Здравствуйте, уважаемые товарищи!
Вы подняли очень важную тему. В нашей небольшой Владимирской области, в ста километрах от Москвы только за последние двадцать пять лет исчезло 107 сел и деревень(4%).
Имя моей погубленной деревни – Малахово. И хотя она еще значится на карте Суздальского района, там почти никто не живет... А я ее помню другую! И такой она вошла в мои рассказы и повести. Такой я ее запомнил навсегда.
С уважением
Юрий Павлов (г. Владимир).
Здравствуй, здравствуй, родное Малахово!
Как назвать этот стынущий дол,
Что старательно трактор запахивал?
Слишком поздно к тебе я пришел...
Ни кола, ни двора, ни околицы –
Настоящему грустный укор,
Только больно терновник уколется,
Одичавший с тех пор...
Лишь окликнет косяк журавлиный
Эту грустную пашню с небес,
Эти дали безлюдные синие
Да темнеющий сумрачно лес.
Только в памяти выплывут резвые,
Дорогие ушедшие дни.
Как случилось, что корни подрезали,
Животворные корни свои?!
Как случилось, что время – запахивать
Память нашу – зияющий ров?..
Поклонюсь: здесь стояло Малахово –
Тридцать восемь дворов...
Во имя чего погибли?
Только что вышел из печати третий номер литературно-художественного журнала «Алтай», а в нем 40-страничный очерк писателя Анатолия Кирилина «Убывающая деревня», с огромной аналитической фактурой. Потряс хотя и не полный перечень разоренных и уничтоженных ферм и деревень одного лишь Красногорского района Алтайского края. Район предгорный, в советское время он славился развитым производством зерна, но особенно – мяса и молока. Пастбищное содержание скота и тучные корма позволяли получать экологически чистую и высококачественную продукцию, развитию животноводства способствуют и климат, и природа. Вот его список.
Совхоз «Малиновский» – перестал существовать.
Новая ферма села Красногорское (было 1500 голов скота, 700 коров) – перестала существовать.
Верх-Кажа (было 1000 голов, 400 коров) – скота нет.
Чапша (было 400 голов, 200 коров) – сейчас скота нет, в селе живет меньше десяти человек.
Егона (было 400 голов, 200 коров) – сейчас скота нет, в селе живет меньше десяти человек.
Калташ, было 700 голов, 400 коров) – скота нет, в селе прописаны восемнадцать человек, проживает пятеро.
Ужлеп (было 500 голов, 200 коров) – скота нет.
Карагайка, было 800 голов, 400 коров) – скота нет.
Ивановка (было 300 голов, 200 коров – скота нет.
Иртышкино (было 500 телок) – село исчезло с карты района.
Луговое (было 700 голов, 300 коров) – скота нет.
Многопольное (было 500 голов, 300 коров) – ферма исчезла.
Мануильское (ферма была племенной и поставляла быков по всей Сибири, Дальнему Востоку) – едва выживает.
Старая Суртайка (было 600 голов, 300 коров) – скота нет.
Новая Суртайка (Ишинская ферма. Было 700 голов, 300 коров) – скота нет.
Быстрянка (было 300 свиней) – скота нет.
Курлек (было 350 голов, 200 коров) – скота нет.
Совхоз «Пильненский» – исчез с карты района.
Совхоз «Лебяжинский» – исчез с карты района.
Сёла Усть-Кажа, Макарьевское, Соусканиха, Лебяжье, Каменка практически лишились животноводства.
Список писатель заключает такими словами. «Впору на въезде в район ставить памятник с мемориальной доской. Было и не стало, погибли. Вот только за что, во имя какой такой высокой цели? Увы, Красногорский район не один такой».
Скот на селе – это работа для людей. Не стало скота, уходят и люди, деревня умирает. Анатолий Кирилин приводит несколько ответов пользователей интернета на вопрос: «Почему в России ежедневно вымирают две деревни?» Ниже лишь два из них:
– Потому, что долбаный стабфонд надо размещать не в разных валютах, а в реальных проектах, основанных на реальных возможностях роста сельского хозяйства. Иначе скоро будем кушать рубли и доллары.
– Потому как нацпроекты не были реализованы вообще, все разговоры по телику – чушь собачья… Вместо миллиардов на счетах и разговоров о них надо использовать только реальные дела, выраженные в цифрах – например: построено 300 домов в деревне такой-то, газ, свет, вода, школа и больница… Дома безвозмездно предоставлены нуждающимся… + система госзакупок сельскохозяйственной продукции. В конце концов, нефть и газ – достояние всего народа, а не тех, кто трубой заведует.
Алексей Кобелев,
постоянный читатель «Советской России».
г. Барнаул.
