Кто подрезал крылья нашей авиации, тормозит развитие отечественного авиапрома, вынуждает страну летать на импортном старье, отправляя на свалку высококлассные, мирового уровня технические достижения советских-российских ученых, конструкторов, авиастроителей? Ответ всплывает из показательной и скверной до неприличия истории, связанной с авиадвигателем НК-93.
Она тянется с 1988 года и еще не завершилась. Попал уникальный по своим техническим характеристикам НК-93 в реформаторский переплет, сначала в горбачёвщину, потом – в ельцинизм, теперь – в тандемщину. Во все эти периоды – результат один: нет ходу двигателю, который может обеспечить нашей авиации экономичность, надежность, конкурентоспособность.
В 2009 году НК-93 снят с крыла летающей лаборатории «Ил-76ЛЛ» и отправлен в Самару на хранение, где находится уже более двух лет. Соответствующую команду дал, как утверждают авиаторы, начальник Летно-испытательного института им. Громова Евгений Горбунов. Неужели он не понимал, что двигателю находиться в отстойнике без летных испытаний равносильно его гибели?
С тех пор не проходит дня, чтобы авиастроители, конструкторы, знающие преимущества НК-93, не добивались на всех уровнях немедленного возвращения двигателя к завершению испытаний. Для этого требуется, как подсчитали специалисты, всего-то 1,5 млрд руб. Нагрузка посильная для нынешнего бюджета. Но чтобы средства пришли, нужно распоряжение руководителя минпромторга Виктора Христенко и главы «Оборонпрома» Андрея Реуса. А они-то как раз не дают на то согласия, с поразительном хладнокровием взирая, как ржавеет в ангаре НК-93, а страна теряет перспективы собственного авиационного двигателе- и самолетостроения и рынок сбыта авиатехники.
На днях из проверенных источников авиастроители узнали, что в тайне от них на высоком уровне планируется провести 15 июня совещание по двигателю НК-93. На него Владимир Скибин, гендиректор ЦИАМа (Центральный институт авиационного моторостроения им. П.И.Баранова), пригласил одних только администраторов. А непосредственно занимавшиеся НК-93 – главный конструктор Дмитрий Федорченко и бывший заместитель гендиректора СНТК им. Кузнецова (Самарский научно-технический комплекс), а ныне президент корпорации «Авиагаз» Валерий Николаев – оказались невостребованными. Это встревожило авиасообщество, которое с огромным напряжением ждет, когда модернизация истинная, а не словесная начнет воплощаться в авиапроме.
Чтобы еще раз громко заявить о проблемах российского двигателестроения, в частности, о нелегкой судьбе НК-93, ведущие конструкторы, испытатели, депутаты провели в Госдуме при фракции КПРФ круглый стол.
Россия не может оставаться сырьевой, подчеркивали авиаторы. Геополитическое положение, размеры страны выдвигают на первый план задачу развития транспортного сообщения. Прежде всего – авиационного. Для этого нужно немедленно восстанавливать отечественное самолетостроение.
Между тем, по словам председателя думского комитета по промышленности Сергея Собко (КПРФ), положение в отрасли «крайне неблагополучное». Разработанные лайнеры, которые могли бы уже производиться и работать на наших воздушных трассах, – «Ту-204», дальнемагистральный пассажирский «Ил-96», о которых не раз говорилось в Госдуме, в том числе и в отчетах правительства, так и не строятся. Программа по выпуску наших воздушных судов фактически закрыта. Производство семейства среднемагистральных самолетов «Ту-204» под большим вопросом.
