Героика нынче не тема…
Буржуи
всё
под одно стригут.
Вконец обесцветили мир.
В. Маяковский
Недавно в программе «Ночной Петербург» шла речь о советском искусстве. Вещал о нем молодой самовлюбленный арт-критик С.Савицкий. Перед взором телезрителей мелькнули знакомые многим картины художника Дейнеки, прославляющие труд. А дальше, ерничая и хихикая, ведущий и его холеного вида гость, млея от удовольствия, начали наводить туман на эти кадры и на имя известного советского художника. Старая, давно заезженная песня из запасников черного пиара. Но самодовольный вещун решил пополнить его своим новшеством.
На вопрос телепрофи: «Почему так много людей в России ностальгируют сегодня о советском прошлом и о советском искусстве?» (конечно, это не те, кто под весомым административным кулаком голосует за «едроссов») – арт-критик заметил, что это очень вредное явление, которое отвлекает людей от дела (?!). Интересно: какого дела? Бесконечной стрижки купюр в свой собственный карман во имя удовлетворения алчно-физиологических запросов? Оратор этого не пояснил, но распалялся все больше.
Да, дабы граждане, никак не желающие унять свою непомерно опасную память, вернулись с небес на нынешнюю рыночно-меркантильную, тщательно унавоженную пиратскими деньгами землю, их надо силой отвратить от этой «болезни» и направить в правильное русло суррогатно-суверенной демократии. Каким образом? Ну, скажем, объявить того же их кумира художника Дейнеку беспробудным пьяницей, который всякий раз у какого-то своего заводского друга схватывал в долг четвертинку-другую и оттого особенно воодушевлялся в написании своих «пафосных» картин. А других художников-совков из той же серии, воспевающих советский труд, объявить просто бесталанными, со сдвигом в мозгах. А что? Подобное кощунство ныне вполне в духе времени – никто за него не спросит.
Запуская в эфир подобные с ходу придуманные фальшь-брызги, очевидное пособие для чернопиарщиков, как давить ностальгию по прошлому в массах, оба вещателя с серьгой в ухе довольно улыбались, воображая, очевидно, себя очень остроумными собеседниками. Такие критики в современной России из буржуазных отпрысков-лакеев зачастую и существуют для того, чтобы им без конца состязаться в изобретении все новых и новых приемчиков черной технологии вранья – в этом и видят они свое предназначение: схватить поощрение сверху и приумножить гонорар. А это куда легче, чем вкалывать на производстве, стоять у станка или у доменной печи выдавать сталь, сидеть за штурвалом комбайна или в кабине башенного крана. Да им и не снилось, что это значит – труд такого масштаба! О нем не то что картины создавать, не хватит слов поэмы написать. И хотя понятия «честный труд», «рабочий человек» за годы разбойно-насильственных реформ напрочь были обесценены, они живут в сердцах и душах людей, и никакими разухабистыми пиарами каленым железом их не выжечь.
Многие мои земляки честно признаются, что и черный ящик-то включают только затем, чтобы где-нибудь поймать советский фильм, который сегодня, как глоток кислорода в затхлом времени, – только там и можно увидеть нормальных, честных тружеников своей земли, а не супергероев с вороватыми замашками прожженных деляг, уголовных головорезов, маньяков алчного рынка, огромную свору грабителей своей страны и их многочисленную обслугу – лакеев, которые, как писал пролетарский поэт, «лягут собаками за чужое добро». Именно такое направление нашего нынешнего искусства, которое и искусством-то назвать нельзя, культивируется и поощряется в высоких кремлевских кабинетах. А льющиеся сверху красивые слова о возрождении промышленности, модернизации, внедрении нанотехнологий и прочем остаются лишь развесистой клюквой.
