В следующем году Коммунистическая партия Беларуси будет отмечать 15 лет восстановления деятельности на территории Беларуси. Воссозданная партия является единственной идейной и организационной преемницей Компартии Беларуси, действовавшей в составе КПСС. Она продолжает выражать интересы большинства людей наемного труда всех отраслей народного хозяйства страны – рабочих, крестьян, творческой и научной интеллигенции, работников предпринимательских структур – тех, кто зарабатывает на жизнь собственным трудом и создает все материальные и духовные блага и богатства белорусского общества. Последовательно выступает против всех форм эксплуатации и угнетения человека. Это позволяет ей действовать как истинно народной партии трудящихся, дающей ответы на острейшие вопросы современного развития.
Ныне мы политическая партия, которая активно и конструктивно взаимодействует с государственными органами власти и управления страны, помогает своим потенциалом строительству и современному развитию белорусского общества, в первую очередь в идеологической сфере. На наш взгляд, сегодня это наиболее важная сфера, так как именно здесь ведется самое непримиримое противостояние и жесткая борьба.
Сегодня во всех партийных организациях идет работа над новой редакцией Программы партии. Хотя хронологически немного прошло времени после принятия действующей Программы, но содержательно, событийно 2010 год имеет совершенно иное измерение, нежели 2003 год. В настоящее время Республика Беларусь как суверенное, динамично развивающееся государство интегрирована в глобальные экономические, политические и культурные процессы, испытывает на себе их влияние. Несмотря на то, что основные цели остались прежними – построение сильной и процветающей страны, развитие социально ориентированной экономики – задачи, стоящие перед государством, иные. В 2003 году общество приходило в себя после затяжного кризиса, вызванного распадом СССР.
В тот период невозможно было предвидеть многие тенденции и события, которые существенно влияют сегодня на развитие Беларуси: с одной стороны, отказ европейского политического сообщества от политики изоляции нашей страны, а с другой – серьезное осложнение отношений с нашим традиционным союзником – Россией, точнее, с российской правящей элитой. Соответственно и Программа КПБ не могла их учесть, определяя стратегию деятельности партии, ее тактические задачи и лозунги. Кроме того, мировой финансово-экономический кризис 2008 года оказал существенное влияние на сознание миллионов людей на планете, в том числе и мировой политической элиты. Белорусский опыт социально-экономического развития на Западе уже не воспринимается однозначно отрицательно.
Данное обстоятельство с необходимостью ставит перед нашей партией задачу научного осмысления происходящего и выработки собственной позиции и места в политическом пространстве Беларуси. Следует также учитывать то, что под влиянием массированной буржуазной пропаганды и потребительской, массовой культуры изменились мировосприятие и способ мышления наших граждан. Поэтому также необходимо обновить форму подачи основных идеологических постулатов с использованием современной лексики. Все эти обстоятельства в совокупности и обусловили необходимость обновления Программы партии.
Я хотела бы рассказать о тех политических событиях, который пройдут у нас в конце этого года:
– это четвертое Всебелорусское народное собрание, которое состоится 6–7 ноября т.г.;
– это выборы Президента Республики Беларусь, которые состоятся 19 декабря т.г.;
и о том, как коммунисты будут участвовать в этих мероприятиях.
Чего мы достигли за пять лет
Обращение к практике проведения в Республике Беларусь народных собраний – это требование времени, обусловленное развитием общественных отношений в стране. Участники Всебелорусских народных собраний, избранные трудовыми коллективами, гражданами по месту жительства, учебы или службы, выражают и представляют самый широкий спектр общественного мнения, являются носителями продуктивных идей, направленных на быстрейший подъем страны в экономическом, политическом, социальном и культурном плане.
Процесс подготовки, организации и проведения Всебелорусского народного собрания, обсуждение на нем вопросов развития белорусского государства и общества позволяют привлечь граждан к прямому участию в управлении делами государства. Прежде всего к решению стратегических целей относительно основ организации социально-политической модели развития государства и планов развития экономики.
Такая форма народовластия органично вписывается в политическую систему белорусского государства, когда важнейшие вопросы развития государства решаются всенародно. Данная оправдавшая себя форма управления является гарантией социально-политической стабильности страны.
6–7 декабря 2010 г. в Минске состоится четвертое Всебелорусское народное собрание.
Избранные народом 2500 участников собрания со всех уголков страны подведут итоги социально-экономического развития Республики Беларусь в текущем пятилетии и обсудят основные положения Программы социально-экономического развития страны на 2011–2015 гг. Активное участие в этом мероприятии будут принимать коммунисты.
