Итак, после 18-дневного противостояния между египтянами и диктатором завершилось. Диктатору пришлось ретироваться. И сразу же руководители «цивилизованных стран» замелькали на телеэкранах, заявляя о поддержке населения этой страны. Первым в этой череде появился премьер Великобритании. Как и положено, он заявил, что его страна – друг Египта и его народа, поэтому они могут рассчитывать на поддержку со стороны Великобритании. Потом появился вице-президент США Дж. Байден. Это высокопоставленное лицо не стало делать обещаний египтянам. И это понятно, т.к. еще не ясно, к чему приведут события в Египте. Но, соблюдая приличия, он заявил, что происшедшее в Египте – «исторический момент в жизни египтян». Следующим по очереди политическим персонажем, выступившим на эту же тему, была г-жа Эштон, ответственная за внешнюю политику Европейского союза. Она также не заявила ничего определенного, произнеся дежурные слова о том, что ЕС – на стороне египетского народа. Затем выступил президент Обама и «потребовал» от Мубарака прислушаться «к законным требованиям египетского народа». Потом наступила очередь премьера Франции Ф.Фийона, заявившего о том, что произошедшее в Египте – «новая страница в истории этой страны». И уже после того как Мубарак отбыл из Каира, снова на экране появился президент Обама, выразивший уверенность, что египетская армия, взявшая на себя контроль в стране, обеспечит «мирный переход к свободным и честным выборам».
По мере того как ситуация приближалась к развязке, западные СМИ, которые раньше именовали Мубарака не иначе только как президентом, начали называть его автократическим правителем. А когда развязка наступила, то стали употреблять такие выражения, как диктатор, жестокий правитель, управлявший страной железным кулаком. Очевидно, что до этого они не подозревали, что в Египте при Мубараке, т.е. в течение тридцати лет, действовало чрезвычайное положение. Иными словами, вместо Конституции было введено специальное законодательство, существенно сокращавшее свободу собраний и перемещение населения в стране. Свободы слова не существовало. Полиция имела право без всяких церемоний арестовывать «опасных индивидов», обыскивать людей и помещения без каких-либо судебных и процессуальных ограничений. Кроме того, существовали специальные суды, которые быстро и без церемоний «рассматривали» все нарушения этого чрезвычайного законодательства. И как следствие такого положения в стране были массы политических заключенных, а пытки заключенных в тюрьмах были обычной практикой. Так как об этом они начали говорить только сейчас, то раньше всего этого они не видели.
Очевидно, они не замечали, что политический и экономический режимы в Египте существовали только благодаря верному служению Мубарака интересам США. А эта верность щедро оплачивалась деньгами американских налогоплательщиков. За последние десять лет Мубарак получил от США 35 миллиардов долларов так называемой экономической помощи. Именно поэтому на банковских счетах Мубарака и членов его семьи в банках «цивилизованных стран» покоятся почти астрономические суммы долларов, а некоторые информационные агентства зачитывают длинные списки недвижимости опять же в «цивилизованных странах», принадлежащей Мубараку и его родственникам, а также называют бизнес-сферы, в которых диктатор и его «иждивенцы» имеют более чем солидные авуары.
Кроме того, они как бы не знали, что в Египте армия была своеобразным государством в государстве, имевшим не только свой собственный колоссальный бизнес, но и была гарантом статус-кво. И все это потому, что американцы, будучи очень практичными людьми, чтобы обеспечить выполнение Мубараком своих обязательств перед США, поставили египетскую армию под свой контроль. Они наводнили ее массой своих советников, инструкторов, агентов ЦРУ и другого персонала, чья задача состояла, так сказать, в присмотре за порядком. За все это ежегодно они выплачивали египетской армии 1,2 миллиарда долларов. Не на закупку техники, а так сказать, просто за послушание. Именно благодаря такому формату американской помощи и системе присмотра тридцать лет назад Египет подписал мирный договор с Израилем, хотя у населения страны содержание этого договора не имело тогда и не имеет сейчас безусловной поддержки.
Свержение диктатора в Египте воодушевило народы соседних стран, в которых у власти такие же «демократы», как и Мубарак. Но пока что выступления в Алжире, Иордании, Йемене и Марокко не такие массовые, как в Египте, поэтому тамошняя полиция пока справляется с манифестантами. Лидеры же «цивилизованного мира», которые, как известно ничего, кроме демократии не приемлют, почему-то помалкивают по поводу подавления народных протестов в названных странах. Никто из них в связи с этим еще не появился на телеэкране и не потребовал от правителей в этих странах соблюдения законных требований населения в этих государствах.
Ни западные лидеры, ни западные СМИ до недавнего времени не видели тоталитарного режима в Египте и продолжают не замечать диктаторских режимов по соседству с Египтом и на некотором отдалении от него. Правда, они замечали и замечают отсутствие демократии только в тех странах, которые проводят независимую политику и не склонны уступать нажиму «цивилизованного мира». В частности, в последнее время все лидеры «цивилизованного мира» и соответственно их СМИ много критиковали Александра Лукашенко, подсчитывали политических заключенных в Беларуси, количество погибших журналистов и, естественно, приписывали их смерть проискам секретных эскадронов смерти, якобы направляемых президентом этой страны. Таким образом, получается, что все эти «демократические» лидеры страдают каким-то специфическим зрением, позволяющим им видеть то, что они хотят видеть и не замечать того, что они видеть не желают.
Анатолий ВЕРБИН.
ЕС поможет
Председатель Евросовета Херман Ван Ромпей, глава Европейской комиссии Жозе Мануэл Баррозу и Верховный представитель ЕС по внешней политике Кэтрин Эштон положительно отреагировали на отставку Хосни Мубарака.
«ЕС приветствует мужество египетского народа, который вел свою борьбу за демократические преобразования мирно и с достоинством», – говорится в заявлении, распространенном в Брюсселе.
Кроме того, Евросоюз подтвердил готовность помочь Египту всеми имеющимися у него средствами.
Канцлер Германии Ангела Меркель назвала отставку Мубарака «историческим поворотом».
«Мы надеемся, что будущее правительство Египта продолжит поддержание мира на Ближнем Востоке, уважая соглашение с Израилем и гарантируя его [Израиля] безопасность», – добавила Меркель.