Не так давно российские газеты «порадовали» своих читателей очередной новостью, от которой стало грустно и досадно. Мы узнали, что ряды самых богатых людей планеты пополнились за счет новых российских миллиардеров. Разве не повод для прилива национальной гордости, не аргумент для патриотического воспитания юношества? Так, наверное, и думали некоторые журналисты, которые с воодушевлением сообщили эту весть. На положительные эмоции рассчитывали, надо полагать, и те либералы, кто очень старается убедить народ, что жизнь россиянская изо дня в день становится все краше и веселее.
И народ, конечно, бы возрадовался, да вот только благостную «картину маслом» несколько портят бедные крестьяне на разоренной земле, безработные пролетарии украденных у народа предприятий, обозленные «бюджетники», пытающиеся докричаться до правительства по поводу своего хилого существования. Да что-то там еще блеют пенсионеры насчет жалких подачек государства, но на них, правда, давно уже никто не обращает внимания. Как же им всем доказать, что именно успехи наших миллиардеров есть теперь наше главнейшее достижение? Каким образом убедить нищий, слабый народ в том, что он живет в сильном государстве, процветающем исключительно за счет олигархов.
Народ, увы, не понимает этих тонкостей, не дорос, стало быть. Зато он задает много вопросов, зачастую, правда, очень запоздалых и безответных. Например, почему мы не тех кандидатов избрали в Госдуму, зачем поверили болтовне забронзовевших «единороссов», ради чего добивались пустой свободы и бессмысленной воли. А чаще всего в наших воспаленных умах возникает неотвязный вопрос о чудовищном нарастающем расслоении общества, все о тех же рублёвских миллиардерах и пенсионерской нищете. Читаешь про сказочную роскошь, которой окружили себя всевозможные абрамовичи, дерипаски, чубайсы и сразу – мысль: откуда взялось это племя наглое и бесстыдное? Где они откопали свои миллиарды? Круглому же демократу ясно, что отнюдь не трудами праведными нажиты эти их капиталы. И папы с мамами у них не Ротшильды и Рокфеллеры какие-нибудь. Впрочем, тут сомневаться не приходится. Они, славные наши олигархи, сами про себя уже ничего не скрывают, благо бояться им теперь нечего, поскольку частная собственность – это у нас теперь священная корова. Любопытно и как-то жутковато было наблюдать однажды за их собранием в Кремле, где они обсуждали «пути борьбы с коррупцией». Там один из них с подкупающей откровенностью так молвил: «Да ведь мы сами с этого начинали…» Не с борьбы, конечно, а именно с мздоимства. Действительно, им ли, гениям-самоучкам, не знать, как сражаться с этой самой треклятой и родимой коррупцией…
Впрочем, богатство никогда не бывает праведным. Еще Л.Н.Толстой писал: «Банкиры, торговцы, фабриканты, землевладельцы трудятся, хитрят, мучаются из-за собственности; чиновники, ремесленники бьются, обманывают, угнетают, страдают из-за собственности; судьи, полиция охраняют собственность. Собственность есть корень зла». Так считал великий мудрец. Но что нам теперь Толстой? Разве что лишнее доказательство верности избранного пути.
И все-таки интересно же знать, с чего все начиналось. Вот говорят, что мы не ведаем, что строим: то ли социалистический капитализм, то ли капиталистический социализм. Многие называют нынешнее экономическое состояние в стране диким капитализмом. Насчет наличия капитализма возражать не станем, но почему же он дикий-то? Он, как представляется, просто имеет свои национальные особенности. Как рыбалка и охота, показанные в известных одноименных фильмах. О том, каковы эти особенности, и хотелось бы поговорить.
