Причины жесткой посадки самолета Ту-154 в Домодедове, жертвами которой стали два человека, а более восьмидесяти получили травмы разной степени тяжести, пока не установлены. Специалисты Межгосударственного авиационного комитета (МАК) продолжают расшифровку «черных ящиков», и только по ее окончании будет объявлено об основной версии аварии. В настоящее время таковых несколько. Это ошибка пилотов, техническая неисправность и некачественное топливо.
Напомним, самолет Ту-154, принадлежащий компании «Авиалинии Дагестана» в субботу вылетел из московского аэропорта Внуково в Махачкалу. Практически сразу после взлета начали регистрироваться колебания в подаче топлива двигателей. На высоте 9 тыс. метров два из них отказали, затем отключились генераторы и вышло из строя навигационное оборудование. Сначала речь шла об отключении всех двигателей. Однако, как показала расшифровка бортовых самописцев, третий двигатель работал вплоть до посадки.
Командир экипажа принял решение посадить самолет. Посадка была совершена фактически вслепую, в условиях низкой облачности и при невыработанном топливе. Самолет не вписался в пределы взлетно-посадочной полосы и на большой скорости врезался в естественное препятствие – холм. После этого машина развалилась на три части.
По мнению экспертов, холм этот оказался спасительным. Если бы самолет на такой скорости врезался в забор, то взрыв топлива был бы практически неминуем. Тогда вряд ли кому-то из 169 пассажиров и членов экипажа удалось бы уцелеть.
У лайнера не сработал ни один из аварийных трапов. И хотя паники на борту не было, а пассажиры при эвакуации помогали друг другу, многие получили дополнительные травмы, когда прыгали прямо из эвакуационных выходов.
В результате аварии погибли 80-летняя Роза Гаджиева – мать члена Конституционного суда России Гадиса Гаджиева (она умерла от сердечного приступа) и бизнесмен Гаджимурат Магомедов, получивший травмы, несовместимые с жизнью. Гаджимурат Магомедов – старший брат действующего главы Дагестана Магомедсалама Магомедова. Среди пострадавших – министр юстиции Дагестана Азади Рагимов и депутат республиканского парламента Владимир Ашурбеков.
Что касается действий членов экипажа, пока непонятно: герои они или невольные виновники ЧП. В любом случае можно сказать, что посадка машины в таких условиях была совершена с минимальными потерями. Жертв могло оказаться значительно больше.
Однако одной из версий сейчас является именно человеческий фактор. Возможно, экипаж при наборе высоты забыл включить насосы подкачки топлива. «Предварительное изучение говорит о том, что экипаж принял решение вылететь с двумя неисправностями, которые были у самолета», – сообщает, в свою очередь, РИА «Новости».
В то же время второй пилот Ту-154 Магомед Шамалов предположил, что в топливо для двигателей забыли добавить состав против замерзания «Арктик». В таком случае лед забивает фильтры, горючее не поступает в двигатели и турбины останавливаются. «Мы не погибли, так что просто так свалить вину на нас не удастся. Ту-154 очень надежный самолет. Мы посадили его фактически руками. С Airbus так бы не получилось», – сказал он журналистам.
Между тем замминистра транспорта Валерий Окулов категорически отвергает версию о некачественном топливе. По его словам, из той же цистерны заправлялись еще два самолета – и никаких инцидентов с ними не произошло.
Летчик-испытатель Магомед Толбоев, много лет летавший на Ту-154, утверждает, что это один из самых надежных самолетов. А причиной аварии могла стать, как он выразился, «паршивая эксплуатация»: «Самолетам не дают новые двигатели, новое оборудование – просто экономят. Если выходит ресурс самолета, то его надо снимать с линии. А у нас из последних сил эксплуатируют, чтобы самолет окупал себя десятки раз».
Последнее касается едва ли не всех российских авиакомпаний, но «Авиалиний Дагестана» – в особенности. Эта компания – монополист в регионе. Билеты из Москвы в Махачкалу стоят недешево. Тем не менее и безопасность, и обслуживание оставляют желать много лучшего. Так, интернет-издание «Газета.ру» приводит свидетельства пассажиров, летевших на одном из Ту-154 из Махачкалы. Они рассказывают, что в самолете не закреплялись спинки кресел, не работали замки ремней безопасности, а иллюминаторы были в трещинах. «Кавказский узел» напоминает, что в 2008 году 16% рейсов компании были задержаны, из-за чего «Росавиация» внесла «Авиалинии Дагестана» в категорию неблагонадежных. Причем одной из главных причин задержек стали поломки самолетов.
В офисе авиакомпании «Авиалинии Дагестана» в Махачкале в воскресенье была проведена выемка документов, сообщил исполняющий обязанности первого заместителя руководителя московского межрегионального следственного управления на транспорте СК РФ Роман Воронин.
Авиапарк компании включает 11 воздушных судов: 3 самолета Ту-154М, 1 самолет Ту-154Б-2, 2 самолета Ту-134Б, один самолет Ан-24РВ, вертолеты Ми-8 и Ми-8МТВ. Потерпевший аварию борт был 1992 года выпуска, в 2009 году прошел капитальный ремонт. Именно на этом самолете три недели назад бельгийская сборная по футболу вылетела из Москвы в Воронеж (тогда лайнер вернулся из-за нелетной погоды).
Состояние авиапарка «Авиалиний Дагестана» плачевно не потому, что у компании не хватает средств. Скорее, причина в желании получать максимум прибыли, экономя на всем, включая и безопасность, полагают некоторые специалисты. Жертвами трагедии на сей раз стали так называемые «вип-персоны». Возможно, хотя бы этот факт заставит, в том числе и власти Дагестана, серьезно отнестись к положению дел в этой авиакомпании. Тем более, как утверждают, нынешний ее генеральный директор Мирза Омариев получил в 2003 году свой пост при содействии тогдашнего президента республики Магомедали Магомедова, ныне потерявшего в катастрофе сына.
Павел СВИРИДОВ.