С сентября 2011 г. образовательные учреждения России приступят к учебе по новым образовательным стандартам (далее по тексту ГОС).
Что принесут эти нормативные документы педагогам и обучающимся? Попытаюсь коротко ответить цифрами и фактами, касающимися среднего профессионального образования (СПО).
Если взять блок общественных и
социально-гуманитарных дисциплин, преподаваемых в педагогических колледжах и училищах, то по ним нанесен сокрушительный удар, который иначе, как вредительством, не назовешь.
Например, с 2011 учебного года больше не будут преподаваться социология и политология, основы права и менеджмент. Видимо, нынешнему политическому режиму, который я определяю как «авторитарный олигархократический» (хотя на каждом углу СМИ трезвонят о демократии), не нужны юридически и политически грамотные педагоги, владеющие основами управленческой науки.
Уменьшено число часов преподавания отечественной истории с 76 до 48 часов. Разработчики новых стандартов, видимо, считают, что студенты выучили историю в школе. Основы философии остаются в объеме 48 часов вместо 54. Сильнейший удар нанесен по углубленному изучению иностранного языка. Если ранее будущие учителя начальных классов изучали иностранный в объеме более 500 часов, а учителя информатики в размере 735 часов, что позволяло последним поступать сразу на второй курс вуза по специальности со знанием иностранного языка, то сейчас это, увы, невозможно. Иностранный язык обрезали всем будущим педагогам до 172 часов, независимо от специализации. Хотя надо сказать, что урезали не сильно: рабы должны знать язык хозяев страны.
Но самым, считаю, подлым ударом «под дых» станет то, что из программы будущих учителей, и в частности учителей начальных классов, исключен русский язык. По моему мнению, учитель начальных классов немыслим без знания великого и могучего...
В целом теоретическая подготовка педагогов в ОУ СПО сокращена на девять недель. Теперь педагогов не будут учить индивидуальной игре на музыкальных инструментах.
Что касается физкультуры, то эта дисциплина в целом сильно не пострадала, ибо вряд ли может породить инакомыслие у обучаемых.
Что же принесут новые ГОСы педагогам? В первую очередь социальную нестабильность, уменьшение учебной нагрузки и зарплат, а для многих, после того как они доучат последних студентов по старым стандартам, сокращение и безработицу. Так что бумаготворчество, связанное с написанием новых рабочих программ, планов и иных документов, – меньшее из зол, которое принесут новые ГОСы, и кажется совсем мелочью. А молодых специалистов ждет кастрированный объем полученных знаний.
Уверен, что нынешней власти думающие высокоинтеллектуальные педагоги не нужны. Кто-то из великих сказал: горе той стране, которая унизила своего учителя. Несомненно, эти слова, как никогда, актуальны для современной России, где некогда лучшее в мире образование советского периода опустилось на сегодняшний день до сорок первого места.
Лично меня данная власть морально опустила трижды. Во-первых, как человека, заставив платить за услуги ЖКХ половину педагогической зарплаты. Во-вторых, как педагога. И в-третьих, как военного пенсионера, наделив однодневной пенсией американского полковника.
Э.Ф. ЧЕМЕРСКИЙ,
кандидат педагогических наук,
ветеран ВС.
Белгород.