Словно специально чья-то рука расчищает российский рынок воздухоплавания для чужаков. Премьер Путин много рассказывал о нашем авиапроекте «СуперДжет-100». Теперь же выяснилось, что он далеко не наш, комплектующие к нему идут из-за рубежа. Точнее, из США, что ставит в зависимость наш авиапром от капризов поставщиков. И уже был прецедент, когда Госдеп отказал в поставке комплектующих. «СуперДжет-100» застыл в неподвижности. В 2009 году правительство США перестало поставлять двигатели для наших вертолетов «Ми-38». В результате серийное производство машины отодвинулось на 2014 год. Образовался временной люфт, которым с ходу воспользовались иностранные компании для захвата нашего рынка. Вот почему наше воздушное пространство все больше заполняется «Боингами», «Аэробусами» и иными судами компаний США, Англии, Франции, Канады, даже Бразилии, где авиапромышленности никогда ранее не было.
Из-за бюрократических проволочек и отсутствия финансирования остается не у дел наш родной «Ту-204», его модернизированная версия «Ту-204СМ», не уступающая по техническим характеристикам аэробусам «А-320», «А-321». Этим снова воспользовались американцы, целенаправленно завладевающие правами на нашу интеллектуальную собственность. Так, на четверть им уже принадлежат права на двигатель ПС-90А2, разработанный в холдинге «Пермские моторы», 25% акций которого тоже находятся в руках американской фирмы «Pratt&Whitney». Теперь к проблеме недофинансирования добавилась проблема утраты интеллектуальной собственности, что угрожает закрытием программе «Ту-204СМ» и безработицей на ульяновском заводе «Авиатар», если он останется без заказов.
Участники круглого стола считают, что в стране осознанно разрушается российский авиапром. «Итогом так называемой промышленной политики, проводимой минпромторгом, является фактическая ликвидация пассажирского авиастроения в России и тотальное доминирование иностранных конкурентов в наших аэропортах», – подчеркнул С.Собко.
Стократ наталкивался на чиновничье непонимание, набивал шишки и снова вставал не сдающийся Валерий Николаев, великий знаток и практик авиапрома, продолжатель традиций отечественной конструкторской мысли, идей Николая Кузнецова. Гениальному советскому конструктору 23 июня этого года исполняется 100 лет со дня рождения. Н.Кузнецов создал ракетный двигатель НК-33. Через 40 лет он нашел применение в США. Современные российские ракеты работают на НК-33. «Это подтверждает прозорливость технических решений Кузнецова. Однако никто не предполагал, что общественный строй, который его поддерживал, будет разрушен. И созданный Кузнецовым новый авиадвигатель НК-93 будет задвинут в хранилище…», – сокрушался В.Николаев.
Двигатель способен произвести техническую революцию в авиастроении, вывести вперед российские самолеты, а от него правительственные чиновники отворачиваются. Или им кто-то подсказывает, что России не нужны технические прорывы, не нужны свои воздушные суда?
Как же так, искренне удивлялся В.Николаев, «президент говорит об инновациях, к ним же полностью относится НК-93. Это подтверждают специалисты. Почему же его выталкивают?» Двигатель – в фазе, подтвердившей свои высочайшие характеристики началом испытаний. Он поднимет пассажирскую авиацию. Его надо готовить к выпуску, страна нуждается в нем. В.Николаев предложил «в рамках «Сколково» выделить 1 млрд рублей, собрать группу специалистов и запустить в производство НК-93».
Но коллеги его упрекнули в наивности. Те, кому уже пришлось столкнуться со «Сколково», разъяснили В.Николаеву: данный инновационный центр создан для откачки денег и трудоустройства отпрысков правящей элиты. НК-93 там не нужен.
Если бы у власти была заинтересованность модернизировать и развивать экономику помимо экспорта нефте- и газодобычи, то зачем было бы разваливать выдающиеся конструкторские коллективы?
