– На мой взгляд, мы были свидетелями довольно новой для нынешней России акции. Ее новизна заключается в первую очередь в том, каким неожиданным образом глава государства распорядился подобным публичным форматом общения.
Вместо того чтобы использовать эту громкую трибуну для сверхожидаемых заявлений о намерениях баллотироваться либо использовать привычную тактику новых обещаний и постановки амбициозных задач, он сделал новостью отсутствие таковых заявлений и несколько часов занимался решением лишь одной задачи: формулировки своего политического образа. Не ознакомительной, как требовалось когда-то, а уточняющей, то есть очерчивающей круг возможных сторонников в преддверии старта избирательного цикла.
Не случайно очень много было посвящено двум темам: его отличиям от «других» или «прежних» руководителей страны, и даже различиям с председателем правительства Владимиром Путиным. Он открыто отметил, что он первый, кто объедет все регионы, первый, кто использует неотфильтрованную информацию в своей работе. Заявил, что выступает за качественное, быстрое развитие, а не за постепенные шаги, о чем говорилось при формировании псевдонародного фронта «Единой России». Таким образом, можно сказать, что эта пресс-акция имела в основном имиджевые, «репутационные» задачи.
В том числе Дмитрий Медведев пытался снять с себя созревающий у части общества упрек в прозападной позиции по ряду вопросов. Он достаточно принципиально высказался об угрозе натовской системы ПРО для России, недвусмысленно дал ответ о резолюции по Сирии как, по существу, опасной, а главное, что действительно важно, много и верно говорил о сотрудничестве с Китаем. Насколько это будет иметь место в реальной политике, покажет ближайшее время. Нужно внимательно смотреть, тем более что ничего не было сказано против выгодной Западу десталинизации «по Федотову».
Упор также постоянно делался на то, что данное мероприятие лишено пафоса, присущего всем форумам власти последних лет. Дмитрий Медведев старался выглядеть президентом земных категорий, сам сказал, что не смотрит на жизнь «в розовых очках», а в самом начале эфира высказался отрицательно о политике как шоу, жестко ограничил рамки общения, не пожелав ставить «рекорды» по пребыванию на телеэкране. Позитивно оцениваю тот факт, что Дмитрий Медведев вновь выступил против ситуации, когда одна партия все за всех решает.
Все эти, казалось бы, мелкие детали имеют большое значение с точки зрения анализа политической стилистики: внешне пустое и бессмысленное мероприятие было рассчитано на получение симпатий от тех, кому надоела барабанная дробь, лоск и фальшь, присущие подобным телевизионным накачкам. Причем расчет был как на молодое поколение, это был разговор на «молодом» языке, так и на пожилых людей: достаточно вспомнить проникновенные слова о положении ветеранов войны.
В то же время мы видели открытое согласие президента с проводимым стратегическим курсом. Не услышали даже намека на проблему того либерального кипятка, который льется на голову российскому народу и которым уже ошпарено наше общество. Не заметили возвращения к теме краеугольного камня: сырьевой зависимости экономики.
Без обсуждения этого блока вопросов, при сохранении основ курса, который проводится уже десяток лет, – любой кандидат в президенты от власти будет кандидатом от жирующих котов и бюрократов, а не от народа. Только вокруг КПРФ, нашей программы и нашего кандидата возможна реальная коалиция сил, ориентированных на развитие, в основе которого ценности справедливости и мощного независимого государства.
Павел Щербаков,
пресс-служба ЦК КПРФ