Каковы результаты социально-экономического развития страны в 2006– 2010 гг.?
Целенаправленная государственная политика по повышению уровня жизни населения позволила увеличить реальные денежные доходы населения за текущее пятилетие в 1,75 раза. Реальная заработная плата возросла на 59%, реальная пенсия по возрасту – на 58%. Значительно уменьшилась численность малообеспеченного населения – с 12,7% в 2005 году до 5,4% в 2010 году. Регистрируемая безработица удерживается в социально допустимых пределах – 0,8–0,9% к экономически активному населению. Замедлились темпы сокращения численности населения. Ожидаемая продолжительность жизни увеличилась с 68,8 года в 2005 году до 71 года в 2010-м. Уровень младенческой смертности по сравнению с 2005 годом сократился в 1,7 раза и является самым низким среди стран СНГ.
В результате, по последним данным Программы развития ООН, по обобщающему показателю уровня социально-экономического развития стран – индексу развития человеческого потенциала – Беларусь заняла 68-е место среди 182 государств, опередив все страны СНГ, и вошла в группу стран с высоким уровнем развития человеческого потенциала.
Высокими темпами развивается экономика страны. Беларусь существенно продвинулась по пути инновационного развития. На 1 августа 2010 г. создано 105 новых производств, модернизировано и реконструировано 255 действующих предприятий, внедрено 359 новых технологий. Освоен выпуск многих видов импортозамещающей продукции. В настоящее время республика не закупает, как прежде, а экспортирует бесшовные горячекатаные трубы, железнодорожные вагоны, автобусы, зерноуборочные комбайны, полированное стекло, микроволновые печи, автоматические стиральные машины.
Активно проводится модернизация электроэнергетики республики. В 2006– 2010 гг. реализован 21 проект, в том числе модернизация энергоблоков на Лукомльской ГРЭС, Минской ТЭЦ-3, Гродненской ТЭЦ-2, Лидской ТЭЦ. Построено 6 мини-ГЭС и 3 ТЭЦ на местных видах топлива, введено в эксплуатацию более 1,4 тыс. котлоагрегатов на местных видах топлива.
Все это позволило увеличить долю местных возобновляемых энергоресурсов в балансе котельно-печного топлива с 16,8% в 2005 году до 20,5% в 2010 году, сэкономить за счет энергосберегающих мероприятий более 8,5 млн т условного топлива.
Укрепляется национальная продовольственная безопасность: достигнута полная самообеспеченность по стратегическим видам продуктов питания, а общий объем импорта продовольствия составляет менее 10%.
Валовой объем производства зерна за текущее пятилетие достиг 40 млн т, что в 1,3 раза больше сбора зерновых за 2001–2005 гг. Урожайность зерновых культур устойчиво превышает по стране 30 ц/га.
Реконструированы и оснащены современным технологическим оборудованием почти 1450 молочно-товарных ферм, более 100 комплексов по откорму свиней и 50 птицефабрик. По производству мяса и молока уровень предыдущего пятилетия превышен в 1,6 и 1,5 раза соответственно. По производству молока на душу населения Беларусь в 2,8 раза превышает уровень Европейского союза и в 8,4 раза – мировой уровень, мяса – соответственно в 1,1 и 2,2 раза, зерна – в 1,6 и 2,5 раза.
Сельское хозяйство становится существенным источником пополнения валютных резервов страны. Объем экспорта продовольствия за пятилетие увеличился в 2 раза и составит в 2010 году около 3 млрд долл. США.
Дальнейшее развитие получила социальная инфраструктура села. Создано около 1500 сельских поселений нового типа – агрогородков, в которых условия жизни приближены к городским. Номинальная начисленная заработная плата в сельском хозяйстве увеличится с 286 тыс. руб. в 2005 году до 940–960 тыс. в 2010 году.
По строительству жилья на одного человека республика занимает первое место на постсоветском пространстве. В 2010 году ожидается достижение рекордной для Беларуси величины ввода жилья – 7 млн кв. м.
Обеспечена устойчивость белорусского рубля. Изменение его курса не выходило за установленные основными направлениями денежно-кредитной политики границы. Уровень золотовалютных резервов вырос с 1 января 2006 г. по 1 октября 2010г. в 4,2 раза.
Результаты выполнения Программы-2010 могли бы быть значительно лучшими, если бы не изменение условий импорта энергоресурсов и повышение цен на них, ухудшение других внешних факторов, обусловленных влиянием мирового финансово-экономического кризиса.