Генерал-полковник Анатолий Ситнев, председатель совета директоров ЗАО «Двигатели» представил печальный перечень гибели конструкторских школ: «КБ Мясищева нет, КБ Яковлева нет, КБ Туполева нет, КБ Микояна нет, КБ Сухой практически развалилось, ничего делать не может. Пока еще живы КБ Миля и КБ Гамова. Из всей плеяды генеральных конструкторов осталось трое: Александр Александрович Иноземцев (Пермь), Сергей Викторович Михеев (камовцы) и Алексей Гавриилович Самусенко. Шевчук Игорь Сергеевич был угроблен. Когда одному из ВИП-персон не понравилась вибрация ВИП-салона в самолете, во всем обвинили Шевчука. Его сняли с работы, лишили регалий. 6 января мы его похоронили… Понимаете, не будет института генеральных конструкторов, не будет предмета для споров, для некоторых не будет неудобств, а для страны – не будет ничего», – горячился А.Ситнев.
Его понимал каждый участник обсуждения. Поддержано было предложение А.Ситнева: расширить интеграцию всего бывшего авиационного сообщества Советского Союза с привлечением Украины, Белоруссии, Казахстана и других бывших республик. В одиночку подняться из руин некогда мощному советскому авиастроению вряд ли удастся.
Прославленный летчик-космонавт, дважды Герой Советского Союза генерал-майор Владимир Джанибеков заявил, что ничему уже не удивляется. «Был у нас «Буран», сказали: он нам не нужен. Был создан уникальный ракетоноситель «Энергия», никто в мире и близко не подходил к такому техническому решению, сказали: нам не нужны такие вещи. Я был свидетелем, как американцы выламывали нам руки, вынуждая затопить станцию «Мир». Однако пять лет нам удалось продержаться, и 15 лет «Мир» отработал. …Я в Хьюстоне был на тех совещаниях, и на моих глазах все творилось. Поэтому понятно, чей заказ, чей указ был исполнен...
Что касается двигателя НК-93. Не так давно опять сформирована новая структура: двигателестроительная корпорация. Там уже звучат критические нотки в адрес НК-93. Опять, считают авиаторы, действуют конкуренты, которые находят хорошее понимание на высших этажах российской власти.
И что интересно? Наши конкуренты французы на «Максе-2009» показали сработанный совместно с канадским филиалом «Дженерал электрик» свой двигатель «Леар-икс», который удивительно похож на НК-93. Задумались: откуда и почему? Оказалось все просто. Отсутствие гособоронзаказа, недофинансирование авиационных предприятий заставляет людей, конструкторов идти на работу в те компании, которые их приглашают. Как предполагает С.Собко, похожесть двигателя французского производства на НК-93 объясняется тем, что почти 200 конструкторов работают на наших конкурентов, которые собирают прибыли на нашем же рынке, используя наши технологии, достижения, наработки. А стоящие у власти продолжают давить и топтать каждый живой росток, чудом уцелевший в нашем отечественном авиастроении. Якобы не могут найти полтора миллиарда рублей? Но смогли же найти сотни бюджетных миллиардов для госкорпораций «Фонд ЖКХ», «Ростехнологии», «Роснанотехнологии». Могли так написать закон о госзакупках, который позволяет чиновникам безнаказанно разворовывать по триллиону рублей в год. Есть и другие примеры вольного обращения с бюджетными средствами.
С.Собко припомнил Пикалёво. Владелец завода в Пикалёво господин Дерипаска оставил рабочих предприятия в 2009 году, в разгар кризиса, без зарплаты. Но себе, любимому, собственнику ряда заводов, за 9 месяцев того же года собственным распоряжением выделил 8 млрд 955 млн руб. дивидендов, что составило 103% от чистой прибыли Красноярского алюминиевого завода, которым Дерипаска владеет. О Пикалёво он даже не подумал. Туда поехал премьер Путин «гасить» в ручном режиме недовольство масс. Заодно из бюджета была взята сумма в 40 млн руб. на оплату труда пикалёвских рабочих. Миллиарды, присвоенные Дерипаской, у него в кармане в неприкосновенности.
Так почему же на НК-93 не находится 1,5 млрд руб.? Или двигатель «выкинут» на торги, о чем объявят после 15 июня?
Но пусть не надеются чинуши, что мы отступим, заявили участники «стола».
Подготовила
Галина ПЛАТОВА.