этой стране. Смерть Олега – тому доказательство. Она более чем подозрительна, начиная с того, что даже дату его смерти в ходе следствия меняли. Запад очень озабочен сложившейся ситуацией», – заявляет Майкл Харрис, сотрудник правозащитной организации «Индекс Цензуры».
Между тем, если предположить, что смерть Бебенина – не самоубийство, то действующая белорусская власть не имеет никаких выгод от устранения журналиста. Хотя бы потому, что за все время своей деятельности самый влиятельный оппозиционный сайт «Хартия’97» не привлекал к себе такого общественного внимания (причем вышедшего далеко за рамки политизированной части белорусской общественности), как после смерти его редактора. К тому же «Хартия’97» никуда не денется и продолжит свою работу. А вот руководство Белоруссии оказалось – пусть и совершенно бездоказательно – ославленным западными и российскими СМИ.
Однако версия «политического убийства» Олега Бебенина, в случае своего развития, может получить не слишком удобное продолжение для тех, кто так на ней настаивает. Прежде всего для самих белорусских оппозиционеров, которые еще до объявления даты выборов умудрились серьезно переругаться. Причина раскола – в отношении к России. Одни из представителей оппозиции полагают, что теперь, когда Москва проводит антилукашенковскую политику, нужно воспользоваться ее информационной и финансовой помощью, а для этого отказаться от антироссийкой риторики. Другие, чьи спонсоры находятся на Западе, не хотят или не могут пойти таким путем.
Вот, в частности, о чем писало одно из оппозиционных белорусских изданий за три дня до гибели Олега Бебенина: «В ближайшие дни лидер движения «За свободу» Милинкевич может сделать заявление об отказе участвовать в президентских выборах. По крайне мере, по данным из источников «Белорусского партизана», в окружении политика, в штабе бывшего единого кандидата оппозиции на прошлых выборах сейчас размышляют, как выйти из нынешней политической кампании. Сам Милинкевич эту информацию не комментирует, однако, по сведениям «Белорусского партизана», делает это лидер движения «За свободу» под давлением внешних спонсоров, которые угрожают полностью обрезать финансирование в случае выдвижения Милинкевича кандидатом в президенты. Штабу движения «За свободу» рекомендовано влиться в кампанию Владимира Некляева «Говори правду!».
Некляев и даже националист Милинкевич в настоящее время, как считается, относятся к «кремлевской партии», за что получают обвинения чуть ли не в предательстве от оппозиционеров-«западников».
Владимир Некляев – сейчас чуть ли не главный «российский кандидат» на пост удобного президента Белоруссии. Ему всячески благоволят российские СМИ, особенно, как это ни странно для политика, на словах ратующего за контакты с Кремлем, либеральные. «Если иметь в виду мое понимание будущего Белоруссии, ее экономического развития, развития свободного гражданского общества, то это непредставимо без взаимодействия с Россией. И прежде всего экономическое развитие», – заявил он в минувший вторник в обширном и весьма комплиментарном интервью интернет-изданию Газета.ру.
Создается впечатление, что смерть Олега Бебенина российские телеканалы использовали как повод для предвыборного старта «своих» кандидатов.
Но данная кампания с самого начала оказалась весьма двусмысленной и порождающей явно не предусмотренные российскими заказчиками параллели. Невольно вспоминаются многочисленные трагические происшествия с нашими журналистами. И прежде всего история с так и не раскрытым за 4 года убийством Анны Политковской (причем в отличие от неясных обстоятельств смерти Бебенина убийство было несомненным). Комментируя то преступление, президент Путин заявил, что убийство Политковской принесло власти гораздо больше вреда, нежели вся ее оппозиционная деятельность. Но совершенно очевидным образом тогда российский информационный официоз был пропагандистом именно этой позиции: защиты власти, которой смерть оппозиционерки невыгодна. Ныне в отношении Лукашенко – позиция прямо противоположная.
Имеются и другие нестыковки, доводящие российскую пропаганду до абсурда. Оперативно обнаруженные и задержанные за забрасывание «коктейлем Молотова» посольства России в Минске белорусские хулиганы оказались анархистами – противниками любой власти: и российской, и белорусской. А протестовали они, как выяснилось, против вырубки Химкинского леса. В свою очередь, один из заступников Химкинского леса, вдруг ставший едва ли не главным врагом действующей власти музыкант Юрий Шевчук, пару месяцев назад встречался с Владимиром Некляевым и выражал поддержку его борьбе и движению «Говори правду!».
Похоже, что в поднявшейся пропагандистко-информационной шумихе вокруг Олега Бебенина правда о причинах его смерти меньше всего интересует тех, кто называет погибшего журналиста своим соратником.
Екатерина ПОЛЬГУЕВА.