Замечательный русский писатель Н.С.Лесков (в нынешнем феврале ему исполнилось 180 лет со дня рождения) в своей повести «Отборное зерно» вот что пишет: «… наш простой, ясный русский ум нашел еще одно измерение и такой выход, при котором и до суда не доходили, и не ссорились, и даже ничего не потеряли, а напротив – всю свою невинность соблюли, и все себе капиталы приобрели». Но каково же это нашенское измерение и что за выход такой мы откопали? Чтобы ответить на этот вопрос, напомню вкратце читателям содержание лесковской повести. Один русский купец привез на ярмарку образцы отборного зерна, которое он якобы вырастил в своем имении. На самом же деле никакой превосходной пшеницы у него отродясь не водилось, а образцы дворовые крестьянки отобрали по зернышку. И все же купец оформил все бумаги на продажу большой партии зерна по хорошей цене такому же плуту, как и он сам, получил деньги. Покупатель застраховал баржу, куда загрузили всякий мусор вместо «образцовой» пшеницы, в немецком страховом обществе, затем договорился c мужиками одного села, мимо которого плыла баржа, чтобы те «нечаянно» затопили ее. Ловкий купец получил от страхового общества солидную сумму, хорошо заплатил мужикам за то, что они умело угробили баржу, а потом целое лето доставали кули с мусором из воды. В результате купцы обогатились, мужики поставили себе новые избы, а немцы из страхового общества получили урок, чтобы не думали, что русские будто «через меру своей глупостью злоупотреблять начали»…
Некоторые критики, говоря об этой повести Лескова, преднамеренно сводят разговор исключительно к полезности суждений писателя для современного предпринимателя, относя свои выводы только к неким практическим советам. Думается, такой прагматический подход к идее «отборного зерна» не совсем справедлив и не всегда верен. Идея эта гораздо глубже и заключается она, как нам представляется, в знании русского характера, а точнее, корней той самой предприимчивости и хваткости, что свойственна была русским людям намного раньше, чем многим другим народам. Недаром же еще Маркс предрекал, что наибольшее развитие капитализм получит именно в России.
Как это ни странно звучит (впрочем, странностей у нас хоть отбавляй), но русская предприимчивость, деловитость рождались не благодаря государственной политике, а во многом вопреки ей. Вспомним историю, начиная хотя бы с петровских времен, когда народ платил бесчисленные налоги, например, за дым из трубы, и кончая нашими днями, когда на пути начинающего «бизнесмена» все то же родное государство нагородило такие заслоны из справок, взяток и чиновников, что более или менее совестливому человеку нечего и соваться в предпринимательский ряд. Впрочем, не обделен вниманием мздоимцев любой и каждый россиянин. Не случайно же именно в России давным-давно родились и до сих пор здравствуют такие популярные в народе понятия, как «выживать», «выкручиваться», «выкарабкиваться». В общем-то мы и живем по этим понятиям, особенно в последние годы. По большому счету тоталитарное государство всегда было против «маленького» конкретного человека, а пуще всего гнобило человека деятельного, толкового и расторопного. Конечно, среди таких проворных, как и полагается, было и есть немало отъявленных хапуг и мошенников. Но вот очередной «перекос и перегиб»: раньше рвачей, а заодно с ними и порядочных предпринимателей власти сдерживали, не позволяли развернуться, держа в социалистическом прокрустовом размере, а теперь власти самым завзятым мошенникам дали зеленую улицу. Об этом говорит уже тот факт, что практически запрещена проверка частного бизнеса, чем бы он ни занимался. И чему же тут удивляться, если число российских богатеев множится и бесится с жиру на фоне массового обнищания народа, а количество забугорных миллионеров уменьшается при сравнительно высоком благосостоянии определенной массы населения. А тут еще один подарок олигархам от родного государства – плоская шкала налогов. И уж, казалось бы, доказано-передоказано, что от этой плоскости в кошельках у олигархов одни выпуклости, а в карманах бедняков – только прорехи, но сказки правителей о растущих доходах все продолжаются.
Если власти ставят на пути делового человека всевозможные рогатки с целью беспредельного обогащения собственных нуворишей, то вполне естественно желание этого человека обойти искусственные препоны. Так было и будет всегда. И чем больше этих рогаток, чем они хитрее, тем ловчее становится предприимчивый человек, ибо он давно подготовлен к государственным козням. Потому и по части взяток дока каких поискать. Наши предприниматели и дают сто очков вперед любому зарубежному бизнесмену – в части изворотливости прежде всего. Так было и в лесковские времена, и еще раньше. Но как же «насобачился» русский человек с той поры! Все эти чиновники, выдавшие когда-то хозяину «отборного зерна» «свидетельства и разные удостоверения» и в подметки не годятся нашим теперешним государственным мужам, напутствовавшим медузообразного строителя «МММ», расхристанную «Властелину» и прочих «благодетелей» народа. Впрочем, так ли уж виноваты все эти мерзавцы? По существу, они только не очень умело воспользовались правилами игры, предложенной самим государством. Как говорится, «жадность фраера сгубила». Им можно даже посочувствовать. Вот и теперь после отсидки этих самых мавродий многие готовы опять на руках носить. Другим же, безымянным (и очень многим!), куда более могучим пирамидостроителям повезло куда больше, и они теперь преспокойно просаживают народные денежки на самолучших мировых курортах, поедая бочками икру и привозя вагонами на свои тусовки российских девчонок. Мало того, они у власти в большом почете и в законе. Не напоминает ли вам сама эта власть со своей расплывчатой, туманной праведностью такую же медузу, как пирамидостроители?