Перспективы
нового пятилетия
Главная цель социально-экономического развития страны в предстоящем пятилетии – дальнейший рост благосостояния и улучшение условий жизни населения на основе совершенствования социально-экономических отношений, инновационного развития и повышения конкурентоспособности национальной экономики.
Предусматривается повышение реальных располагаемых денежных доходов населения в 2015 году к уровню 2010 года в 1,7–1,8 раза на основе обеспечения роста:
– ВВП – 162–168%;
– производительности труда – 163–168%;
– объемов промышленного производства – 154–160%;
– сельского хозяйства – 139–145%;
– услуг – 196–203%;
– удельного веса отгруженной инновационной продукции организациями, основным видом деятельности которых является производство промышленной продукции, в общем объеме отгруженной продукции до 21% в 2015 году;
– инвестиций в основной капитал за пятилетие – 190–197%, основная часть которых будет направлена на создание и модернизацию более одного миллиона рабочих мест.
Реализация поставленной цели потребует концентрации ресурсов на следующих приоритетных направлениях:
– развитие человеческого потенциала;
– предпринимательство и инициатива;
– инновационное развитие и структурная перестройка экономики, создание новых наукоемких, высокотехнологичных производств;
– рост экспорта товаров и услуг, сбалансированность и эффективность внешней торговли;
– устойчивое развитие регионов;
– качественное и доступное жилье;
– эффективный агропромышленный комплекс.
В развитии человеческого потенциала важнейшую роль играет проводимая государством социальная политика. Основная ее цель в новом пятилетии – повышение уровня и качества жизни населения и создание условий для развития человеческого потенциала на основе повышения эффективности функционирования систем здравоохранения, образования, культуры и других видов деятельности, относящихся к сфере услуг.
Демографическая политика будет направлена на повышение ожидаемой продолжительности жизни и уровня рождаемости населения.
В целях повышения рождаемости и укрепления семьи предусматриваются поэтапное увеличение размеров пособий и иных выплат в связи с рождением детей, увязка величины пособия по уходу за ребенком в возрасте до трех лет с количеством детей.
Будут улучшены условия для сочетания родителями семейных и профессиональных обязанностей.
Предстоит также усовершенствовать систему помощи молодым семьям в улучшении жилищных условий на основе развития системы строительных сбережений и ипотеки.
Реализация названных направлений демографической политики позволит стабилизировать численность населения республики на уровне 9,4 млн человек, увеличить ожидаемую продолжительность жизни с 71 года до 72–73 лет в 2015 году.
Основными задачами в социально-трудовой сфере определены эффективность использования трудовых ресурсов и конкурентоспособность рабочей силы на рынке труда.
Необходимо не просто обеспечить граждан Республики Беларусь рабочими местами, а дать возможность максимально эффективно применить свой опыт, квалификацию и способности, открыть собственное дело и гарантировать достойное вознаграждение за достойный труд.
Продолжится рост реального уровня всех видов денежных доходов населения и обеспечение эффективной поддержки социально уязвимых категорий граждан.
Планируется обеспечить за пятилетие рост реального размера пенсий по возрасту в 1,8–1,9 раза, усилить адресность социальной поддержки граждан.
Закладываемые высокие темпы роста реальной заработной платы (в 1,8–1,9 раза) обусловлены в том числе необходимостью недопущения оттока высококвалифицированных кадров из страны, повышения внутреннего потребительского спроса, приближения средней заработной платы в 2015 году к ее уровню в сопредельных европейских странах.
Основной задачей развития здравоохранения является улучшение показателей здоровья населения на основе дальнейшего повышения качества медицинских услуг, обеспечение за счет бюджетных средств единых социальных стандартов медицинской помощи каждому человеку независимо от места его жительства.
Предусматривается, что медицинская помощь для граждан Республики Беларусь останется общедоступной и бесплатной, а ее качество, техническая оснащенность учреждений здравоохранения будут соответствовать уровню развитых стран.
Реализация политики в области здравоохранения будет способствовать снижению уровня заболеваемости и сокращению смертности.
Первоочередными задачами в сфере образования являются повышение качества образования, создание гибкой системы подготовки и переподготовки кадров в соответствии с потребностями инновационного развития.
Приоритетом остается улучшение жилищных условий населения, обеспечение доступности жилья и услуг жилищно-коммунального хозяйства в соответствии с социальными стандартами. Государство будет и впредь помогать гражданам строить собственное жилье по приемлемым для населения ценам, улучшать его комфортность и качество жилищно-коммунальных услуг.
