В последние годы Центральный Комитет КПРФ все чаще проводит свои пленумы в режиме заседаний «теневого» правительства, или, точнее говоря, «теневого» Госсовета. Выбирается одна из животрепещущих общественно-государственных проблем, приглашаются крупнейшие специалисты в данной области, и на таком общем совете вырабатывается партийная позиция, являющаяся реальной альтернативой официальному правительственному курсу. Так проходили пленумы, посвященные защите русской культуры, кадровой политике государства, социалистической модернизации общества, поддержке села и сельскохозяйственного производства и др. На этот раз прошедший 26 марта Пленум ЦК избрал своей темой развитие науки и образования.
Несмотря на его кажущуюся «общечеловечность», этот вопрос требует как раз марксистско-ленинского, классового подхода. В капиталистическом обществе буржуазия заботится о воспроизводстве рабочей силы, требуемой для функционирования капитала, и соответственно устанавливает необходимые ей стандарты развития личности работника, в том числе и образовательные. Но капитализмы бывают разные, каков капитал – таков и стандарт образования и воспитания. Как отметил, выступая на Пленуме, нобелевский лауреат, академик Ж.И.Алфёров, проблема возрождения промышленности высоких технологий – вопрос жизни и смерти для России. Если ее не решить, мы навсегда останемся колонией. А решающая роль в возрождении высокотехнологичных отраслей принадлежит науке и образованию. При этом главная проблема науки сегодня – это даже не низкое финансирование, хотя оно в 3–5 раз ниже, чем в советские времена, а невостребованность научных результатов экономикой и обществом. Когда наука нужна, деньги на нее всегда находятся.
Но российскому капитализму наука не нужна. «Наш» капитал – спекулятивно-паразитический, и он диктует образовательный стандарт, нацеленный не на развитие, а на примитивизацию личности, не на творчество, а на исполнительность и пассивное потребительство. Собственно, об этом, ничуть не стесняясь, открытым текстом давно уже говорит министр образования и науки А.Фурсенко. На это и направлены все правительственные «реформы» в данной области. Во-первых, введение в средней школе под видом Единого госэкзамена (ЕГЭ) механического тестирования вместо проверки глубины усвоения знаний. Во-вторых, присоединение России к Болонскому процессу в области высшего образования (деление высшей школы на балакавриат и магистратуру). Наконец, это пока не утвержденный, но усердно проталкиваемый ущербный проект образовательного стандарта.
Какую же альтернативу предлагает здесь КПРФ? Она отнюдь не сводится только к набору, содержанию и форме преподавания общеобразовательных и специальных предметов. Главное здесь в том, чтобы, как образно выразился основной докладчик, первый заместитель Председателя ЦК КПРФ И.И.Мельников, «перевернуть пирамиду», чтобы структура экономики определялась работой системы образования и науки, а не наоборот.
Словеса же о том, что текущая «реформа» образования призвана-де приблизить его к стандартам, принятым в высокоразвитых странах, – чистое лицемерие. Это убедительно показал крупнейший отечественный специалист в области микроэлектроники, лауреат Ленинской премии, доктор технических наук Ю.С.Рябцев. Исходный факт: около 85% стоимости продукции крупнейшего в мире производителя микропроцессоров – компании Intel создаются знанием, и только 15% приходятся на вещественные факторы производства. В России же, подчеркнул Рябцев, готовится очень много не способных ничего создавать менеджеров и почти не готовятся настоящие ученые и инженеры. Их приходится собирать с миру по нитке. Поэтому провалился проект Intel создать московское отделение. Вердикт американцев был предельно жестким: ваши не могут работать.
Но работать-то надо! Надо по-настоящему, а не виртуально-пропагандистски поднимать Россию с колен. Поэтому взоры ученых-патриотов все чаще обращаются к компартии, ее депутатам в парламенте. Заместитель председателя Совета профсоюза Российской академии наук по работе с Государственной думой А.С.Миронов подробно рассказал о сотрудничестве российских ученых с коммунистами в рамках межрегионального общественного «Движения за возрождение отечественной науки», возглавляемого членом ЦК КПРФ, депутатом Госдумы, членом-корреспондентом РАН Б.С.Кашиным. Одним из плодов этого сотрудничества является вносимый фракцией КПРФ законопроект «Об образовании».
Один из разработчиков этого законопроекта, депутат Госдумы О.Н.Смолин, рассказал, в чем его принципиальное отличие от правительственного. Если правительственный проект, окончательно уничтожающий в нашей стране русское, советское классическое образование, может быть назван «Образование – для избранных», то коммунисты предлагают «Образование – для всех».
Правительственный проект исходит из того, что образование – это услуга, мы же считаем, что образование – служение. Необходимо изменить бюджетную политику государства: мы требуем, чтобы финансирование образования было на уровне 7% от ВВП. Принцип налогообложения в сфере образования должен быть такой, как это было в нашей стране от Петра Первого и как это принято почти во всем мире. Там учреждения образования не платят налоги, если деньги вкладываются снова в образование. По пенсионному обеспечению и социальным гарантиям коммунисты считают необходимым приравнять педагогического работника к государственным служащим. Труд педагога не менее важен, чем труд чиновника. Мы предлагаем, чтобы необеспеченный студент получал стипендию не ниже прожиточного минимума, чтобы успешно успевающий студент получал академическую стипендию, которая в советское время была на уровне 80% от прожиточного минимума. Если правительство выступает за обязательный ЕГЭ, то мы – за добровольный. То же самое относится и к Болонскому процессу – мы требуем его добровольности, мы категорически против того, чтобы Болонский процесс превращался в «болванский». Мы требуем прекратить закрытие сельских школ, чтобы сельская школа финансировалась не по душевому принципу, независимо от количества детей. Мы требуем, чтобы не только закрыть, но и реорганизовать школу можно было только с согласия сельского схода. Правительство предлагает лишить инвалидов льгот при поступлении в профессиональные учебные заведения, но таких учащихся всего один процент. Мы предлагаем сохранить существующую систему льгот, ввести квотирование учебных мест для инвалидов. Мы требуем восстановить метровый образовательный телеканал, и чтобы государство поддерживало все негосударственные каналы, которые будут заниматься образовательными программами. «Правительственный проект – паровоз для машиниста, наш проект мы считаем локомотивом для всех», – подытожил Смолин.
В этих кратких заметках я остановился только на выступлениях нескольких гостей Пленума, поскольку они как нельзя лучше иллюстрируют ленинский тезис о том, что ученый и инженер придет к признанию социализма через данные своей науки и специальности. Четверть века назад педагогическая и научно-техническая интеллигенция в большой своей части социализма как бы «не замечала». Он воспринимался ими как воздух, который никуда не исчезнет, которым они будут дышать всегда независимо от социально-экономических отношений, форм собственности и политического характера власти. Оказалось совсем не так. Вместе с социализмом наука и образование лишились кислорода. Причем в России создалась такая обстановка, что никакого иного «кислорода», способного оживить науку и образование, кроме социализма, нет.
Отсюда и рождающееся новое, более сознательное и продуманное отношение к социализму, к борющимся за него коммунистам. Все шире понимание того, что «переворот пирамиды» требует коренного переворота всей системы общественных отношений, возглавить который могут только коммунисты. Образно говоря, коммунисты получили в академической и педагогической среде немалый аванс. Теперь его нужно отработать.
Александр ФРОЛОВ.