Подъем затонувшей «Булгарии» со дна Куйбышевского водохранилища постоянно откладывается. Причинами затягивания операции называют возникающие технические проблемы и плохие погодные условия: в районе крушения периодически происходят сильные грозы, а работать в темное время суток водолазы не могут.
Как сообщил начальник оперативного штаба по подъему «Булгарии» Тимур Хикматов, в среду утром специалисты начали заводить так называемые полотенца (специальные тросы) под кормовую часть судна. Непосредственный процесс подъема скорее всего начнется во второй половине дня или уже в четверг. Сейчас в районе крушения действует группировка, состоящая из 20 судов. Руководитель операции Виктор Олерский сообщил, что накануне вместе с 400 тоннами грунта, который поднимают из-под судна, чтобы выровнять его, были извлечены несколько предметов с борта «Булгарии».
Погибшими по-прежнему считаются 114 человек, 15 числятся пропавшими без вести. Их тела до сих пор не обнаружены и, по словам Олерского, поиск будет продолжен только после полного подъема теплохода. Между тем министр внутренних дел Татарстана Асгат Сафаров заявил, что на самом деле шестеро из граждан, считающихся пропавшими без вести, живы, а в списки пассажиров попали ошибочно. Однако официальной корректировки этих списков пока не произведено.
Сафаров заговорил и об ответственности членов экипажа «Булгарии», которые «набрали неквалифицированную команду». О плохой квалификации, по мнению министра, свидетельствует тот факт, что в команде были женщины и подростки. «Например, буфетчице было 18 лет, а матросу и стажеру – по 17. Они ведь тоже чьи-то дети. Для многих из команды эта навигация была первая в жизни», – сказал он.
Заявление министра выглядит несколько странно: запрета на работу женщин на борту судов не существует, а в 18 лет человек по закону считается взрослым. Да и 17-летние подростки при соблюдении трудового законодательства и наличии необходимой квалификации могут наниматься на работу.
Другое дело, было ли соблюдено это законодательство, имелась ли необходимая квалификация, причем не только у женщин и подростков. Как стало очевидным после трагедии «Булгарии», нынешние судовладельцы экономят не только на техническом состоянии судов, но и на зарплатах команды и обслуживающего персонала. А разруха и деградация отрасли сказывается и на «железе», и на уровне профессионализма работников.
Тем временем из Волгограда в Казань был доставлен и допрошен капитан судна «Дунайский-66» Александр Егоров. Он проходит в качестве подозреваемого по делу о неоказании помощи пассажирам «Булгарии». На время следствия с Егорова взята подписка о невыезде. Капитан судна «Арбат» Юрий Тучин, подозреваемый по тому же делу, задержан на 48 часов. «Капитан сухогруза Юрий Тучин, увидев на месте крушения дизель-электрохода «Булгария» лиц, терпящих бедствие, являясь лицом, имеющим возможность оказать им помощь без серьезной опасности для своего судна, экипажа и пассажиров, не оказал помощь 76 лицам, находящимся в воде, и продолжил следование по ранее установленному маршруту», – говорится в сообщении Приволжской транспортной прокуратуры.
Хочется надеяться, что следствие по этому делу будет проведено объективно, с целью установить истину, а не свалить вину на очередных «стрелочников». Сразу после крушения именно капитаны «не оказавших помощь судов» стали для общественного мнения едва ли не главными виновниками трагедии. Понять чувства пассажиров «Булгарии», оказавшихся в воде, не знающих о судьбе своих близких, безусловно, можно: мимо них проходит другое судно и даже не останавливается! Неспециалисту, да еще в столь отчаянном положении, даже в голову не придет, что судно это, например, вообще не может сразу остановиться. Но еще до всяких разбирательств, капитаны были заклеймены, причем на самом высоком уровне.
Однако, как выясняется, все далеко не так просто. Так, Роман Лизалин, капитан «Арабеллы», занимавшейся спасением выживших после крушения, рассказал, что сам просил экипаж «Дунайский-66» (с которого, кстати, и был подан сигнал бедствия) пройти мимо. Лизалин понимал, что его судно проведет операцию быстрее. Тяжелый сухогруз, который после начала торможения может по инерции пройти еще два километра, мог невольно даже создать помехи в спасении людей.
Судорожные усилия властей привлечь к ответственности за столь масштабную трагедию «хоть кого-нибудь» вызывают серьезную тревогу. Ведь таким образом с системным кризисом справиться невозможно.
Прокуратура «вносит представления» руководителям управления на транспорте окружного МВД из-за безлицензионной деятельности субарендатора утонувшей «Булгарии» ООО «Аргоречтур». За выпуск «Булгарии» в рейс, ставший для нее последним, уволен директор Казанского пассажирского порта Рашид Сафин. В Красноярском крае, на далеком от Волги Енисее, снят с рейса еще один «близнец» «Булгарии» – «Михаил Лермонтов». Еще раньше на якорь поставили дизель-электроходы «Петр Алабин» и «Композитор Глазунов». Построенный по тому же чехословацкому проекту 785 «Римский-Корсаков», который также ходил по Енисею, не эксплуатируется уже несколько месяцев: он выставлен на продажу.
Вряд ли теперь найдутся желающие на его покупку. Впрочем, кто знает? Как показывает российский опыт последних катастрофических лет, авральные проверки и тотальный контроль после очередной громкой трагедии с человеческими жертвами вскоре сходят на нет. До следующего повторения. Так было после пожаров в домах престарелых, учебных заведениях, ночном клубе «Хромая лошадь». Так было после многочисленных авиакатастроф и взрывов на шахтах.
На проведение операции по подъему затонувшей «Булгарии» выделено 150 млн рублей, примерно такая же сумма пойдет на компенсации семьям погибших и пострадавшим. Только на «гробовых», которые платятся из бюджета, наше государство и не экономит. Но человеческие жизни не вернуть никакими миллионами… Зато «эффективные собственники» и высокие чиновники остаются при своих, не отвечая за случившееся ни уголовно, ни морально, ни материально.
Е. ЮРЬЕВА.