Дорогие друзья! Уважаемые сограждане, искренние патриоты своей малой родины! Мы обращаемся к вам как к заботливым хозяевам земли, неравнодушным знатокам своих родных мест в районах, областях, краях России. РАЗВЕРНЕМ ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ДВИЖЕНИЕ по спасению памяти о погубленной российской деревне.
---------------------------------
За двадцать лет разрушения в России уничтожены тысячи сел и деревень, и эта разрушительная политика, несмотря на всяческие посулы помочь отечественному сельскому хозяйству, продолжается. Миллионы гектаров земли, некогда ухоженной и плодородной, в запустении. Руины домов, заржавевшая техника, пустынные, заросшие лебедой бывшие сельские улицы напоминают картины военного лихолетья.
---------------------------------
Предлагаем неравнодушным и заинтересованным гражданам, представителям общественных организаций, краеведам, учителям, депутатам, руководителям-патриотам местных органов управления СОЗДАВАТЬ ПОИСКОВЫЕ ГРУППЫ И ОТРЯДЫ.
----------------------------------
Будем собирать всю возможную информацию об уничтоженных селах: документы, воспоминания, фотографии, свидетельства, а также организовывать группы по изучению и анализу этой информации. Узнаем и назовем имена погубленных деревень! Расскажем об их буднях и праздниках в те времена, когда жизнь там кипела, об их известных людях и героях. Покажем, в каком состоянии находятся эти деревни сегодня.
-----------------------------------
Не забудем сами и не дадим забыть обществу о трагедии, постигшей нашу землю! Вместе мы сможем добиться, чтобы виновные не ушли от ответственности, а трагическая разруха не повторилась. Сделаем все, чтобы память не поросла быльем, чтобы появилась надежда на возрождение и новый расцвет российского села!
------------------------------------
«Советская Россия» намерена принять активное участие в этой работе. Наиболее яркие, содержательные и интересные документы обязательно появятся на наших страницах.
Ждем ваших сообщений!
Голос с форума
volsky. Очень нужное и, главное, стимулирующее народную активность дело. Но пустить это дело на самотек нельзя. Местным организациям КПРФ надо взять его под свой контроль и поручить работу молодежи. В процессе сбора информации ей придется общаться с народом в глубинке, увидеть и, главное, ужаснуться тому, ЧТО сделали дерьмократы со страной и ее трудолюбивым и героическим народом. Это будет в сто раз эффективнее любой лекции, раскроет всю ложь властей.
Идол. Хутор Евлампиевский Калачёвского района Волгоградской области... Это был огромный просторный хутор, на несколько километров протянувшийся вдоль речки Большая Голубая. Здесь разводили скот, сеяли хлеб, сажали бахчевые, овощи. Овощная плантация была немалая, поливная, с чигирем, который приводил в движение верблюд – редкость для здешних мест. Колхозная плантация лежала за речкой. На заливной земле, возле хутора, располагались свойские огороды. Здесь даже без полива хорошо росли картошка, морковь, свекла, другие овощи. На всю голубинскую округу славился хутор Евлампиевский своими садами. Груши, яблоки, сливы, даже виноград телегами увозили отсюда в районный центр, про окрестные хутора и станицы уже не говорю.
Сегодня хутор Евлампиевский остался лишь на картах. Последним его жителем – правда, не коренным – был Борис Павлович Лысенко. Несколько лет назад он покинул хутор. Тогда же, по осени, кто-то спалил два пустых дома – последнее жилье хутора. И теперь с высоты кургана открывается вид приглядный: речка, прибрежная зелень, сады. Но нет ни домов, ни людей. Зеленая пустыня... И только заросшие сорняком, полуразрушенные братские могилы геройски погибших здесь осенью 1942 года моих соотечественников как бы спрашивают: «Что же вы натворили, потомки?..»
Hitcliff. По-моему, нужно сохранять не столько память, сколько сами деревни и нормальный здоровый образ жизни. Возможно, начать нужно с создания поисковых групп и отрядов, но кончить нужно не фотографиями, документами, воспоминаниями и свидетельствами, а повторным заселением этих деревень. Лучше всего это сделать, объединившись в общины, в которые бы входили в том числе и потомки живших в деревнях людей, и отправляться на восстановление этих деревень, организацию в них нормальной человеческой жизни с православной религией и собственным хозяйством, как личным, так и коллективным. Возможно, что найдутся люди, которые согласятся продать свое жилье в городе и совсем переехать в такие деревни.
Можно уже сейчас создавать фонд восстановления русской деревни. Я лично готов в него регулярно сдавать деньги. А будет дело – так и трудиться.
MASKA. Протестовать надо против разрушения деревень, а не памятники ставить. Памятников у нас, слава богу, хватает.