А ведь начинали благодетели тихо и незаметно, как тот же лесковский купец – «мастер высоких урожаев». Один цветочками торговал, другой служил «кассиром в тихой бане», третий фарцевал. Впрочем, так бывает всегда, поскольку аппетит, как известно, приходит во время еды. А тут полная воля, лафа, никаких тебе тормозов, только на государство равняйсь! Именно у него, не будь наш купчик дураком, много чему можно было поучиться, ибо власти играют только по-крупному: то дефолтом тебя накроют, то очередной реформой оглушат, то ЖКХ на тебя спустят. Наш деловой и предприимчивый, глядя на все это, делает выводы и все на свой ус мотает. И так он увлечен этими игрищами с государством, выборными хитросплетениями и разборками в дуумвирате, что уже не в силах о чем-то другом думать, в том числе и о каких-то там нравственных нормах, о которых писал Лесков. Какая совесть, где порядочность, господа? Вот уж поистине две вещи у нас теперь несовместны: честность и богатство. Помните поговорку: если ты честный, то почему такой бедный? Цинично, но действительности вполне соответствует. А впрочем, это понятие у нас тоже давно водится, еще в стародавние времена «ясный русский ум» находил объяснение такому порядку. Мужик, так ловко устроивший дело с потоплением баржи с «отборным» зерном, вот что говорит: «Где весь грех смыть. В писании у апостолов сказано: «Весь мир во грехе положен», – всего не смоешь, а разве хоть по малости».
По малости и теперешние бизнесмены грехи отмывают. Кто храмы строит для ветхих старушек, кто в церкви стоит со свечой, держа ее как стакан с водкой. А в другое время они также грешат, и совсем не по малости. Там умыкнут миллион-другой «зеленых», там прихватят завод или фабрику, а где-то и укокошат «вредного» человечка. Такой вот прогресс получился в сравнении с лесковскими-то временами. Продвинулись мы, еще как продвинулись.
Все так. Но с другой стороны вот еще о чем подумаешь: может быть, пора нам перестать болтать о нашей великодержавности, загадочности русской души, самобытности и особой национальной идее? Помолчать, сосредоточиться и заняться делом, конкретным и полезным для каждого из нас, а значит, и для всей России. Для начала хотя бы снова научиться зерно отборное выращивать и огурцы с помидорами. А там, может, и до химер с модернизацией и нанофикцией доберемся. Вот тогда понадобятся как раз деловые настоящие люди – патриоты Отечества. И счастлив будет тот, кто сподобится жить в стране, где общество и власть научатся, наконец, понимать друг друга, вместе выделять среди людей «отборное зерно» и «плевелы», и каждому воздадут по его делам. Будем надеяться, как надеялся и Н.С.Лесков, когда писал: «…наш самобытный русский гений, который вы отрицаете – вовсе не вздор. Пускай там говорят, что мы и Расея, и что у нас везде разлад да разлад, но на самом-то деле, кто умеет наблюдать явление беспристрастно, тот и в этом разладе должен усмотреть нечто чрезвычайно круговое или, так сказать, по-вашему «социабельное». Бисмарк где-то сказал раз, что России будто «остается только погибнуть», а газетные звонари это подхватили и звонят, и звонят… А вы не слушайте этого звона, а вникайте в дела, как они на самом деле делаются, так вы и увидите, что мы умеем спасаться от бед, как никто другой не умеет, и что нам действительно не страшны многие такие положения, которые и самому господину Бисмарку в голову, может быть, не приходили, а других людей, не имеющих нашего крепкого закала, просто раздавили бы».
Вот так прелюбопытно ставил вопрос Н.С.Лесков. А главное – как современно он звучит сейчас!
Алексей ВОЛОВИКОВ,
заслуженный работник культуры РФ
Белгород.