Уровень обеспеченности населения жильем в расчете на одного жителя составит не менее 27–28 кв. м в 2015 году (в 2010 году – 24,1 кв. м).
Особое внимание в предстоящем пятилетии будет уделено сфере культуры, физической культуре и спорту, туризму. Это важно как для духовного и физического развития граждан, так и для создания соответствующего имиджа страны на мировой арене.
Молодежная политика государства будет направлена на создание условий для всестороннего и гармоничного развития молодых граждан страны, активное их включение во все сферы жизнедеятельности общества. С этой целью предполагается активизировать работу по обеспечению занятости молодежи, развитию предпринимательства и творческой инициативы молодых людей, усилению поддержки молодых семей.
Главный путь достижения наших целей – перевод экономики на инновационное развитие, модернизация ее на базе современных ресурсосберегающих технологий и техники, повышение уровня конкурентоспособности при максимальном использовании имеющихся и потенциальных конкурентных преимуществ. Поэтому в новой пятилетке многое будет зависеть от успешной реализации такого приоритета, как инновационное развитие и структурная перестройка экономики.
В связи с этим особое внимание планируется уделить развитию инновационных производств, использующих наукоемкие технологии: телекоммуникации, информационные технологии, приборостроение, производство микроэлектроники, высокоточное машиностроение, производство измерительных приборов, светодиодной техники, техники на основе лазерных технологий, нанотехники и наноматериалов, систем искусственного интеллекта.
Инвестиционная политика в предстоящем пятилетии будет нацелена на модернизацию существующих и создание более одного миллиона новых рабочих мест, внедрение современных технологий и оснащение производств передовым оборудованием. Это позволит обеспечить соответствие качества выпускаемой промышленной продукции.
Важнейшей задачей развития сельского хозяйства является формирование конкурентоспособного, устойчивого и экологически безопасного производства сельскохозяйственной продукции, обеспечивающего в полном объеме внутренние потребности страны, наращивание экспортного потенциала, а также увеличение рентабельности продаж.
Для устойчивого развития аграрной отрасли стратегическим направлением должна стать интенсификация производства на основе внедрения достижений научно-технического прогресса, инновационной деятельности.
В сельскохозяйственных организациях, крестьянских (фермерских) хозяйствах будет обеспечено увеличение рентабельности продаж до 10–11%, производительности труда – в 1,5 раза, рост экспорта продукции агропромышленного комплекса – не менее чем в 2 раза с доведением его объема до 6 млрд долл. в эквиваленте.
Дальнейшее развитие получит социальная инфраструктура на селе. Своеобразными «локомотивами» производственной и социальной жизни должны стать агрогородки. В сельской местности, особенно в агрогородках, предстоит активнее развивать перерабатывающие производства, ремесла, малый бизнес, агротуризм.
Предполагается, что к окончанию пятилетки сельское хозяйство в Беларуси станет бездотационным и самоокупаемым.
Главным результатом социально-экономического развития страны в 2011–2015 гг. станет дальнейший рост благосостояния и улучшение условий жизни населения.
Прогнозируется, что Беларусь не позднее 2015 года войдет в число 50 стран с наиболее высоким уровнем развития человеческого потенциала.
Вот с такими итогами предыдущей пятилетки и задачами на следующую пятилетку 2011–2015 годы белорусский народ пойдет на выборы Президента Республики Беларусь.
И наша Коммунистическая партия будет со своим народом поддерживать действующего Президента. Мы развернули активную организаторскую работу по мобилизации коммунистов на участие во всех этапах предвыборной работы во время важнейшей общественно-политической кампании.
Во всех областных и Минской городской организациях сформированы выборные оперативные группы. Прошли Пленумы обкомов и Минского горкома КПБ, выдвинуты наиболее подготовленные и авторитетные коммунисты в состав областных городских, районных, участковых комиссий свыше 900 человек. Коммунисты вошли в инициативные группы по сбору подписей для выдвижения А.Г.Лукашенко кандидатом в президенты, ведем работу по подбору агитационно-пропагандистских групп и их действиях после регистрации кандидатов. Определили наблюдателей свыше тысячи человек.
Коммунистическая партия Беларуси считает, что белорусская модель развития, сформировавшаяся при сохранении системы социально-нравственных ценностей, позволяет в нынешних условиях вести государственное строительство в интересах большинства белорусского народа, активно участвовать в интеграции в систему мировых хозяйственных отношений с учетом национальных отношений.
Татьяна Голубева, первый секретарь
ЦК Коммунистической партии Белоруссии