Ну как без заботы о рабочих кадрах, поднятия престижа труда рабочего это возможно осуществить? Об этом и задумываются сегодня многие из тех, кто помнит «планов громадье» и как они реально осуществлялись в советское время. Да, были тогда и немалые просчеты, издержки. Но ведь труд был действительно владыкой жизни. К нему готовили, к нему приучали целые поколения, начиная со школьной скамьи. И все советское искусство, вся советская пресса, и прежде всего молодежные газеты, призывали, учили, пропагандировали этот труд. В том же Ленинграде, ныне Питере, откуда шел этот ночной поклеп на советское искусство, создавалась для ребят, желающих изучить и познакомиться со множеством рабочих профессий, книга «Завод как на ладони». Это красочный рассказ о жизни рабочих поколений страны, об их нелегком, но таком благородном и нужном стране и народу труде. В этой книге публиковались и многие письма юнкоров из разных уголков страны, желающих к нему приобщиться.
Скоро мы отметим наш праздник – 93-ю годовщину Великого Октября, который был особенным праздником для заводов и фабрик. 7 ноября 1917 г. под руководством партии большевиков покончили с властью буржуазии и установили свою власть – народную.
Пролетарская революция победила в Петербурге и пошла по всей стране, а незадолго до нее буржуазная газета писала: «Допустим на минуту, что большевики победят, кто будет управлять нами тогда? Может быть, слесари будут заботиться о театрах, водопроводчики – о дипломатии, столяры – о почте и телеграфе? Может, конюхи станут губернаторами? Возможно ли это? На такой сумасшедший вопрос большевикам ответит история». И ответила – судьбу страны стали вершить люди труда, которых выучила и подняла Советская власть и к которым с таким презрением и высокомерием относилась и относится ныне буржуазия. А люди труда так выросли, так возвысились, что стали строителями, высокими мастерами, инженерами-проектировщиками, учеными, поэтами и писателями, творческой интеллигенцией.
Сегодня то, что они строили с громадным напряжением сил долгие годы, пошло в разлом. Социализм отдали на разграбление «младореформаторам», «прихватизаторам», «модернизаторам-западникам», «эффективным собственникам», которые умеют лишь эффективно все разрушать, «нанотехнологам», главный из которых – ликвидатор лучшей в мире энергосистемы, один из главных виновников катастрофы на Саяно-Шушенской ГЭС, возведен сегодня в ранг высокого научного босса, которому отдали на откуп развитие всей науки.
Как выразился один мой земляк, такие, как Чубайс, под нашу историю подвели динамит и взорвали труд целых поколений. А это был труд, о котором вдохновенно писались картины, создавались поэмы и фильмы. При каких титанических усилиях создавались, например, турбины для рухнувшей ныне Саяно-Шушенской ГЭС? С первых лет Советской власти, когда осуществлялся план ГОЭРЛО, принятый в 1920 г., намечалось выработать 8,8 миллиарда кВт.ч электроэнергии. Ее должны были дать 30 станций России.
В первоначальном наброске этого плана говорилось: «В Сибири принимается во внимание только Западная ее часть», так как Восточная до поры была не по силам. В.И.Ленин, познакомившись с этим планом, внес небольшую поправку: «Пока принимается». Ради этой поправки и работало объединение «Ленинградский металлический завод», который и взял на себя выполнение самых крупных заказов Восточной Сибири. Слава о создателях турбин гремела тогда на всю страну. Не только в Ленинграде, но и далеко за его пределами было известно имя бригадира завода Владимира Чичерова. Возглавляемый им коллектив собирал узлы для гидравлических и паровых турбин сначала для Запорожской ГРЭС. Но самым почетным заказом были турбины для Саяно-Шушенской ГЭС. Чтобы ускорить его, в бригаде каждый кроме основной специальности сборщика узлов освоил еще 3–4: газорезчика, сварщика, прихватчика, строполя. Раньше эти работы выполняли люди из разных бригад. И бывало, что друг друга задерживали, потому что ведь пока стропаль не подаст с помощью крана тяжелую деталь, сварщику нечего делать. Чичеров же объединил в один коллектив людей разных профессий, и он стал более деловым и производительным. Вслед за этим ликвидировали личные наряды и завели один общий – бригадный. А это значит: никто никого уже не подгонял, а все друг другу помогали. И работа пошла слаженнее, повысилась производительность труда. И вот тогда 9-ю пятилетку бригада выполнила не за 5, а за 3 года и 8 месяцев и уже на другой день начала работать в счет 10-й.
В бригаде В.Чичерова были не просто единомышленники – друзья. Случалось, что он заболел, а шел срочный заказ – собирали турбины вне графика. Очень нужен был бригадир. Но ребята его успокаивали: все будет сделано. И чтобы успеть, добровольно организовывали работу и в ночную смену. Так что когда бригадир возвращался в цех, краснеть ему не приходилось.
А пришел Володя на металлический завод, когда ему было 15 лет. После войны он остался без родителей, как и многие ребята его поколения. Но на его руках были еще и две сестренки, потому-то он и решил как можно быстрее получить профессию и зарабатывать – поступил в ремесленное училище и уже через год научился кроме слесарной работы стропить грузы, сваривать, резать металл. Бригадир С.И.Бурмистров сразу заметил, что у парня рабочий талант. И в 1959 г. В.Чичерова назначили бригадиром. 18 ребят было в его бригаде. И вот как-то утренние газеты сообщили на всю страну, что 7 человек из них за высокую трудовую доблесть награждены орденами и медалями, а бригадиру присвоено звание Героя Социалистического Труда. Вскоре его избрали депутатом Верховного Совета республики. И хватило у Володи терпения и времени кроме основной работы помогать еще и людям со всего района, которые шли к нему на прием.
Однажды Владимира Чичерова пригласили побывать на строительстве Саяно-Шушенской ГЭС в день перекрытия Енисея. Увидел он, как ликуют строители, покорившие самую сильную сибирскую реку. Стоя на отрогах Саян на высоте будущей гигантской плотины, понял он, какая это стройка и какой у нее богатырский размах, какую важную, крайне ответственную работу делает его бригада, собирая гидротурбины, сверху, с отрогов гор, кажущиеся такими маленькими, игрушечными волчками, которые будут здесь крутиться долгие годы. Для этих турбин, чтобы они здесь без остановки крутились, и старались его бригада и вся эта многочисленная армия строителей.
Разве мог он знать тогда, что наступят такие времена, когда труд рабочих поколений будет обесценен, а его плоды присвоят себе хозяева, «эффективные собственники», которые умеют только эффективно стричь барыши, присваивать себе прибавочную стоимость, а не заботиться о сохранении и приумножении того, что было наработано до них мозолистой рукой и умной головой человека-труженика – того самого, чей труд сегодня не просто освистан либерал-пиарщиками всех мастей, но и унижен рейдерскими захватами их предприятий, регулярными невыплатами зарплат. Хотя именно за счет этого прошлого наследия, всего, что создано, и продолжает еще как-то выживать ныне страна. Это словно невдомек слепцам, голосующим сегодня за разрушителей.
Но временщики, которые не дорожат памятью поколений, плодами их труда, рано или поздно уходят. Тому есть примеры в истории. И хочется верить, что время это недалеко. И престиж рабочего человека, рабочих рук вновь поднимется высоко. И сбудутся строки стихов участника войны Леонида Шкавро:
Их жизнь, как время,
бесконечна.
И будут кланяться
века
Не чьим-нибудь,
А русским
вечно
Мобилизованным рукам.
Они – простые рядовые
И высоко, и далеко
Несут в России,
над Россией
Ее крылатое древко.
А если кто их суть
не понял,
То как молитву заучи,
Что в их мозолистых ладонях
Лежат ко всем мирам ключи.
Советская школа труда.
А. ЗАСИМОВА.
г. Пушкино,
Московская область.